Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
-принцип системности;Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
-принцип причинности;Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
-принцип историзма.Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: -вечность неуничтожимость истории, мира; -его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.
Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
-охватывают все сферы окружающей действительности;
-раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:-единства и борьбы противоположностей; Заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.). -переход количества в качество; При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
-отрицания отрицания; заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
6. Проблема основного вопроса в философии.Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны.
Первая сторонавыражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?
В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие "натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего.
Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мыш-ление, психическое, духовное пер-вично, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо.В зависимости оттого, что идеалисты считают основой окру-жающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.
Понятие "душа", близкое понятию "дух", выражает исторически изменя-ющиеся воззрения на психику и внут-ренний мир человека. В религии и ряде философских учений - это понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Абсолют -философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому отно-сительному и обусловленному бытию.
И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не своди-мыми друг к другу двух начал - духа и материи,идеального и материального.
Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопро-сом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: Агности-цизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиаль-ной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность позна-ния сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.
В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.
7. Идеализм и материализм- два основных направления в философии.
Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны.
Первая сторонавыражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?
В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие "натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего.
Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мыш-ление, психическое, духовное пер-вично, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо. В зависимости оттого, что идеалисты считают основой окру-жающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.
Понятие "душа", близкое понятию "дух", выражает исторически изменя-ющиеся воззрения на психику и внут-ренний мир человека. В религии и ряде философских учений - это понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Абсолют -философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому отно-сительному и обусловленному бытию.
И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не своди-мыми друг к другу двух начал - духа и материи,идеального и материального.
8. Понятие бытия в философии.
Б-е – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность. Б-е фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера. С помощью категории Б. интегрируются основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и неприходящая целостность; 2) природное и духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя различаются по форме; 3) мир образует совокупную реальность, с которой необходимо считаться человеку, с одной стороны мир неоднороден, он представляет собой всеобщее единство, которое включает в себя множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, человеческих индивидов, с другой стороны, мир в его существовании образует непрерывное единство, универсальную целостность.
Основные формы Б.: 1) Б-е вещей; 2) Б-е духовного; 3) Б-е социального; 4) Б-е человека. Все существующее, все, что может возник-нуть и возникло во времени, образует реальность. Поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.
Объективная реальность – действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир. Различаясь по способу своего существования, они тесно связаны друг с другом и в реальной жизни постоянно переходят друг в друга. Такую глубинную связь между ними, их единство и фиксирует категория «Б.».
При всем многообразии ракурсов, фундаментальными и стабильными философскими категориями, обознача-ющими специфические по способам Б. группы сущего, являются «природа» и «дух», «материя» и «сознание».
Глубоко закрепившееся в фило-софии истолкование этих категорий дал Р. Декарт. Он выделял два рода суб-станций – мыслящую, представленную человеческим сознанием, и телесную.
Категория«материи» выражает идею основы, субстрата телесного мира. Ею, как правило, обозначают тот класс сущего, который независим от человеческого сознания, дан субъекту либо опосредованно - через его созна-ние, либо непосредственно в его телес-ности и материальной деятельности.
«Материальность» означает отличительный признак очевидной пространственной телесности. Это понятие является основой категории «материального», означающего явления предметного, вещного, телесного мира.
Что же касается«сознания»,
Особое место в структуре Б. мира принадлежит человеку. С одной стороны – он природное существо. Сдругой – он наделен сознанием, а значит, может существовать не только физически, но и рассуждать о Б-и мира и своем собственном Б-и. Б-е человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами.
9. Проблема бытия в истории философии. БЫТИЕ - категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Онтология); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть - в мифологиях, религиях, в натурфило-софии первых философов. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) Б. и его осмысление (или - участие в нем). Наукообразная философия идет по пути определения понятия Б. и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы Б. как объективного существования. В наибольшей мере концентрировал различные аспекты понятия Б. Парменид. Он выделяет основные характеристики Б. – целост-ность, истинность, благость и красоту - и манифестирует единство мысли и Б. (и - не-мысли и небытия). Разделение (точнее - удвоение) мира у Платона на мир идей (мир истины) и на действи-тельность (мир подобий) является началом европейской метафизики и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Классифицирующий анализ Б. у Аристотеля (в частности, он выделяет уровни - возможное и действительное Б. ) по сию пору служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья Б. рассматрива-ется с религиозных позиций: истинное Б. - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривает Б. как природу, с одной стороны - самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия Б. - теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприниматься как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии двадцатого века связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения Б. (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Б. - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Современная философия видит в абсолютизации понятия Б. одну из причин "смерти философии" в современной культуре и акцентирует внимание на альтернативах - понятиях Ничто, Различания, Критики. Д. В. Майборода