Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.

Файлы: 1 файл

шпоргалки по философии.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

     Однако  главное,  к  чему нас должен  привести экзистенциальный психоанализ  - это отказ  от духа  серьезности.  Результатом  духа серьезности, который,  как известно, царит над миром, является то, что символические ценности предметов впитываются  их  эмпирической индивидуальностью, как промокательной бумагой;  он этот дух, воздвигает на первом плане непроницаемость желаемого предмета и представляет его  в  самом  себе  как ни с чем не сравнимую желаемость.

     Но онтология  и экзистенциальный анализ должен  открыть носителю морали, что  он - то существо, благодаря которому  ценности существуют. Только тогда  свобода осознает самое себя  и откроет себя в страхе,  как единственный источник ценностей, и Небытие, благодаря которому существует мир". Человек, такой, каков он есть - предоставленный  самому  себе  в  этом мире без Бога - свободен, осужен на свободу. Но если идеи Бога нет, то и ценности традиционного гуманизма не могут существовать в своей трансцендентной и безусловной форме,  теперь они становятся порождением нашей свободы: "Человек, лишенный  помощи  и поддержки,  приговоренный ежеминутно создавать человека". Создание морали  может  быть приравнено к художественному творчеству. Таким образом,  ценности непредсказуемы.  Но в них есть то  общее, что все  они  - ценности свободы.  Но стремление к свободе - это и стремление к свободе других. Человеческая свобода восстанавливает закон, на основе которого может быть достигнуто соглашение между людьми.

      На уровне  фундаментальных  философских   концепций  очевидно,что такой  фундаментальный мыслитель,  как Карл Ясперс, - экзистенциалист: у него можно найти убедительные формулировки  этого  направления мысли.  "Философия,- пишет Ясперс,- не обладает объективной ценностью познания, она - сознание бытия в мире." Понятие "ситуации",- то есть чувства того,  что всякий вопрос ставится исходя их определенной экзистенциальной ситуации, так что познание перестает быть созерцанием и становится завербованностью, ведущим понятием экзистенциализма - этого никто не осветил лучше его. У Ясперса теория "предельной ситуации", то есть неоспоримых данностей существования, уводит философию от равномерного освещения классических схем  и придает ей небывалую до сих пор патетичность.  Смерть, Страдание, Борьба, Ошибка - таковы новые принципы философии.

Понятие Свободы опирается  на  трансцендентность,  и  что  в этом учении человек помнит о христианской душе, отличается от сартровской и хайдеггеровской линии.

Человеку,  как объекту  познания и опыта,  подчиненого  естественным и  социальным силам,  Ясперс противопоставляет человека как сознание, экзистенция, свобода. "Человек - больше того, что он может познать,  изучая себя". Истинный человек не может допустить обращения  с  собой  как с предметом:  он должен осуществить свою свободу,  свое бытие. Спасение -  в стремлении к самобытности, в самоутверждении личности.

К независимости человеческой личности Ясперс подходит  неабстрактно: он вводит понятие "ситуации". Жизнь - постоянное напряжение между условиями существования и свободой.  Отказываясь и от одиночества, и от мятежа,  личность долна принять свою взаимосвязь с миром: с обществом, с историей, с политикой, с техникой. Отстраненность от мира дает человеку свободу,  взаимосвязь с ним  -  существование". Эта  свобода  "в ситуации" открывает перед человеком будущее, которое невозможно представить себе заранее. Для Ясперса, как и для Хайдеггера,  человек всегда осуществляется в будущем.  В этой незавершенности всегда звучит голос надежды.

Вопрос 23. Современная  философская герменевтика. Г. – Г. Гадамер

 

Наука о понимании, истолковании текстов. Г.Г. Гадамер Создал теорию понимания. П.Рикер анализировал язык в шир контексте соц жизни и культуры, применяет гермен для исследования лит-ры.

Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл  текста, исходя из его объективных (грам значения слов и их истор обусловленные  вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Свящ писания”. В 19в начинается развитие так назыв свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтей Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный обеспечить понимание общ событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставл объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего, закона.  В 20 в. Г. постепено оформляется в одну из основных  методологических процедур фил, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в фил Г. Так у Гадамера Г. приобретает  функции онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”,  социальной философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и “критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание фил в кругу языка, что роднит Г. с неопозитивистским анализом языка. В рамках Франкфуртской школы (Ю. Хабермас) Г. как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка “ средство осподства и соц власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса Г. выступает одним из консолидации различных течений соврем бурж философии. Г. процедуры м.б. использованы в истор, юрид и др науках, имеющих дело с анализом объективированных рез. сознательной челов деятельности.

Дилтей - Г. - это связующее  звено между фил и истор  науками.

Вопрос 23 (вариант). Современная философская герменевтика. Г.-Г. Гадамер.

 

Иррационалистическая  тенденция в современной философии  и методологии науки (герменевтика и постпозитивизм). Герменевтика - методология  современных гуманитарных наук.

Герменевтика (Дильтей): метод чувствования, понимания. Чтобы понять кого-то, надо проникнуть в его субъективный мир, стать на его позицию. Необходимо посмотреть на явление культуры глазами его создателя.

Путь понятия:

1. Первоначальное решение  (что известно).

2. Уточнить то, что  уже известно, и вернуться снова к деятелю.

Произведение ® Писатель ® Субъективный мир ® Объективный мир ® Произведение ® Писатель (Герменевтический круг). От части к целому - Герменевтический круг. Надо прервать этот круг и выдать свое понимание и доказать его. Разрыв осуществляется в контексте интересов самого исследователя (следует, когда надо исследовать). История - есть несколько интерпретаций ее.

 

Герменевтика. (искусство понимания)

Феноменологический анализ текстов. Гермес - посланец Богов.

История

1. Исходные шаги - Древняя Греция - софисты (первые учителя). Проблема понимания.

Понимание многообразно: понимание  мотивов, понимание смысла, понимание  словесных знаков (3 вида).

Прием понимания - искусство парафраз (контекстуальный подход) - пересказ.

2. Августин Блаженный.

а) понимание - определение. Понимание - переход от знака к  значению;

б) понимание возможно потому, что существует родственность  душ;

в) контекстуальный подход применяется не ко всей Библии, а  к ее непонятным местам;

г) принцип конгениальности - не просто творческое выражение мысли, а творческое совпадение мыслей.

3. И. Хиагениус 18 в.

Применил впервые герменевтику к истории, а не к религии.

4. Шлейермахер (1768-1834)

а)предмет герменевтики - текст;

б)текст - застывшая речь;

в)метод исследования текста- диалогический;

г)интерпретация - объективная (идеологическая) и субъективная (психологическая);

д)герменевтический круг;

е)принцип лучшего  понимания (лучше, чем сам автор).

5.В. Дильтей XIX-XX вв.

Герменевтика - методология  всех гуманитарных наук.

6. Х. Г. Гадамер

Главное произведение - “Истина  и метод”.

Герменевтика - универсальный  аспект философии.

В центре внимания - интерпретатор  не может стать над историческими  событиями. Не история принадлежит  нам, а мы принадлежим истории. Мы можем лишь развивать исторические традиции, а не саму историю.

 

Новая разновидность  Г - оправдание неизбежной связи духа, жизни, сознания с обыденным языком.

По определению Ганса-Георга Гадамера задача философский Г - “раскрыть герменевтическое” измерение в его полном объеме и основополагающем значении для всего нашего миропонимания. Никакая экзистенция, никакое субъективное самосознание никогда не может существовать иначе, чем в языке и через язык. Никакое сознание не может что-то знать на используя сформулированные в языке знания других людей, знания, накопленные предшествующими поколениями.

В своей главной работе “Истина и метод. Основные черты  философской Г” (1960 г.) Гадамер показывает, как в мышлении и миропонимании  каждого человека проявляется “авторитет традиций”. В каждом феномене сознания в акте мышления участвуют бесчисленные “предрассудки”, убеждения или предположения прошлых поколений, переплетение разных идеологий. Историзм Г. Гадамера претендует на обоснование исторического подхода к унаследованному знанию и взглядам на раскрытие связи современного мышления с направлениями и результатами мышления прошлых поколений.

Распространение Г. Гадамера связано с началом НТР и  ее социальными последствиями: появлением мощных средств массовой коммуникации и т.д.

Гадамер пытается показать исторический характер всякого сознания, а Þ неизбежность имморализма мировоззрений, точек зрения, истин, неразрывную связь сознания каждого человека не просто с накопленным и “живущем в языке” знанием прошлых поколений, но и с множеством форм и видов “ложного” сознания, идеологией, предрассудков и результатов новых манипуляций и воздействий массовой коммуникации.

Меняется значение слов, их смысл, появляются новые слова, которые  иной раз входят в сознание с искаженным пониманием того, что в них выражено. Этот аспект связи языка и мышления также попытался уловить Гадамер.

Главный итог новейшей философской  Г - абсолютизация идеологического  характера общественного сознания и распространение и обоснование  скептицизма по отношению ко всем видам идеологий (в т.ч. науки и техники).

Отныне философы - Г. связывают  язык не столько с мыслью, сколько  с манипуляцией над мышлением, и  ищут пути уже не столько для раскрытия  “ценных тайн” языка, сколько  для спасения сознания от идеологии, а значит, от языка. Истолкование текста и всех явлений языка в новейшей Г - переплеталось и слилось с “критикой идеологии”.

 

Герменевтика требует  признать предпосылочность научного знания. Объективность науки включает в  себя метод аппликацию, так же свойственный искусству и поэзии. Аппликация выполняет роль соотношения фактов с определенной исторической эпохой, нельзя понять никакое событие в жизни людей исходя из абстрактного представления о нем. Г. говорит о языке как важнейшем условии упорядочивания связей событии в нашем понимании.

Современная Г. рассматривает  возможность видеть смысл не только в словах, но и во всех человеческих творениях.

Язык - универсальная  предпосылка познания мира, он артикулирует всю совокупность человеческого  опыта. Г. интегрирует научные знания в практическое сознание.

 

В античность Г называлась искусство разъяснения, перевода, истолкования. Название от имени бога Гермеса - в  обязанности которого входило разъяснение  простым смертным воли Богов.

Г. как метод исторической интерпретации формулируется Дильтеем (1833-1911) для разработки метода гуманитарных наук, основой служат жизненные проявления, зафиксированные в тексте.

 

Основная проблема Герменевтики - проблема понимания. Герменевтика - “техника истолкования”.  Связана так же и с развитием методологии  науки. С разложением позитивистского взгляда признали, что решающими являются  ценностные характеристики, личностные качества.

Понимание может трактоваться как:

  • некое интеллектуальное удовлетворение от процесса познания.
  • как некая научная роскошь, без которой можно обойтись
  • как сугубо личностный психологический феномен.

Однако Г претендует на поиск новых форм рациональности, альтернативных существующей науке. Эти  формы рациональности, вырастающие  из обыденного, распространяются на все, приобретают всеобщий характер.

Г как техника толкования древняя наука, называлась ранее  экзегетика.

1 волна - в древности

2 волна - Реформация (буквально  - прочтение Святого Писания)

3 волна - немецкий романтизм  - Шеллинг (проблема адекватного  прочтения античных источников  и психологической интерпретации и толкования).

Современная Г пытается выйти с технических проблем  на всеобщий уровень.

 

В настоящее время  можно говорить о герменевтике в  трех смыслах:

- как методология понимания

- как Г философия,  связывающая человеческое бытие с культурой и растворяющее человеческое бытие в культуре.

- критическая Г

 

Ключевая проблема: как  человек понимает. Условием понимания  является “вхождение в круг”: чтобы  понять надо объяснить, но чтобы объяснить  надо понять - это круг. Целое понимается из знания частей, а часть из целого.

Гадамер подчеркивал, что  понимание - удел того, кто смертен  и осознает это.

Человеческое знание - это всегда знание в контексте. Гадамер называет этот контекст пред-рассудком. Пред-рассудок - это то, что до рассудка, то, что определяется конкретной культурной традицией.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"