Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
1. Философия как М-ие.
Термин "философия" обычно употребляется в трех значениях: во-первых, философия - это одна из форм М-ия; во-вторых, философия - это особая наука со своим предметом исследования; в-третьих, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.
Третьей исторически сложившейся формой М-я является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом и т.д. Она унаследовала также весь объем знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.
Однако решение М-
Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического М-ия, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности.
Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспектыМ-ния, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.
Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия - это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.
Другой важной
особенностью философского
Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.
В.: Философия - Это теоретически оформленное, системно-рациональное М-ие.
2. М-ие: понятие, структура. Типы М-ия.
М-е - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
М-е - это интегральное образование. В его состав входят обобщенные знания: жизненно-практические и научные, профессиональные. В м-и осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.
Структура М-ия. М-ие является интегральным образованием. В М-ии в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
Можно выделить следующие структурные компонентыМ-ия:
1 - устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;
2 - оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;
3 - целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского М-ия составляет мир, состоящий как бы из трех "царств": действительности, ценности и смысла.
Важное значение имеет деятельностный аспектМ-ия. Он концентрируется вокруг значений, смыслов и ориентиров нашей жизнедеятельности, создавая простор для выражения жизненного опыта, оценки действительности, убеждений, принципов и идеалов. Очень важна "историческая оптика" М-ия, сфокусированная на конкретно-историческое видение мира и связанная с тем, что человек рождается в определенное историческое время и в определенном историческом месте.
В М-ии различаются также интеллектуальная и эмоциональная составляющие.Интеллектуальная компонентаМ-ия охватывается понятием "миропонимание". Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы.
Эмоциональная составляющаяМ-ия отражена понятиями "мировосприятие" и "мироощущение".
Мироощущение является первоначальным элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями.
Регулятивной составляющей М-ия является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта. В М-ии человек и человечество приводят себя к самовыражению. М-ие оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности.
Выделяются также теоретический и практический уровниМ-ия. Практический уровеньМ-ия иногда называют "жизненной философией". Синонимами практического М-ия выступают понятие "житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся М-ие, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического М-ия являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности: говорят о М-ии ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.
Теоретический уровеньМ-ия, к которому относятся философия и наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений, формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать непрерывному обогащению М-ия познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации.
Типы М-ия. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, М-ие может быть идеалистическим и материалистическим, религиозным или атеистическим.
С нравственно-психологической точки зрения М-ие может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое.
Понятие М-ия употребляется и в более узком понимании: выделяются философское, политическое, художественное М-ие, а также врачебное, физическое и т.д.
В классовом обществе могут выделяться феодальное, буржуазное, мелкобуржуазное, крестьянское, пролетарское М-ие.
В разные эпохи складывались различные типы М-ческих систем. Можно выделить следующие из них:
Космоцентризм, является отличительной чертой древнегреческой философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы VII-VI веков до н.э. стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков опорой, основой того, что гармоничным и разумным должен быть их общественный мир, а также нравственность.
Теоцентризм, характерный для философии и культуры средних веков. В этот период все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом и определялись через него.
Антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения XIV-ХVI веков. В это время человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Происходила реабилитация не только духа, но и тела человека. Именно в эту эпоху идеал целостной, универсально развитой личности был близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь.
3. Философия как особая форма духовной деятельности.
ФИЛОСОФИЯ - особый вид духовной деятельности, форма общественного сознания человека. Это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, о всеобщих закономерностях развития природы, общества и мышления.
Философия выражает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в нем, исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Эта наука оказывает активное воздействие на общественное бытие,способствует формированию идеалов, нравственных и культурных ценностей.
Философия, в отличие от религии, мифологии и прочих форм М-ия,рационально обосновывает свои принципы. Ф. в идеальных конструкциях даетпредельные основания культуры и тесно связана с глубинными пластами менталитета общества, откуда философы черпают свой материал.
Конкретные исследования
в настоящее время проводятся в следующих отраслях
философского знания: логика; философская
антропология (Философия человека);этика
(Философия нравственности); Философия
науки; Философия техники;Философия истории;
Философия культуры; Философия религии.
В философии можновыделить следующие
уровни структуры, или основные элементы:
1) Метафизика.2) Онтология. 3) Аксеологоия.
4) Гносеология (эпистимология).
Философия имеет
свой способ изложения - задавание вопросов
и попыткаответить на них. Категории
философии (универсалии) отражают наиболее
общиесвязи, отношения вещей. В своей
совокупности они составляют основу всякогочеловеческого
интеллекта. Это общие понятия, приложимые
к любым явлениям,такие как: бытие, материя,
предмет, явление, причина-следствие,случайное-
4. Философия, мифология и религия.
В истории человечества существует три основные формы М-ия: мифология, религия, философия. Исторически первой была мифология – М-ие древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы. Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.
Вторая форма
М-ия – религия. Она определяется
как вера в существование
Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное М-ие. Философия в отличи от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е. опирается на доказательства в обосновании своих положений).
5. Диалектика. Основные принципы и законы.Диалектика – метод мышления, который основан на понимании многообразия мира закономерностей этого многообразия, взаимодействии различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся.
Основными принципами диалектики являются:-принцип всеобщей связи;Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: -внешние и внутренние; -непосредственные и опосредованные; -генетические и функциональные; -пространственные и временные; -случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.