Роль науки и образования в формировании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение роли науки в формировании образования. Для достижения поставленной цели был определен следующие задачи: рассмотрение этапов развития образования; анализ зависимости образования от науки; оценка роли науки и образования в становлении личности; рассмотрение соотношения науки и образования.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

Глава 1. Становление системы образования. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Образование как процесс и средство трансляции культуры в первобытном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Классическое образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Состояние образования в XX веке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Наука и образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1. Наука и образование в современных условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2. Роль науки и образования в формировании личности. . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3. Интеграция науки и образования в современном обществе. . . . . . . . . . .27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

Реферат философия 07-05-11.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Образование, также  как и наука, является социальным институтом. Своего рода основой социального института в социологии считается совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Это представляет собой совокупность норм, регламентирующих и организующих людей по поводу обучения. Таким образом, говоря о взаимодействии науки и образования, следует учитывать, что речь идет о взаимоотношениях двух важнейших социальных институтов, которые нередко называют макроинститутами общества (Голубинцев, 2007: 349).

Являясь социальным институтом, образование представляет собой  сложную социальную организацию. Это относится не только к вузовскому, но и к школьному его уровню. Так, на уровне среднего образования социальная организация рассматриваемого социального института включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования, тысячи школ и соответственно миллионы учащихся, значительное число преподавателей и специалистов.

В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира и сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методики. Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может санкционировать изменение структуры образования, т.к. распространяется на все его компоненты: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки. Образовательные модели опираются на научные достижения и предполагают наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов. Сам процесс образования – это взаимодействие двух полюсов: полюс, где сосредоточена информация (педагог) и полюс, к которому она трансформируется (обучаемый). Процесс образования отличается от спонтанного «научения» тем, что носит целенаправленный характер и имеет свою логику, формы, стандарты, установки и принципы. Образование – это интегративный процесс, включающий компоненты: обучения, передачи и сохранение традиций, развития эвристической и поисковой деятельности. Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений в образовательной системе и внедрение новых образовательных технологий.

Взаимодействие  науки и образования обеспечивает развитие последнего, которое базируется на глубоком постижении изучаемых объектов, с одной стороны, строго научном подходе к самому процессу обучения, с другой. Совершенствование процесса получения образования возможно в полной мере лишь при постоянной опоре на достижения науки (Гершунский, 1998: 304).

В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира. Кроме того, сфера образования опирается на научно разработанные методы. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса (на его цели, средства, принципы, и, конечно же, на его результаты). Необходимо отметить, что в ходе образовательного процесса большинство людей знакомится с наукой, ее достижениями, возможностями, проблемами. В ходе образовательного процесса, базирующегося на результатах научных исследований, осуществляется подготовка индивида к жизнедеятельности в данном обществе. Причем структура обучения определяется данными науки и может быть изменена благодаря ее «приговору».

Мыслительная  деятельность педагога определяется научно-мировоззренческими основоположениями, что также свидетельствует о необходимости стабильного взаимодействия науки и образования. Образовательная система – своеобразный барометр изменений в науке и технике, она четко реагирует на них, постоянно корректирует свои составляющие под влиянием полученных ими достижений. Этот процесс непрерывен.

Между субъектами в сфере образования складываются отношения, которые носят социально-институциональный характер: этим отношениям придана организационно-правовая форма. Основным содержанием образования выступает, прежде всего, обучение, то есть владение знаниями, умениями, навыками (среди которых особо значимы навыки самообразования). В силу этого образовательный процесс осуществляется в рамках системы учебных форм деятельности, которые ориентированы на социальные потребности общества, на определенный социальный заказ (Кохановский, 2005: 62).

Необходимо  отметить, что благодаря развитию науки и техники (конец XX века), оказавших влияние на образование, развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний, что повлекло за собой более качественное обучение. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Развитие современной науки потянуло за собой развитие более качественного образования.

Возрастание роли техники и технического знания в жизни общества характеризуется зависимостью науки от научно-технических разработок, созданием новых методов и подходов, основанных на техническом способе решения проблем в разных областях знания. Современное понимание технического знания и технической деятельности связывается с традиционным кругом проблем и с новыми направлениями в технике и инженерии, в частности с техникой сложных вычислительных систем, системотехникой и др. Научно-технический прогресс выдвинул на передний план проблему применения техники нового типа. Подобная техника – электронно-вычислительные машины, автоматизированные системы управления, в наше время проникла в самые разнообразные области общественной жизнедеятельности и науки, что способствовало современному профессиональному образованию.

Развитие компьютерной техники и технологии также дают возможность ученым производить сложнейшие расчеты, анализировать вероятностные ситуации, строить математические модели различных процессов. Современные персональные компьютеры имеют огромную скорость обработки информации, большие объемы памяти, позволяющие осуществлять практически любые расчеты. Так компьютер является инструментом для повышения уровня образования.

Современные исследователи  предлагают выделять две общие как  для образования, так и для науки функции. Во-первых, это функция, предполагающая неогуманистическую ориентацию, в которой присутствуют ценностные ориентации на выживание человечества. Суть ее сводится к транслированию последующим поколениям не только совокупности накопленных знаний, но императивов на будущее, содержащих заботу о будущих поколениях. Вторая, тесно связанная с первой, экологическая функция направлена на сохранение природы вообще (ресурсов, Земли, биосферы) и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека. Современная система образования стремится к изменению парадигмы образовательного процесса в направлении от техногенно-экономической к эколого-гуманистической. На вопрос о том, выживет ли человечество в техногенном мире, ученые отвечают, что это во многом зависит от того, насколько наука и образование совместными усилиями будут заботиться о нашем будущем.

Как известно, цель научной деятельности состоит в получении нового знания, а цель образования – в передаче знаний новым поколениям людей. Эти цели взаимообусловлены: если нет первого, то невозможно и второе. Но наука и образование столкнулись в последние десятилетия XX века с новыми вызовами, потребовавшими переосмысления институциональных и экономических форм научной работы в сфере высшего образования. Возникли рыночные экономические механизмы функционирования науки и образования, отличающиеся от прежнего традиционного бюджетного финансирования (в зарубежной терминологии именуемого блок-грантами) (Голубинцев, 2007: 342).

Современное общество пришло к пониманию того, что образование представляет собой один из наиболее выгодных объектов для капиталовложений, и, прежде всего, когда речь идет именно о системе образования для молодежи. Этот вывод диктует необходимость для правительств во всех странах мира стремиться к тому, чтобы образование имело абсолютный приоритет в бюджете каждого государства.

В современном  постиндустриальном мире от повышения  образовательного уровня отдельных его членов выигрывает все общество в целом. Причем в соответствии с теорией «человеческого капитала», появившейся в 60-х годах XX века в США, общество в целом выигрывает намного больше, чем конкретный индивидуум, получающий образование. Повсеместное введение массового высшего образования в XX веке стало возможным потому, что количество «сэкономленного» общественно необходимого времени, которое общество может получить от подготовленного в вузе специалиста, в среднем в 6-10 раз превышает затраты на подготовку. Средний уровень образования трудящихся США уже к 1985 году оценивался в 13,1 года обучения (Гершунский, 1998: 312).

Причины возникновения  мирового академического капитализма (по терминологии С. Слотера и Л. Лесли) кроются в процессах глобализации экономики и политики развитых стран мира, происходящих в последние десятилетия. Процессы получили дополнительный импульс в 90-х годах XX века в связи с переходом России и других стран, образовавшихся на пространстве бывшего СССР, а также бывших социалистических стран Европы и Азии на рыночный путь развития. Другой глобальной причиной стали трансформации мировой индустриальной экономики в экономику, основанную на знаниях (постиндустриальное общество).

Кроме занятий в области свободно выбранной научной тематики и неизбежных занятий со студентами, возникла новая проблема – необходимость заниматься деятельностью, направленной на обеспечение финансового благополучия, тот скрытый лейтмотив многочисленных тревожных публикаций о судьбах мировой науки и высшего образования нашел выражение в заголовке «Потерянный рай», которым озаглавили вводный раздел своей книги «Предприятие Университет» С. Маргинсон и М. Консидайн. Эта книга была опубликована в США в 2000 году (Голубинцев, 2007: 153).

Большинство зарубежных стран стремится не разрывать процессы получения и распространения нового знания. В силу этого обстоятельства западные университеты выполняют как научную, так и педагогическую функции одновременно. В нашей стране вузовские ученые также являются преподавателями, но акценты в руководстве научной и педагогической деятельностью расставлены по-иному: так называемой Большой наукой занимается Академия наук, имеющая в своем составе около трехсот научно-исследовательских институтов, а образование курируют министерства и агентства, являющиеся государственными органами управления (Гирусов, 2007: 261).

Ныне Российская академия наук – это самоуправляемая научная организация, объединяющая в своем составе 18 отделений по важнейшим отраслям и направлениям современной науки. В ее структуру входит около 300 научных учреждений. Российская академия наук не только публикует научные труды, присуждает медали и премии за научную деятельность, поддерживает международные научные связи, но и готовит научные кадры.

Таким образом, взаимодействие науки и образования в нашей стране определяет состояние ее научного потенциала, который характеризуется количеством и качеством специалистов. Их подготовку осуществляют высшие учебные заведения.

 

2.2. Роль  науки и образования в формировании личности

Наука охватывает все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Безусловно, роль науки значима в образовании. В основании современного образовательного процесса лежат научная картина мира и научно обоснованные подходы. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса, такие как цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Научные принципы выступают основными единицами образовательной матрицы, они включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит подготовка человека к жизнедеятельности в данном обществе, формирование зрелой личности, встреча индивида с наукой.

Функции науки  меняются от эпохи к эпохе и  функции науки в жизни общества, ее место в культуре и ее взаимодействие с другими областями культурного творчества. Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию – становится производительной силой общества. ХХ век может быть охарактеризован как все расширяющееся использование науки в самых различных областях социальной жизни. Наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы. Культурная функция науки не сводима только к оценке результатов научной деятельности, но обнаруживает себя в процессе формирования человека как субъекта деятельности и познания. Функции науки как фактора социальной регуляции проявляются в воздействии на потребности общества и как условие рационального управления. Регулятивная функция науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения и подключения к исследовательской работе. Ученый всегда – представитель той или иной социокультурной среды. Социальная функция науки и в том, что научные методы и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития, а также для решения глобальных проблем современности. Проективно-конструктивная функция науки – создание качественно новых технологий.

Наука оказывает  направленное воздействие на образовательный  процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие принципы присутствуют в самих воспитательных и образовательных доктринах, в составе мыслительной деятельности педагога, пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса. Они опираются на научные обоснования и достижения многообразных наук о человеке, таких как антропология, педагогика, психология, физиология и пр. Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности. Это процесс вхождения индивида в образ универсального субъекта, наследующего переданный ему потенциал предшествующего развития поколений. Образование предполагает в качестве своего результата формирование смысловой сферы, обращенной внутрь субъекта познания и влияющей на его жизненную позицию, поведенческий и социальный выбор (Кохановский, 2005: 64).

Информация о работе Роль науки и образования в формировании личности