Роль науки и образования в формировании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение роли науки в формировании образования. Для достижения поставленной цели был определен следующие задачи: рассмотрение этапов развития образования; анализ зависимости образования от науки; оценка роли науки и образования в становлении личности; рассмотрение соотношения науки и образования.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

Глава 1. Становление системы образования. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Образование как процесс и средство трансляции культуры в первобытном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Классическое образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Состояние образования в XX веке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Наука и образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1. Наука и образование в современных условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2. Роль науки и образования в формировании личности. . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3. Интеграция науки и образования в современном обществе. . . . . . . . . . .27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

Реферат философия 07-05-11.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

В ряде российских классических университетов для решения крупных комплексных проблем созданы научно-исследовательские институты. При этом они либо входят в состав соответствующего по профилю факультета, либо подчинены непосредственно руководству вуза.

Как отмечает А.И. Липкин, кафедры вуза и отделы (или лаборатории) научно-исследовательских институтов являются той основной формой, в которой происходит становление и развитие научно-педагогических школ, определяющих, в конечном счете, учебно-научный потенциал университета. Поэтому при организационных мероприятиях по налаживанию взаимодействия учебно-научных подразделений, учитывается не только творческий характер работы таких групп, но и особая роль их лидеров. Происходит становление коллектива, все (или почти все) члены которого ведут и научную, и педагогическую работу в рамках общего учебно-научного поля. Таким образом, многие российские классические университеты имеют значительный положительный опыт организации подготовки кадров на базе научных исследований (Липкин, 2007: 396).

Трансформация характера и содержания образования приводит к соответствующей трансформации структур организации и управления университетов. Создаются подразделения, обеспечивающие функционирование университета как единого хозяйственного комплекса – от маркетинговых отделов до ремонтных служб.

По мнению Б.С. Гершунского, современный университет – это уже не только высшая профессиональная школа, ориентированная на подготовку высококвалифицированных специалистов с глубокой профессиональной и фундаментальной подготовкой, и центр фундаментальных научных исследований, а сложная многопрофильная структура, органично сочетающая в себе образовательную, научную и инновационную деятельность и вносящая реальный вклад в повышение региональной и национальной конкурентоспособности (Гершунский, 1998: 312).

В результате многолетних усилий ряда вузов в стране уже появилось несколько крупных учебно-научно-инновационных (учебно-научно-производственных) университетских комплексов, включающих в себя как образовательные учреждения различного уровня (институты, колледжи, лицеи, структуры послевузовского и дополнительного образования), так и малые и средние инновационные предприятия, исследовательские и проектные организации. В итоге достигнуты такие важные результаты, как повышение качества образования на базе интеграции учебной, научной и инновационной деятельности, сосредоточение всех этапов инновационного цикла в рамках контролируемых вузами инновационных структур (что уменьшает время разработки, снижает затраты и повышает рентабельность деятельности), усиление организаций в активизации инновационной деятельности в регионах (Голубинцев, 2007: 157).

Последнее представляется особенно важным. В современной ситуации университеты должны активно налаживать связи с местными властями и бизнес-сообществом, причем не только в плане предложения своей интеллектуальной продукции, но и в плане формирования спроса на нее. Формировать инновационную культуру и стимулы – одна из первоочередных задач российских университетов как центров производства и распространения знаний. Именно высшие учебные заведения через свой главный продукт – квалифицированных специалистов – могут в наибольшей степени влиять на общество, прививая определенную культуру и систему ценностей.

Одним из путей профессиональной и творческой самореализации работников высшей школы может стать активизация вузовского научно-инновационного предпринимательства. Открытие преподавателями и научными сотрудниками собственного дела с целью превращения своих научных идей в коммерчески доходный рыночный продукт и привлечение к этому студентов в качестве младшего персонала – один из эффективных способов интеграции учебной, научной и инновационной деятельности. Кроме того, предоставление молодым ученым возможности обеспечить достойную жизнь за счет интеллектуального труда может помочь решить проблему оттока кадров и старения кадрового состава высшей школы.

Интеграция науки и образования имеет значение для обеспечения их конкурентоспособности. Именно качество новых поколений специалистов, приходящих в академические и отраслевые научные организации, определяет уровень последующих научных достижений и их возможный прикладной потенциал. Интеграция позволяет создать профессионально-образовательные программы и предоставить лабораторное оборудование, отвечающие современному состоянию науки.

Наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Вместе с тем, содержание образования является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, также оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.

 

 

 

Заключение

Рассмотрев этапы становления образования, соотношение науки и образования, мы можем прийти к выводу, что наука – одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие – важнейший фактор обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решающие проблемы, встающие перед человеком.

Сила науки  заключается в истинности научных  знаний. В основе науки, научных исследований лежит научная мысль. Развитие науки  и научной мысли – два взаимосвязанных  и взаимообусловленных процесса. Развитие науки неизбежно развивает мышление, мышление, мозг человека, и общество неизбежно вступит в стадию общества разума.

Наука влияет на образование, формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в определенном обществе. Благодаря этому люди приобщаются к жизни, социализируется и интегрируется в социальную систему.

На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, таких как научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям.

По своей  структуре, образование, представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

Образование носит  интегративный характер, его нельзя сводить исключительно к деятельности учебных заведений, так как оно пронизывает процесс всей жизнедеятельности людей. Образовательная система представляет собой своеобразный барометр изменений в науке и технике. Она четко реагирует на них, постоянно корректирует свои составляющие под влиянием полученных ими достижений.

Образование, также как и наука, является социальным институтом. Говоря о взаимодействии науки и образования, следует учитывать, что речь идет о взаимоотношениях двух важнейших социальных институтов, которые нередко называют макроинститутами общества. Взаимодействие науки и образования обеспечивает развитие последнего, которое базируется на глубоком постижении изучаемых объектов, с одной стороны, и строго научном подходе к самому процессу обучения, с другой. Совершенствование процесса получения образования возможно в полной мере лишь при постоянной опоре на достижения науки. Сфера образования опирается на научно разработанные методы.

Развитие компьютерной техники и технологии в области науки дают возможность ученым анализировать вероятностные ситуации, производить сложнейшие расчеты, строить математические модели различных процессов и т.д., что оказывает влияние и на образование. Так, роль образования состоит в том, чтобы постоянно создавать и совершенствовать активный фонд знаний и повышать его эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Аллахвердян, А.Г. Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки [Текст] / А.Г. Аллахвердян. – М.: Логос, 2005. – 308 с.
  2. Вернадский, В.И. Избранный труды по истории науки [Текст] / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1981. – 189 с.
  3. Гершунский, Б.С. Философия образования в XXI веке [Текст] / Б.С Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
  4. Гирусов, Э.В. Актуальные проблемы философии науки [Текст] / Э.В. Гирусов. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 344 с.
  5. Голубинцев, В.О. Философия науки [Текст] / В.О. Голубинцев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 541 с.
  6. Духавнева, А.В. История зарубежной педагогики и философия образования [Текст] / А.В. Духавнева. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 486 с.
  7. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика [Текст] / А.С. Запесоцкий. – М.: Наука, 2002. – 456 с.
  8. Ивин, Р.В. Философия: энциклопедический словарь [Текст] / Р.В. Ивин. – М.: Гардарики, 2006. – 1072 с.
  9. Кальной, И.И. Философия для аспирантов [Текст] / И.И. Кальной. – СПб.: Лань, 2003. – 512 с.
  10. Канке, В.А. Философия: исторический и систематический курс [Текст] / В.А. Канке. – М.: Логос, 2003. – 376 с.
  11. Кондрашов, В.А. Новейший философский словарь [Текст] / В.А. Кондрашов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 672 с.
  12. Кохановский, В.П. Философия науки [Текст] / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 602 с.
  13. Кочергин, А.Н. Философия образования / А.Н. Кочергин. - М.: Новое тысячелетие, 1996.- 288 с.
  14. Кузьмин, Е.И., Фирсов, В.Р. Энциклопедия философских наук [Текст] / Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – СПб.: ЮНЕСКО, 2004. – 96 с.
  15. Лебедев, С.А. Философия науки [Текст] / С.А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2006.- 736 с.
  16. Лебедев, С.А. Философия науки: Словарь основных терминов [Текст] / С.А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2004. – 320 с.
  17. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации [Текст] / Т.Г. Лешкевич. – М.: ПРИОР, 2001. – 428 с.
  18. Липкин, А.И. Философия науки [Текст] / А.И. Липкин. – М.: ЭКСМО, 2007. – 607 с.
  19. Матяш, Т.П. Философия науки [Текст] / Т.П. Матяш. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 496 с.
  20. Никифоров, А.Л. Философия науки. История и теория [Текст] / А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.
  21. Петров, М.К. Язык, знак, культура [Текст] / М.К. Петров. – М.: Наука, 1992. – 297с.
  22. Печенкин, А.А. История науки в философском контексте [Текст] / А.А. Печенкин. – СПб.: РХГА, 2007. – 589 с.
  23. Печенкин, А.А. Современная философия науки [Текст] / А.А. Печенкин. – М.: Наука, 1994. – 254 с.
  24. Степин, В.С. Философия науки и техники [Текст] / В.С. Степин. – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.
  25. Ходжсон, Д. Последствия прогресса знаний и нарастания сложности [Текст] / Д. Ходжсон. – М.: Прогресс, 2001. – 97 с.

Информация о работе Роль науки и образования в формировании личности