Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
10.Понятие материи. Основные свойства и структурные уровни организацииматерии.
Категория«материи» выражает идею основы, субстрата телесного мира. Ею, как правило, обозначают тот класс сущего, который независим от человеческого сознания, дан субъекту либо опосредованно - через его созна-ние, либо непосредственно в его телес-ности и материальной деятельности.
«Материальность» означает отли-чительный признак очевидной про-странственной телесности. Это понятие является основой категории «матери-ального», означающего явления предметного, вещного, телесного мира.
Впервые понятиематерия(hyle), встречается уПлатона. Материя в его понимании некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний; она бесформенна, неопре-деленна, пассивна. В дальнейшем материя, как правило, отождествлялась с конкретным веществом или атомами. По мере развития науки и философии понятие материи постепенно утра-чивает чувственно-конкретные черты и становится все более абстрактным. Оно призвано охватить бесконечное много-образие всего реально существующего и несводимого к сознанию.
В диалектико-материалистической философии материя определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской российской литературе. Материя – это единственно существу-ющая субстанция. Она вечна и беско-нечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоян-ном движении, способна к самооргани-зации и отражению. Она есть – causasui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства (субстанциальность, неисчерпаемость, неуничтожимость, движение, вечность) неотделимы от материи и потому называются ее атрибутами. Неотделимы от материи так же и ее формы – пространство и время.
Материя – это сложная системная организации. Посовременным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основных уровня (принцип деления – наличие жизни): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа).
Неорганическая природа включает следующие структурные уровни:
1. Элементарные частицы – мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтрино и др.), каждая из которых имеет свою античастицу. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые «виртуальные частицы», существующие в промежу-точных состояниях очень короткое время. Характерная особенность эле-ментарных частиц – способность к взаимным превращениям.
2. Атом – мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. Он состоит из ядра и электронной оболочки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.
3. Химический элемент – совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 получены искусственно), из которых состоят все вещества неживой и живой природы.
4. Молекула – наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями.
5. Планеты – наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиеся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца.
6. Планетные системы.
7. Звезды – светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу: в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газо-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия).
8. Галактики– гигантские до сотен млрд. звезд) звездныесистемы, в частности, наша Галактика (Млечный путь), которая содержит более 100 млрд. звезд.
9. Система галактик.
Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следующие уровни (виды самоорганизации):
1. Доклеточный уровень – дезонуклеиновые кислоты, рибонук-леиновые кислоты, белки. Последние – высокомолекулярные органические вещества, построенные из 20 аминокислот, составляют (наряду с нуклеиновыми кислотами) основу жизнедеятельности всех организмов.
2. Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнеде-ятельности всех растений иживотных.
3. Многоклеточные организмы растительного и животного мира – отдельные особи или их совокупность.
4. Популяция – совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное простран-ство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.
5. Биоценоз – совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема.
6. Биогеоценоз (экосистема) – однородный участок земной поверхности, единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания.
По размерам материя делится на три уровня:
1. Макромир – совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабом человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время– в секундах, минутах, часах, годах.
2. Микромир – мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется до 10 (-8) – до 16 (-16) см, а время жизни от бесконечности до 10 (-24) сек.
3. Мегамир– мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами (а скорость света 3000000 км/с), а время существования космических объектов – миллионами и миллиардами лет.
Это точка зрения материализма. В отличие от материалистовидеалисты отрицают материю как объективную реальность. Длясубъективных идеалистов (Беркли, Мах) материя – это «комплексощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) – этопорождение духа, «инобытие» идеи.
11. Движение. Формы движения материи.
В самом широком смысле движение в применении к материи – это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям – материалистической и идеалистической.
Идеалисты под движением понимают не изменения объективной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движение без материи. В материализме подчеркивается атрибутивный характер движения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа. Так, Ф.Бэкон отстаивал мысль о том, что материя полна активности и тесно связана с движением как прирожденным своим свойством.
Движение– атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. Однако, в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма» - направления в философии и естествознании, возникшего в концеХ1Хв. – началеХХв. пытались все явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, т.е. оторвать движение (а энергия – общая количественнаямера различных форм движения материи) от материи.
Энергия при этом трактовалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная субстанция» провозглашалась основой всего существующего.
Данная концепция несовместима с законом сохранения превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи.
Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Основными из них являются: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Впервые эту классификацию предложил Ф.Энгельс, но в настоящее время она претерпела определенную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельнымиформами движения являются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.
В современной
науке развиваются
Существенно обогатились представления о биологической форме движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделены кислот ДНК и РНК.
Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:
1. Каждая форма
качественно специфична, но все
они неразрывно связаны и при
соответствующих условиях
2. Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм.
3. Высшиеформы
движения включают в себя в
преобразованном виде низшие
формы. Последние являются
4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сторонники механицизма (ХУ11-Х1Х вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики. Механицизм – форма редукционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (например, социал-дарвинизм).
Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам. Количество – это внешняя определенность предмета (его величина, объем, размер, темп и т.д); это изменение, происходящее с предметом, без коренного его преобразования (например, идущий человек). Качество– это коренное преобразование внутренней структуры предмета, его сущности (например, куколка-бабочка, тесто-хлеб). Особый тип движения – развитие. Под развитием понимается необратимое, поступательное, количественно-качественное изменение предмета или явления (например, жизнь человека, движение истории, развитие науки). Может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении – от более совершенных форм к менее совершенным, то это регресс. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.
12.Пространство и время – атрибуты материи.
Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядоксосуществования и рядоположенность материальных объектов.
Время – форма бытия материи, которая выражает длительностьсуществования материальных объектов и последовательностьизменений, происходящих с объектами.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, чтосовершается в пространстве, происходит одновременно и во времени,а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Вистории философии
и науки сложились две основных
концепциипространства и
1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство ивремя как особые самостоятельные сущности, которые существуютнаряду и независимо от материальных объектов. Пространствосводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающейвсе тела, время – к «чистой» длительности. Эта идея, в общем видесформулированная еще Демокритом, получила свое логическоезавершение в концепции абсолютного пространства и времениНьютона, который считал, что их свойства не зависят от характерапротекающих в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепция рассматривает пространство и времяне как особые, не зависимые от материи сущности, а как формысуществования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие(Аристотель, Лейбниц, Гегель).
Субстанциальная и реляционная концепции не связаныоднозначно с материалистическим или идеалистическим толкованиеммира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени быласформулирована в рамках реляционного подхода.Пространство и время как формы бытия материи имеют какобщие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. Ких всеобщим свойствам относятся: объективность и независимость отсознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейсяматерией, количественная и качественная бесконечность, вечность.
Пространство характеризует протяженность материи, ееструктурность, взаимодействие элементов в материальных системах.Оно является непременным условием существования любогоматериального объекта. Пространство реального бытия трехмерно,однородно и изотропно. Однородность пространство связана сотсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек.Изотропность пространства означает равноправность в нем любого извозможных направлений.
Время характеризует материальное бытие как вечное инеуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (отнастоящего к будущему), ассиметрично и необратимо.