Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:16, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение роли науки в формировании образования. Для достижения поставленной цели был определен следующие задачи: рассмотрение этапов развития образования; анализ зависимости образования от науки; оценка роли науки и образования в становлении личности; рассмотрение соотношения науки и образования.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Глава 1. Становление системы образования. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Образование как процесс и средство трансляции культуры в первобытном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Классическое образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Состояние образования в XX веке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Наука и образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1. Наука и образование в современных условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2. Роль науки и образования в формировании личности. . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3. Интеграция науки и образования в современном обществе. . . . . . . . . . .27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Целостный процесс образования служит интересам общества и личности. Формирование современного типа личности предстает не просто как передача тех или иных знаний, но и как целостный процесс обработки, возделывания, окультуривания личности учащегося. Образование – это интегративный процесс. В нем присутствует компонент обучения, компонент передачи и сохранения традиций, творческий компонент, предполагающий развитие эвристической и поисковой деятельности. Образование представляет собой необходимую ступень социализации личности. Данный процесс нацелен на подготовку новых поколений, обеспечивающих неуклонное развитие человеческой цивилизации. Образование носит интегративный характер, его нельзя сводить только к деятельности учебных заведений: оно пронизывает процесс всей жизнедеятельности людей.
Образование предстает как непрерывный процесс, который проходит через свои институциональные формы, т.е. совершается как в рамках официальные учебных заведений, имея систематический характер, так и вне их в процессе всей жизнедеятельности людей. Процесс образования предполагает приобщение к базовым ценностям культуры и объединяет в себе обучение и воспитание. Образование обеспечивает необходимую подготовку личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки. Без повышения качества и уровня образования невозможно эффективное применение современной техники, ее развитие и внедрение новых научных достижений (Матяш, 2006: 475).
Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образовательного процесса, в которых была бы значима его гуманитарная составляющая, ориентация на толерантность, сбалансирование научного и духовного содержания. В настоящее время говорят о поликультурном образовательном пространстве, весьма актуальном для многонациональной России. Утверждается личностно-ориентированная модель научного образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Эта задача реализуется с учетом возможностей новых информационных технологий. Актуально выделение зоны самообразования, которая в силу своей разнонаправленности может значительно отдаляться от стандартов, рекомендованных наукой.
Влияние науки на образовательный процесс ведет к выделению следующих уровней: операционального (освоение логики учебного предмета); межоперационального (совокупность дисциплин данного учебного курса); тактического (отвечает за формирование содержания знания на основании пройденных дисциплин); стратегического (ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности); глобального (свидетельствует о сущностном ядре личности как результата интегративного и направленного образовательного процесса). (Кохановский, 2005: 64).
Система образования включает в себя ряд важнейших ступеней: дошкольное, школьное начальное, неполное и полное среднее, среднее специальное и высшее образование. Кроме того, в системе образования особое место занимает подготовка кадров высшей квалификации. Сюда относятся аспирантура (адъюнктура) и докторантура. Причем, специфической особенностью последних является то, что они находятся на стыке сфер влияния двух социальных институтов – образования и науки.
Иногда выделяют непрофессиональную (общую) и профессиональную системы образования. Непрофессиональная включает в себя, с одной стороны, детские сады, студии, кружки, школьное обучение, семейное образование, репетиторство и т.д., а с другой – виды обучения, направленные на развитие общей культуры, на удовлетворение познавательных потребностей, на подготовку к бытовым и досуговым занятиям: увлечения (хобби), коллекционирование, занятия в кружках и студиях.
Профессиональное образование осуществляется в нашей стране в профессионально-технических училищах, на курсах подготовки к профессиям, с помощью системы занятий на рабочих местах, в среднеспециальных учебных заведениях, в гимназиях, колледжах. Профессиональное образование представляется также в университетах, институтах, академиях, на курсах повышения квалификации, в аспирантуре и докторантуре (Запесоцкий, 2002: 47).
Среди современных
методов образования
В то же время, отмечаются многочисленные негативы современного образовательного процесса, потеря качества из-за вписанных в него отношений коммерциализации, проявляющимся в данной сфере бюрократизмом. По мнению В.П. Кохановского, система образования должна являться тем социальным лифтом, который обеспечивает пополнение социальной прослойки интеллигенции, подъем всего общества на новый интеллектуальный уровень на основе лучших достижений наиболее одаренных, талантливых и неординарных личностей из совокупной массы обучающихся (Кохановский, 2005: 65).
В.И. Вернадский подчеркивал, что содержание науки не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой наукой картиной мира. Главным живым содержанием является научная работа живых людей. Наука представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, субъектами познавательного процесса. Однако, то, что наука является институтом, в котором десятки тысяч людей нашли свою профессию, - результат недавнего развития.
Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями, которые по-разному проявляются в традиционном и техногенном обществах. В традиционном обществе («закрытого типа») личности не свойственна автономия и реализовать себя человек может лишь в составе какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей. Для техногенного общества характерна интерпретация автономии личности как возможность активного деятельного отношения ко всем происходящим процессам. Преимущественно эта деятельность экстенсивна, направлена на переделку и преобразование внешнего мира. Только в XX веке профессия ученого становится сравнима по значению с профессией церковника и законника. Вернадский отмечал, что главным, живым содержанием науки является научная работа живых людей. В эпоху научно-технического прогресса в большой науке выделяются следующие типы научной ориентации ученых: эвристическая, поисковая - выдвижение новых идей; аналитическая и экспликационная (уточняющая); проверка и обоснование имеющихся знаний; приложение научного знания. Таким образом, ученые делятся на теоретиков, практиков, эмпириков, классификаторов и аналитиков. Сегодня наиболее распространен тип ученого, который занимается решением многоплановой проблемы. Научно-исследовательская деятельность является необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой невозможно нормальное существование и развитие общества.
Круг задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества – подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества, что является одним из функциональных важнейших требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями, такими как училища, техникумы, институты, университеты. Современное развитие науки, в свою очередь, ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека.
2.3. Интеграция науки и образования в современном обществе
Как уже отмечалось, радикальные
технологические, экономические, культурные
сдвиги, охватившие все социальные институты
общества в последней четверти XX века,
не могли не затронуть и систему образования.
Растущая роль знаний и информации в социальном
развитии, превращение их в один из ключевых
факторов благосостояния и конкурентоспособности,
бурный рост информационно-
Важность научных знаний в современном обществе настолько велика, что две ранее самостоятельные сложные системы «наука» и «производство» объединяются в единую, более крупную систему «наука – производство». Последняя представляет собой сложную эволюционирующую систему с высокой интенсивностью накопления и применения новых знаний.
По мнению Д. Ходжсона, в подобной системе необходимо все более интенсивно учиться, поскольку повышается уровень требуемой трудовой отдачи. Растет потребность в высококвалифицированных работниках, обладающих разносторонними навыками и повышенными способностями к быстрому обучению и адаптации. От менеджеров и наемных работников требуются все большие познавательные возможности, например, экономика становится все менее «машинно-интенсивной» и все более «знание-интенсивной» (Ходжсон, 2001: 32-45).
В подобных случаях происходит сдвиг от чисто технических навыков к интеллектуальным. Это закономерно приводит к возрастанию роли образования и образовательной системы, в результате чего возникает новая большая и сложная система «наука – производство – образование». Однако объединение всех трех составляющих происходит без уничтожения уникальности каждой из подсистем, а предполагает их тесное взаимодействие.
Как отмечает В.О. Голубинцев, в России возникла и сложилась самостоятельная система высшего образования, обладающая как общими (для аналогичных систем многих стран), так и уникальными свойствами. В определенный период своей истории она обеспечивала высокий уровень подготовки и отвечала потребностям развитого индустриального общества. Но сегодня она сталкивается с теми же проблемами быстрого устаревания знаний и необходимостью смены ключевой парадигмы образования, что и вузы других стран. Наряду с этим, переходный период породил потребность в массовой переподготовке кадров для ныне возникающих и реформирующихся социальных институтов. Осознание этих проблем отражается в государственных документах, касающихся модернизации российского образования. Сложность их решения усугубляется острой нехваткой бюджетного финансирования и несформированностью эффективных отношений, препятствующей созданию системы многоканального обеспечения образования, особенно высшего (Голубинцев, 2007: 154).
Российское государство обладает решимостью сохранить свою роль в поддержке системы образования, но это не освобождает образовательные учреждения от необходимости самостоятельно вырабатывать и осуществлять стратегию своего развития. В этих условиях перед университетами стоят насущные задачи реформирования своей деятельности с учетом потребностей современного общества, анализа международного опыта и адаптации его к нашим традициям. Механическое копирование моделей и принципов, созданных в совершенно иных исторических, социокультурных, экономических условиях – дело неэффективное и ненужное, однако их критическое осмысление и применение с учетом наших условий и культуры крайне необходимо (Кочергин, 1996: 146).
Современное общество нуждается в постоянно расширяющемся притоке новых продуктов, технологий, идей. Быстро обновляющиеся наукоемкие технологии требуют не безликих, бездумных исполнителей, а творчески мыслящих, активных специалистов, постоянно пополняющих свои знания для ускоренного освоения новых поколений техники и производственных процессов. В результате традиционная концепция обучения и образования, базирующаяся на передаче суммы знаний, умений и навыков, сменяется новой, выдвигающей на первый план формирование способностей их самостоятельного творчества. Обучение соединяется с производительным трудом и поисковой деятельностью, а процесс образования продолжается постоянно на протяжении всей человеческой жизни (Запесоцкий, 2002: 53).
Интеграция науки, образования и инновационной деятельности – один из решающих факторов развития общества, основанных на знаниях. Так возникли и развиваются две тенденции профессионального образования, характерные для эпохи перехода к постиндустриальному обществу: интеграция всех его уровней (начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовской профессиональной подготовки и переподготовки) и развитие системы многоступенчатого профессионального образования, а также различные формы производственно-вузовского обучения, когда в течение всего периода подготовки или, начиная со времени специализации, студенты чередуют учебу с работой в научных и производственных подразделениях университета.
Интеграция науки и образования
имеет исключительное значение для обеспечения
их конкурентоспособности. Именно качество
приходящих в академические и отраслевые
научные организации новых поколений
специалистов определяет уровень последующих
научных достижений и их возможный прикладной
потенциал. Интеграция способствует не
только активному участию преподавателей
вуза в исследовательской работе, но и
позволяет создать профессионально-
Структурной основой образовательной и научной деятельности классического российского университета являются его кафедры. При кафедрах создаются учебные и научно-исследовательские лаборатории, тематически связанные с направлением образовательной работы коллектива кафедры. Кафедры объединяются в факультеты, обеспечивающие подготовку по некоторому спектру достаточно близких специальностей. Помимо ведения общих дисциплин, учебно-научный комплекс «выпускающей» кафедры в целом обеспечивает также специализацию студентов старших курсов в рамках той или иной специальности или направления, проведение научных исследований.
Информация о работе Роль науки и образования в формировании личности