Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:43, шпаргалка
Предмет философии права. Современные дискуссии по этому вопросу.
Соотношение философии права и теории государства и права.
И. Кант: виды свободы и границы правового регулирования поведения людей.
Правовая культура - показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правосознания.
38. Роль правосознания
в различных видах правовой
деятельности. Влияние национальных
традиций и особенностей
Правовое сознание, его место и роль в правовой системе общества. Человек обладает способностью познавать окружающий его мир. Это он осуществляет с помощью сознания. Сознание - это форма отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также отношение к этому миру в форме различных оценок и предложений по его изменению. Правосознание является отдельным видом (формой) общественного сознания, наряду с политическим, нравственным, религиозным и другими видами. Правосознание отражает самые различные элементы правовой системы, и само является её составной частью. Правосознание — это форма общественного сознания, включающая знания, оценки правовой действительности и правовые установки. Правосознание имеет двусторонние связи со всеми элементами правовой системы. С одной стороны, в нём пассивно отражается вся правовая реальность, которая его обуславливает, формирует. С другой - правосознанию присуща активная роль. Оно воздействует на различные элементы правовой действительности. Качество правотворческой правовой действительности. Качество правотворческой деятельности напрямую зависит от уровня правосознания общества, субъекта правотворчества; в определённом аспекте правосознание выступает источником права. Напрямую оно влияет и на реализацию права. Отсутствие должных правовых знаний, негативное отношение к праву влечёт совершение правонарушений, со всеми вытекающими последствиями. Напротив, развитое правосознание обуславливает добровольность и полноту выполнения правовых предписаний, способствует достижению целей правового регулирования. В соответствии с этим можно говорит о функциях правосознания. Функции правосознания - воздействие правосознания на правовую действительность, обнаруживаемая в процессе деятельности его носителей. Обычно в научной литературе говорят о следующих функциях – познавательной, оценочной, регулятивной, информативной, прогностической. Структура правосознания. Анализ содержания правосознания позволяет выделить в нём три структурных элемента: информационный, оценочный и волевой. Информационный элемент — это знания людей о праве, системе юрисдикционных органов, правовой практике. Оценочный элемент. На основе знаний в правосознании человека формируются оценки относительно различных явлений правовой системы. Волевой элемент. Кроме знаний и оценок правосознание включает волевой момент, обычно называемый правовой установкой. Это предрасположенность, готовность субъекта общественной жизни определённым образом воспринимать и оценивать правовую информацию и действовать в соответствии с этим. Виды. Обыденным правосознанием обладают люди, не обладающие специальными юридическими знаниями, то есть подавляющее большинство. Профессиональным правосознанием обладают юристы-практики. Оно складывается в процессе получения специального юридического образования и дальнейшей практической юридической деятельности. Научным правосознанием обладают учёные юристы. Оно формируется в результате научного изучения правовой действительности. По субъектам правосознание можно делить на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное правосознание — это правосознание отдельного индивида. Коллективное правосознание - это система правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств, присущих определённому коллективу. Общественное правосознание - это система правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств, присущих всему обществу.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.
Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.
Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.
В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.
Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.
39. Ценностные аспекты права.
В данном случае речь идет о различных научных направлениях в общей теории права. Рассмотрим только общую характеристику этих направлений в теоретико-правовых исследованиях. Во-первых, это теория права и теория государства. В рамках нашей науки, которая имеет разные названия (общая теория права, теория права и государства, теория государства и права) рассматриваются и правовые, и государственные институты.
Однако следует подчеркнуть, что составной частью теории права является теория государства. Государство (как институт власти) является предметом изучения политической науки, а в рамках теории права оно изучается как правовое явление. Здесь можно использовать материалы соотношения теории права и политологии, о чем уже выше шла речь, так как теория государства – составная часть и теории права, и политологии.
Во-вторых, в дисциплине теории права можно выделить такое направление исследования, как философия права, философско-правовые исследования. Одни авторы предмет этой отрасли знаний, т. е. философии права или философско-правовых исследований в праве, сводят к гносеологическим проблемам права, а именно – к закономерностям познания права, к тому, как именно познается право, вычленяя из предмета теории права именно этот его элемент в качестве предмета философии права.
Другие авторы, и это более поздние направления исследований права, не отрицая, конечно, того, что проблемы познания права составляют важнейшую задачу философско-правовых исследований, делают акцент на аксеологических аспектах права (аксеология – наука о ценностях), т. е. на познании ценностных основ права. По сути дела эти ученые независимо от того, признают они это прямо или нет, являются сторонниками естественного права, естественно-правового направления в юриспруденции, которое насчитывает две с половиной тысячи лет. Таким образом, эти авторы считают, что философия права и теория права изучают различные ценностные аспекты (основы) права, правовой действительности, связь права и культуры, прежде всего – связь права и нравственности.
В-третьих, важнейшей составной частью, важным направлением в теории права является социология права, социологическо-правовые исследования. Отечественная социология права начала развиваться (если не считать начало XX в.) в послевоенный период, с конца 60-х гг., и делала акцент, главным образом, на проблеме эффективности действующих норм права, оставаясь в рамках исследования действующего законодательства. Но все же в этом круге представлений намечалась связь правоведения с жизнью. Именно здесь, в рамках социологических исследований в праве, чтобы не затрагивать идеологические, политические основы, стали впервые проводиться конкретные социологические исследования. В последнее время в процессе становления этой науки говорят о смене парадигмы (предмета, направления исследования) в области социологии права, т. е. речь идет об ином понимании предмета, направления исследования в области социологии права. И вот констатируя, что социология права, начиная с конца 60-х гг. XX в., все-таки способствовала укреплению намечавшейся связи юриспруденции с жизнью, сторонники этого подхода делают акцент на выявлении правовых начал общественной жизни. Социология права как раз и должна заниматься выявлением правовых начал общественной жизни, т. е. таких отношений, которые строятся на основе взаимного признания субъектами правоотношений свободы и равенства друг друга, признании взаимных интересов, не противоречащих интересам третьих лиц и всего общества в целом, а именно таких отношений, которые должны получить закрепление в действующем законодательстве, таких норм, которые рождаются самой жизнью.Поэтому сторонники вот такой смены акцентов в понимании предмета социологии права рассматривают ее как социологию нормообразования, изучения процесса нормообразования самой реальной жизни, с тем, чтобы оказать реальную помощь законодателю и ориентировать его на создание собственно правовых законов, которые базировались бы на неких уже сформировавшихся механизмах в самом обществе, а не предписывались обществу сверху, пока оно не готово к их восприятию. К тому же, если разрешено все, что не запрещено законом, то социология права и должна выявить эти правомерные акты, которые должны получить закрепление в законодательстве с учетом того, что нужно сформулировать и хорошие запреты.