Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:43, шпаргалка
Предмет философии права. Современные дискуссии по этому вопросу.
Соотношение философии права и теории государства и права.
И. Кант: виды свободы и границы правового регулирования поведения людей.
Позитивизм — направление юриспруденции, которое, фетишизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.
Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.
Действительно, текстуальная форма права — необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом здесь является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.
35. Современные дискуссии
об «иерархии» естественных
Естественно-правовая доктрина акцентирует истоки
происхождения прав человека как условий
его свободы, его неотъемлемых, неотчуждаемых
свойств. Она ставит права человека превыше государства,
пафос ее направлен на ограничение правами человека тоталитарных притязаний
власти. Вместе с тем, не находя закрепления
в позитивном законодательстве, права человека выступают весьма
неопределенно, размыто и это затрудняет
осуществление государством функции их
обеспечения и защиты. Позитивизм в период
своего возникновения (вторая половина
XIX в.) резко выступал против доктрины естественного права (А.
Меркель, Д. Остин, К. Бергбом и др.).
Следствием позитивистского подхода к
соотношению права и государства, трактовки права
как продукта суверенной государственной
власти явилось рассмотрение прав человека не как его естественных неотъемлемых
свойств, а как " дара" государства. А поскольку
содержание права трактовалось формалистично,
в отрыве от социальных условий, категорий нравственности, человеческого
достоинства, идеи естественно-правовой доктрины, а
главный постулат состоял в подчинении
индивида праву и обязанности беспрекословно его
соблюдать, постольку права человека также служили цели
подчинения индивида государству, а не
утверждения приоритета прав человека по отношению к последнему.
В современном мире позитивистский
подход в области прав человека не должен дистанцироваться
от нравственных категорий свободы, справедливости,самоценности индивида
для того, чтобы законодательно выразить
их в определенном каталоге прав человека. Обретая законодательную
силу, права
12
человека
получают дополнительную "энергию",
а государство обязывает себя гарантировать
и обеспечивать права и свободы. Конституционная практика
развитых государств в известной мере
сняла противостояние естественноправового и позитивистского
подходов к правам человека путем закрепления
основных прав и свобод, которое исключает подавление
и насилие государства по отношению к
личности, отстаивая ее автономию и приоритет прав человека
по отношению к государству. Артур Хефлигер
(Швейцария) в статье " Иерархия конституционных
норм и ее функция в защите прав человека" различает естественные права человека, основные права
и права,
соответствующие Конституции.
По мнению Хефлигера, согласно теории естественного
права имеются права, которые принадлежат индивиду
в целях обеспечения его человеческого достоинства и
которые обладают вневременным действием.
Эта идея воплощена в преамбуле Всеобщей
декларации прав человека.
Западногерманский ученый К. Штерн пишет:
"Основные права, закрепленные в конституциях
государств, базируются на правах человека: они вбирают в себя
содержащиеся в них личностное и естественно-правовое начало. В качестве
существенно нового элемента выступает
позитивно-правоваяинституализа
Таким образом, мы наблюдаем, как конституционная и судебная практика
зарубежных государств смягчает противостояние естественно-правовых
и позитивистских подходов. Причем практика
идет по пути позитивного закрепления естественных
прав и принципов. Это благоприятная
тенденция, снимающая крайность указанных доктрин
— незащищенность естественных прав человека вне государственного
закрепления позитивистского учения от
нравственных, личностных, социальныхценностей.
36. Мировоззренческие и
методологические аспекты
Как соотносится, например, теория государства и права с философией, имеющей также отчасти дело с государственно-правовой материей? Отвечая на данный вопрос, следует прежде всего сказать, что философия является наукой о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания. С теорией государства и права у нее весьма глубокая и многогранная связь, которая прослеживается по разным направлениям.
Теория государства и права широко использует, в частности, философские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.
Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в теории государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как «отношение», «функция», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др. Широкое использование философских категорий и понятий в рамках теории государства и права имеет не только сугубо теоретическое, но и огромное методологическое значение.
Большое значение для развития теории государства и права имеет также широкое использование ею философских законов и закономерностей, а кроме того, огромную важность для нее представляет философский, мировоззренческий аспект. Ведь не следует забывать, что философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. И тем, на каких мировоззренческих позициях стоит исследователь, в значительной мере будут определяться и результаты его исследований.
В учебной и научной литературе совершенно справедливо в связи с этим указывается на то, что «обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства и права» позволяет исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов государства и права.
Прямая и остро ощутимая зависимость государственно-правовых теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений прослеживается на всех этапах развития человеческого общества.
Идеалистические основы мировоззрения зачастую способствовали выработке и насаждению антидемократических государственно-правовых теорий и идей. Например, идеалистическая по своему характеру философская система Гегеля объективно способствовала распространению консервативно-реакционных взглядов на государство и право. Рассматривая государство как идею разума, свободы и права, а его существование и функционирование – как «шествие бога в мире», Гегель предлагал в качестве образца такой «идеи разума» считать конституционную монархию. Развивая свои взгляды в далеко не демократических условиях Прусской монархии, Гегель рьяно отстаивал суверенитет наследственного конституционного монарха, отвергал демократическую идею народного суверенитета, восхвалял чиновничество как главную опору государства «в отношении законности и интеллигентности».
Материалистические основы мировоззрения в отличие от идеалистических чаще всего способствовали возникновению и развитию прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей. В качестве примера можно сослаться на материалистические основы мировоззрения Дж. Локка, способствовавшие выработке представления о государстве как о «социальном институте», призванном обслуживать интересы не отдельных лиц, а всех слоев общества, о неотчуждаемости от человека «ни при каких обстоятельствах» ряда естественных прав и свобод (права на жизнь, права владения имуществом и др.), о необходимости и важности установления и реализации принципа разделения властей и др.
Справедливости ради следует отметить, однако, что не всегда идеализм в философии приводил к появлению консервативных, антидемократических теорий и идей в сфере государственной и правовой жизни. И наоборот. Материалистические философские воззрения не всегда выступали в качестве надежной основы для выработки и реализации прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.
В подтверждение сказанного можно сослаться на идеалистические основы мировоззрения Т. Мора, сочетавшиеся с его твердыми религиозными убеждениями, которые не только не привели его, как это можно было ожидать, исходя из его мировоззрения и социального положения (известный государственный деятель, канцлер Англии в 1529-1532 гг.), к оправданию существовавшего в то время в Англии антидемократического по своей природе монархического строя, но, наоборот, подтолкнули его к завуалированной критике этого строя, к описанию им в своей знаменитой «Утопии» некоего идеально-демократического, фантастического по своему духу государственного строя.
В отличие от других стран, повествовал автор устами своего героя Гитлодея, где «повсюду говорящие об общественном благополучии заботятся только о своем собственном», при данном, единственном в своем роде, общественном строе, «где нет никакой частной собственности, они фактически занимаются общественными делами». Далее. Если каждый знает, что «как бы общество ни процветало, он все равно умрет с голоду, если не позаботится о себе лично», то в силу необходимости он «должен предпочитать собственные интересы интересам народа».
Говоря о роли философского мировоззрения в разработке государственно-правовых теорий и идей, нельзя забывать о том, что оно способствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвоению изучаемого в курсе теории государства и права материала.
Наряду с философией теория государства и права имеет тесные связи и с политологией. Политология – это наука, занимающаяся изучением всего многообразия политологического мира, именуемого политикой. В поле зрения исследователей-политологов находятся общие законы развития политических явлений, институтов и учреждений, вопросы политической власти, политической системы, политической идеологии, политического режима, политических отношений и др.
Используя политологические данные, теория государства, и права рассматривает государственно-правовые явления с точки зрения не только их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений. Это дает возможность исследовать не только их самих, но и в контексте их связей с окружающей политической средой. В результате такого подхода, например, к исследованию государства или его отдельных органов появляется возможность видения государства и его аппарата и «изнутри», и «извне» – со стороны его связей с политической системой общества или же с ее отдельными элементами, такими, как политические партии, общественно-политические организации, союзы и пр.
37. Правовая культура
и правосознание –
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом.
С точки зрения носителей правосознания, его субъектного состава выделяют индивидуальное, групповое правосознание и правосознание общества в целом.
В правосознании содержатся оценочные суждения о праве, которые выражаются категориями "правомерное", "неправомерное", "законное", незаконное".
С точки зрения особенностей восприятия права в правосознании, выделяются два его основных уровня - это правовая психология и правовая идеология.
Правовая психология (обыденное правосознание) - это такой уровень восприятия права, который основан на чувствах, эмоциях, переживаниях. На такое восприятие права влияют привычки, традиции, предрассудки, убеждения, свойственные отдельным социальным группам. Представления о правовых явлениях подвержены подражанию, внушению. Это стихийно складывающиеся в разных социальных группах отношения, нередко меняющиеся, к правовым явлениям.
Правовая идеология - это систематизированные, теоретические представления о праве, которые выражаются в юридических понятиях и категориях. Это высший уровень правосознания
В правосознании выделяют и такой его уровень, как профессиональное правосознание. Субъектами его выступают представители правовых наук, профессиональные юристы-практики. Правосознание выступает как один из важных идеологических факторов, который влияет на процесс формирования права в обществе, поскольку известно, что право не может быть выше уровня развития культуры общества, его правосознания. Всякое действующее право несет в себе основные представления о праве, которые сложились в данном обществе. В концентрированном виде правосознание общества отражается в правосознании законодателей.
С другой стороны, правосознание - это та духовная атмосфера, в которой происходит реализация права и чем выше в правосознании степень признания, той или иной, установленной правовой нормы, тем эффективнее эта норма реализуется, потому что в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, которая присутствует в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме.
Совпадение или несовпадение этих ценностей и определяет в конечном счете действенность правового регулирования.
Поэтому каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве.
Правовая культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.
Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений.