Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:16, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение роли науки в формировании образования. Для достижения поставленной цели был определен следующие задачи: рассмотрение этапов развития образования; анализ зависимости образования от науки; оценка роли науки и образования в становлении личности; рассмотрение соотношения науки и образования.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава 1. Становление системы образования. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Образование как процесс и средство трансляции культуры в первобытном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Классическое образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Состояние образования в XX веке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Наука и образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1. Наука и образование в современных условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2. Роль науки и образования в формировании личности. . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3. Интеграция науки и образования в современном обществе. . . . . . . . . . .27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра истории, философии и социальных наук
Реферат
для сдачи кандидатского минимума
по истории и философии наук
РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Выполнил:
аспирант кафедры
перевода, переводоведения и
межкультурной коммуникации
Кузнецова Л.В.
Проверил:
Литвин Вячеслав Львович,
кандидат философских наук,
доцент
Иркутск - 2011
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава 1. Становление системы образования. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Образование как процесс и средство трансляции культуры в первобытном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Классическое образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Состояние образования в XX веке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Наука и образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1. Наука и образование в современных условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2. Роль науки и образования в формировании личности. . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3. Интеграция науки и образования в современном обществе. . . . . . . . . . .27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Введение
В современном понимании наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
Наука имеет важное значение во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, также это показатель экономического, культурного, цивилизационного, образованного современного развития государства. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. Значительную роль наука играет в образовательной сфере.
Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности. Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием, идейно-нравственными ценностями, умениями, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
Целью данной работы является рассмотрение роли науки в формировании образования. Для достижения поставленной цели был определен следующие задачи: рассмотрение этапов развития образования; анализ зависимости образования от науки; оценка роли науки и образования в становлении личности; рассмотрение соотношения науки и образования.
Актуальность данной работы заключается в том, что социальный институт образования играет важную роль в процессе функционирования и развития общества. Поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлого. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которой является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование – обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.
В ходе работы были использованы труды философов В.П. Кохановского, А.И. Липкина, Т.П. Матяш, А.Л. Никифорова; труды специалистов в области образования Б.С. Гершунского (Философия образования в XXI веке), А.В. Духавнева (История зарубежной педагогики и философия образования), А.С. Запесоцкого (Образование: философия, культурология, политика), А.Н. Кочергина (Философия образования) и др.
Глава 1. Становление системы образования.
1.1. Образование как процесс и средство трансляции культуры в первобытном обществе.
Деятельность человека в своей основе организована и целенаправленна, и в организации своих действий человек опирается на знания. Именно знания, получаемые посредством образования, позволяют ему расширить границы своего существования, без чего не может продолжаться его жизнь. Знания позволяют предвидеть ход событий, поскольку они неизменно включаются в структуру самих методов действия. Методы характеризуют любой вид деятельности человека, и в их основе лежит выработка особых орудий, средств деятельности. Как выработка орудий деятельности, так и их применения основаны на знаниях, что и дает возможность успешно предвидеть результаты этой деятельности.
Становление человеческого общества связывают с возникновением и развитием его культуры – нормативной системы материальных, организационных и духовных средств обеспечения существования человека через деятельность по разрешению возникающих у него проблем, смысл которой состоит в приведении мира к состоянию, позволяющему человеку в нем выживать. Такое отношение к миру формирует сознание – человеческого органа осознания и анализа проблем, проектирования коллективной деятельности.
Совокупность знаковознаниевых нормативов, необходимых для работы сознания и обеспечения культурной деятельности общества, всех его членов, называется социокодом. В состав социокода входят образцы общественно полезных предметов, орудий и сооружений, стандарты поведения и мышления, нормативные представления о мире и человеке (Петров, 1991: 57). С древнейших времен человек, который не отвечал признакам социокода, т.е. не являлся его носителем, не признавался человеком, т.е. членом общины, племени, общества. Поэтому важнейшей стороной культуры является трансляция (от лат. передача), т.е. обеспечение ее бесперебойного функционирования и воспроизводства в поколениях. Каждое новое поколение должно научиться всему тому, что умели предки, и в этом – залог выживания его самого, всего общества и человечества. Именно эту задачу решает образование как социальный институт (Матяш, 2006: 452).
В примитивных,
первобытных обществах
Приобщение молодых людей к культуре в эту эпоху обеспечивала система инициаций, которая заключалась в проведении юношей и девушек через ряд испытаний, связанных с необходимостью преодоления различных стрессовых переживаний в искусственно созданных экстремальных условиях (голод, холод, страх в незнакомой ситуации, с последующим обучением навыкам индивидуальной и коллективной охоты, скотоводства и полеводства – для юношей; длительная и монотонная домашняя работа – для девушек). Главным результатом этого было перерождение сознания ребенка в сознание взрослого, задействование волевого потенциала – основу терпеливости и послушания, необходимых для усвоения чужого и малопонятного культурного опыта взрослых, оторванного от непосредственных потребностей.
Постепенное накопление орудий и техник материального обеспечения жизни, знаний об окружающей среде и организационных технологий привело к первоначальному разделению труда внутри одного племени. Появляются потомственные охотники, умельцы, скотоводы, хлебопашцы, знахари и т.д., каждые – со своим образом жизни, своими знаниями, умениями и взглядами. Передача таких потомственных знаний и умений происходила в рамках семьи: естественное участие младших в делах старших ограничивалось только возрастными факторами. Передача культурных ценностей не была отделена от непосредственных процессов жизнеобеспечения, как и жизнь и сознание индивида – от жизни и сознания племени (Матяш, 2006: 453).
По мере развития культуры в ней, наряду со знаниями и умениями, обеспечивающими достижение нужных результатов, все большее значению начинает приобретать знания и умения, необходимые для достижения целей все более отдаленных по времени и по ситуации (например, сезонный перегон скота, полевые работы, подготовка к стихийным бедствиям и т.п.). Такие знания не связаны непосредственно с потребностями человека, это знания о закономерных связях, накопленные культурным опытом, для усвоения которых требуется дополнительная, искусственная мотивация. Постепенно начинает складываться профессиональная структура общества, и происходит трансмутация (от лат. передача изменения) первоначального личноименного социокода. Он превращается в профессиональноименной социокод (когда имя связано с профессиональным и общественно признанным мастерством), включающий в себя прежний социокод как подчиненный и формализованный элемент, сохраняющий самостоятельное значение только для определенного возраста.
1.2. Классическое образование
Школы и учебные заведения, как мировые образовательно-воспитательные системы, прошли многовековой путь исторического развития. С одной стороны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происходивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов. Здесь следует привести высказывание Цицерона, точно подметившего связь между историей и образованием, обучением: «История – это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» (Духавнева, 2000: 302).
По мере развития общества, разделения его на бедных и богатых, целостность индивидуальносоциальной мотивации усвоения опыта взрослых молодыми начинает разрушаться. Для молодого человека из богатой семьи, изначально обеспеченного всем необходимым для выживания, такая проблема совсем не стоит, и он не видит никакого смысла в усвоении знаний и умений, важность применения которых лично для него не очевидна. Поэтому он не понимает смысла общественных норм и культурных ценностей. Выясняется, что естественная система семейного обучения дает сбой из-за занятости родителей на общественной работе и из-за сверхзаботы родителей о своем ребенке. Это означает возникновение трудностей в трансляции профессионально-именного социокода: молодой человек предпочитает реализовать себя в рамках личноименного социокода (путем совершения «подвигов»).
Уже в древние века выясняется, что стихийно складывающиеся образовательные традиции не являются достаточно эффективными и не удовлетворяют общественные потребности. Известный философ Древнего Рима Марк Фабий Квинтилиан критиковал практику наказаний, делающих из ученика раба, и предлагал заменить ее принципом соревновательности.
Философы Древней Греции искали оптимальную совокупность факторов такого влияния на ученика, которое делало бы из него идеального человека и образцового гражданина. Они называли это пайдейей – культурной средой (реализующей идею человекоразмерности в полном объеме), формирующей в человеке самостоятельность во всех отношениях, способность решать любые проблемы, в соответствии с традициями и общественными интересами, образованность, воспитанность, любовь к искусствам, физическую культуру. Платон считал, что приучать детей к нужным видам деятельности следует только постепенно, чтобы не вызвать у них сразу сильной негативной реакции. Аристотель уже прямо сформулировал общие цели образования: формирование у ученика интеллектуальных и практических умений, а также нравственных качеств, что и определило в дальнейшем главную методологическую проблему педагогики: создание методов обучения, гарантирующих гармоничное соотношение этих трех моментов с учетом всех социальных и иных различий обучаемых, и в соответствии с культурно-национальными особенностями общества на каждом этапе его развития – это и задает содержание термина «пайдейя» (Кочергин, 1996: 132).
В Средние века, в условиях господства христианской религии, целевой фокус образования смещается на духовно-нравственное воспитание, суть которого заключалась в формировании сознательной установки на смирение, беспрекословное повиновение и служение Богу и государю. В эту эпоху в монастырских школах создается систематическое и методичное, многоступенчатое образование, позволяющее, используя личные интересы учеников, отделять более способных от менее способных, тем самым обеспечивая профессиональные и социальные потребности церкви. Единственной формой усвоения знаний становится запоминание традиционных понятийных систем – Библии и ее канонических толкований. Так, в эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. Несколько позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью системы формального образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно ограниченному числу лиц, выходцам из богатых и престижных сословий. Революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения. Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей (Духавнева, 2000: 267).
Информация о работе Роль науки и образования в формировании личности