Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

фил.шпора.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

1. Философия как М-ие.

Термин "философия" обычно употребляется в трех значениях: во-первых, философия - это одна из форм М-ия; во-вторых, философия - это особая наука со своим предметом исследования; в-третьих, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.

Третьей исторически  сложившейся формой М-я является философия. Она унаследовала от мифологии  и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом  и т.д. Она унаследовала также  весь объем знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.

Однако решение М-зренческихпроблем в зарождающейся философии происходило с позиции разума, рациональной оценки. Философия - это теоретически сформулированное М-ние. Она пытается решить основные М-ческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.

Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического М-ия, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности.

Философия вынесла  на первый план интеллектуальные аспектыМ-ния, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия - это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.

 Другой важной  особенностью философского способа  освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.

Одной из характерных  черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.

В.: Философия - Это  теоретически оформленное, системно-рациональное М-ие.

 

 

2. М-ие: понятие, структура. Типы М-ия.

М-е - это система  взглядов на объективный мир и  место в нем человека, на отношение  человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

М-е - это интегральное образование. В его состав входят обобщенные знания: жизненно-практические и научные, профессиональные. В м-и осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.

Структура М-ия. М-ие является интегральным образованием. В М-ии в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

Можно выделить следующие структурные компонентыМ-ия:

1 - устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

2 - оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

3 - целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского М-ия составляет мир, состоящий как бы из трех "царств": действительности, ценности и смысла.

Важное значение имеет деятельностный аспектМ-ия. Он концентрируется вокруг значений, смыслов и ориентиров нашей жизнедеятельности, создавая простор для выражения жизненного опыта, оценки действительности, убеждений, принципов и идеалов.  Очень важна "историческая оптика" М-ия, сфокусированная на конкретно-историческое видение мира и связанная с тем, что человек рождается в определенное историческое время и в определенном историческом месте.

В М-ии различаются также интеллектуальная и эмоциональная составляющие.Интеллектуальная компонентаМ-ия охватывается понятием "миропонимание". Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы.

Эмоциональная составляющаяМ-ия отражена понятиями "мировосприятие" и "мироощущение".

Мироощущение является первоначальным элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями.

Регулятивной  составляющей М-ия является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта. В М-ии человек и человечество приводят себя к самовыражению. М-ие оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности.

Выделяются также теоретический и практический уровниМ-ия. Практический уровеньМ-ия иногда называют "жизненной философией". Синонимами практического М-ия выступают понятие "житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся М-ие, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического М-ия являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности: говорят о М-ии ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.

Теоретический уровеньМ-ия, к которому относятся философия и наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений, формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать непрерывному обогащению М-ия познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации.

Типы  М-ия. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, М-ие может быть идеалистическим и материалистическим, религиозным или атеистическим.

С нравственно-психологической точки зрения М-ие может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое.

Понятие М-ия употребляется  и в более узком понимании: выделяются философское, политическое, художественное М-ие, а также врачебное, физическое и т.д.

В классовом обществе могут выделяться феодальное, буржуазное, мелкобуржуазное, крестьянское, пролетарское М-ие.

В разные эпохи  складывались различные типы М-ческих систем. Можно выделить следующие из них:

Космоцентризм, является отличительной чертой древнегреческой философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы VII-VI веков до н.э. стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков опорой, основой того, что гармоничным и разумным должен быть их общественный мир, а также нравственность.

Теоцентризм, характерный для философии и культуры средних веков. В этот период все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом и определялись через него.

Антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения XIV-ХVI веков. В это время человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Происходила реабилитация не только духа, но и тела человека. Именно в эту эпоху идеал целостной, универсально развитой личности был близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь.

 

 

3. Философия как особая форма духовной деятельности.

ФИЛОСОФИЯ - особый вид духовной деятельности, форма  общественного сознания человека. Это  учение об общих принципах бытия  и познания, об отношении человека к миру, о всеобщих закономерностях  развития природы, общества и мышления.

Философия выражает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в нем, исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Эта наука оказывает активное воздействие на общественное бытие,способствует формированию идеалов, нравственных и культурных ценностей.

Философия, в  отличие от религии, мифологии и  прочих форм М-ия,рационально обосновывает свои принципы. Ф. в идеальных конструкциях даетпредельные основания культуры и тесно связана с глубинными пластами менталитета общества, откуда философы черпают свой материал.

Конкретные исследования в настоящее время проводятся в следующих отраслях философского знания: логика; философская антропология (Философия человека);этика (Философия нравственности); Философия науки; Философия техники;Философия истории; Философия культуры; Философия религии. В философии можновыделить следующие уровни структуры, или основные элементы: 1) Метафизика.2) Онтология. 3) Аксеологоия. 4) Гносеология (эпистимология).Основныефункции философии: 1) М-ческая. 2) Методологическая. 3)Праксиологическая.

Философия имеет  свой способ изложения - задавание вопросов и попыткаответить на них. Категории  философии (универсалии) отражают наиболее общиесвязи, отношения вещей. В своей  совокупности они составляют основу всякогочеловеческого интеллекта. Это общие понятия, приложимые к любым явлениям,такие как: бытие, материя, предмет, явление, причина-следствие,случайное-необходимое и т.д.. В современном мире происходит дальнейшееразвитие знания, его дифференциация и интеграция. Возникают новые направления в науке: кибернетика, синергетика и т.д.. В том числеразвивается вместе с обществом и культурой и философское знание. Путиразвития определяются актуальными проблемами, стоящими перед человечеством.Например, проблема биологии и медицины человека, изменения его природы и манипулирования ею привели к появлению биоэтики. Кроме того в философиипроисходит внутренний процесс дифференциации. Идет дальнейшее саморазвитие этой науки, появляются новые идеи, возникают новые философские школы.

 

 

4. Философия, мифология и религия.

В истории человечества существует три основные формы М-ия: мифология, религия, философия. Исторически  первой была мифология – М-ие древнего общества, содержащее в себе как  фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы. Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.

Вторая форма  М-ия – религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь  человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуально для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.

Третья, самая  поздняя в историческом плане  форма, – философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное М-ие. Философия в отличи от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е. опирается на доказательства в обосновании своих положений).

 

 

5. Диалектика. Основные принципы и законы.Диалектика – метод мышления, который основан на понимании многообразия мира закономерностей этого многообразия, взаимодействии различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся.

Основными принципами диалектики являются:-принцип всеобщей связи;Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: -внешние и внутренние; -непосредственные и опосредованные; -генетические и функциональные; -пространственные и временные; -случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"