65. Потребности и интересы как
движители исторического процесса.
История — процесс и
результат общественного развития
— реализуется через деятельность
преследующих свои цели людей. Именно
люди выступают движущими силами,
или субъектами всех общественных изменений,
поскольку только они способны «осознавать
себя и действовать для себя»
(Гегель). Практически невозможно глубоко
и обстоятельно осмыслить исторический
процесс общественного развития,
абстрагируясь от людей как его
субъектов, равно как от побудительных
мотивов их действий. Понятие «субъект»
(от лат. sub - под, до и ject -акт, акция, действие)
обозначает носителя любой деятельности,
направленной на объект - внешние предметы
и условия его существования.
Это означает, что только люди могут
выступать субъектами, ибо только
они делают свою жизнедеятельность
предметом своего сознания и воли.Активность
человека - это и есть его деятельность,
в процес¬се которой он преобразует не
только внешние обстоятельства, но и изменяет,
совершенствует себя. Источниками любой
деятельности, активности человека выступают
объективные условия, его природное и
социальное окружение. В ряду побудительных
сил деятельности людей важней¬шее место
принадлежит потребностям.Потребность
- реальная нужда человека в чем-либо, особое
состояние его отношения к необходимым
условиям своего существования. Такое
состояние и выступает основной побудительной
причиной его деятельнос¬ти. Хотя потребности
осознаются и переживаются людьми, они,
тем не менее, носят объективный характер,
поскольку порож¬даются условиями их
жизни, реальными отношениями общест¬ва,
отражают уровень его развития. Потребности
человека дина¬мичны. Как только удовлетворяется
какая-либо потребность, ее место занимает
другая. Человек, как правило, не удовлетворяется
чем-либо однажды найденным. Он стремится
не просто закре¬пить, но и совершенствовать
уже достигнутое.Всемирная история - это,
прежде всего, история развития потребностей
человека и способов их удовлетворения,
история создания материальных средств
деятельности, пред¬назначенных для реализации
этих потребностей. Естественный процесс
возникновения и совершенст¬вования всей
совокупности потребностей общества обычно
называют всеобщим законом возвышения
потребностей.Человеческие потребности
многообразны, как многообразны условия
и обстоятельства, в которых осуществляется
жизнедея-тельность людей. Они почти всегда
ранжированы по их значи¬мости для тех
или иных конкретных условий бытия человека.
Американский психолог А.Маслоу (1908-1970)
утверждал, что всем людям свойственна
некоторая иерархическая система базо¬вых
(основных) потребностей. К их числу он
относил все физиологические потребности
(еда, сон и т.п.); потребности в безопасности
(спокойствие, защита от зла, гарантии
удовлет¬ворения физиологических потребностей);
потребности в общ¬ности (принадлежность
к социальной группе); потребность в уважении
(положительной оценке окружающих людей);
потреб¬ности в самоактуализации (стремлении
человека раскрыть заложенные в нем возможности
к добру, истине, красоте, совер¬шенству
и т.п.). Высшие потребности, например, потребности
в самоактуализации, могут быть удов¬летворены,
только тогда, когда реализованы низшие
потребнос¬ти. Действия людей вытекают
не только из их потребностей, но и интересов.
Интерес занимает важное место в деятельности
людей, он объединяет их, заставляя действовать
устремлено, максимально используя при
этом все наличные возможности. Интерес
(от лат. interest - имеет значение, важно) -
это такая особенная потребность, которая
характеризует отношение людей к предметам
и явлениям действительности, имеющим
важное для них общественное значение,
притягательность.Интересы людей, как
и потребности, тоже многообразны. Они
бывают индивидуальными и групповыми,
государственны¬ми и партийными, экономическими,
политическими, духов¬ными. Кроме того,
интересы могут различаться в зависимости
от возможностей их осуществления: реальные
и нереальные, мнимые и действительные,
а также в зависимости от отношения к общественному
развитию: прогрессивные, консервативные,
реакционные. Стремясь удовлетворить
свои интересы, люди изменяют условия
своей жизнедеятельности, а вместе с этим
развивают и свое общественное бытие.На
основе осознания потребностей и интересов
формируют¬ся цели деятельности. Всякая
деятельность как специфическая форма
активного отношения человека к окружающему
миру направляется определенной целью.
И даже, если та или иная цель действия
не может быть четко выражена, она, тем
не менее, имеет место всегда. Деятельности,
ни на что не направленной и никакой целью
не обусловленной, не может быть. Цель
- это идеальный проект деятельности, мысленное
предвосхищение ее результата. Она вытекает
из объективных условий и предпо¬лагает
наличие этих условий. Именно поэтому
люди, как правило, стараются ставить перед
собой лишь те цели, которых они могут
достичь, и с учетом наличия тех средств
осуществле¬ния деятельности, которыми
они располагают. Цель как идеаль¬ная
конечная причина освещает все действия
человека, часто помогает ему преодолеть
невзгоды на пути к ее достижению. Человек
ставит самые разнообразные цели, выстраивая
определенную их иерархию в своей жизнедея¬тельности.
Цель выступает действительно внутренним
(а не внешним, навязанным) побуждением
человека к деятельности, становится системным
упорядочивающим интегратором всех его
поступков на пути к ее реализации, если
она переходит в мотив и установку действий.
Именно поэтому важно обратить вни¬мание
еще и на такие психологические регуляторы
деятельности человека как мотив, стимул,
установка. Вместе с потребностями, интересами,
целями, мотив, установка, стимул выступают
внутренними побудительными силами действий
человека.Мотив - это мыслительный процесс,
в ходе которого человек анализирует,
оценивает свои потребности и интересы,
делает выбор и принимает решение в пользу
того или иного действия. Сам мысли¬тельный
процесс, обосновывающий принятое решение,
представ¬ляется человеку достаточной
причиной для определенного дейст¬вия.
В мотиве находит свое выражение оправдание
человеком того или иного своего действия,
поступка. Именно поэтому можно сказать,
что мотив не только побуждает и направляет
деятельность, он придает ей субъективный
личностный смысл.
На основе мотива формируется
установка к действию. Уста¬новка
- идеальная побудительная сила,
характеризующая особое состояние
предрасположенности и готовности
человека к опре-деленному действию
в конкретной ситуации. Наличие установки
уже само по себе свидетельствует о стремлении
человека реали¬зовать цель деятельности.Таким
образом, деятельность человека обусловлена
и вызы¬вается не только объективными
условиями действительности, но и регулируется,
направляется идеальными побудительными
силами (сознанием) самого человека. «Сцепляясь»
друг с другом в сознании человека, потребности,
интересы, цели, мотивы стимулы, установки
регулируют и направляют действия людей,
придают им смысл, способствуют удовлетворению
через эти действия их значимых потребностей
и интересов.Субъектом - носителем сознательной
деятельности по сохра¬нению или изменению
среды своего существования могут высту¬пать
как отдельные индивиды, так и различные
социальные группы (слои, классы, нации,
общественные объединения). Философия,
изучая закономерности общественных процессов,
анализирует, в том числе, и возможности
различных групп людей и личностей управлять
общественной жизнью, воздействовать
и направлять ход ее развития. Благодаря
конкретному определению субъекта исторического
действия и его побудительных сил постигается
характер и способ воздействий человека
на преобразование социальной реальности,
уясняются значимые цели и задачи об-щественной
жизнедеятельности людей.
66. Субъекты социального действия
(население, народ, толпа)
Соц действие - форма или способ
разрешения социальных проблем и противоречий,
в основе которых лежит столкновение интересов
и потребностей осн. социальных сил данного
общества. С. д. подготавливается обществ.
движениями, руководствующимися более
или менее детально разработанными программами
и определённой идеологией. Развитые обществ.
движения создают свои организации —
партии, ассоциации, политич. союзы т. д.
Виды
С. д. различаются в зависимости
от разрешаемых проблем (экономические,
социальные, политические, развития
духовной жизни общества), их социального
и классового содержания (чьи
интересы и потребности стимулируют
данную проблему и в чьих
интересах она разрешается), методов
их разрешения (реформа или революция).
Впервые понятие социального
действия ввел в научный оборот немецкий
социолог Макс Вебер. Кроме того, Макс
Вебер разработал первую классификацию
типов социального действия, основанную
на степени рациональности поведения
индивидов. Так, им выделялись: целерациональное,
ценностно-рациональное, традиционное
и аффективное. Населе?ние (народонаселение)
в демографии — совокупность людей, живущих
на Земном шаре (население Земли) или в
пределах конкретной территории — континента,
страны, области и т. д. Народонаселение
непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства.
Население, его развитие и другие характеристики
изучается науками о населении, к которым
относятся: социология, демография, социально-экономическая
география, социально-экономическая статистика.
НАРОД Под народом понимают, в частности,
этнос, то есть определённую группу людей,
отличающуюся общностью ряда признаков
— языка, культуры, территории, религии,
исторического прошлого и т. д.. Хотя одним
из важнейших признаков этноса является
общий язык, это отнюдь не единственное
условие — существуют разные этносы, говорящие
на одном и том же языке. Например, шотландцы,
ирландцы и валлийцы практически полностью
переняли английский язык, но англичанами
себя не считают.Слово «народ» также используется
в значении нация. Понятие «народ» также
употребляется для обозначения всего
населения какой-либо страны, вне зависимости
от его этнической принадлежности. В политическом
смысле нередко употребляется термин
народ (простонародье), означающий основную
непривилегированную массу населения,
в противоположность «элите» и «власти».
Словом «народ» иногда обозначается толпа.Толпа—
большое скопление людей. Толпа хаотична,
хотя и не лишена некоторой организации.
Организующим фактором может быть общий
объект внимания, традиция, событие. Члены
толпы часто находятся в сходном эмоциональном
состоянии. Толпа описывается целым рядом
параметров и характеристик, такими как
количество собравшихся людей, направление
и скорость движения, психологическое
состояние и другие. Толпа является предметом
исследования социальной психологии,
которая в частности вводит классификации
толпы по ряду признаков. В некоторых случаях
толпа может представлять опасность для
окружающих (например, погромщики) и для
себя (в случае паники). Толпы играют значительную
роль в истории.
67. Народные массы как решающая
сила исторического развития.
В ф. понятие «народ» - народонаселение
какой-л. обл., региона, страны; этнос (народ
коми); некоторая соц.-полит. общность
(российский народ).Славянофилы и народники
толковали «народ»: простые люди, труженики.
Им они противопоставляли любую элиту.
Схожее толкование у Маркса: те классы
и слои, кот. своей деят. объективно реализуют
прогр. задачи обществ. развития. В русской
револ.-демокр. публицистике (Чернышевский,
Ткачев) и в марксистском обществознании
«народ» - творец истории, решающая сила
процесса общественных изменений в отл.
от любой ист. значимой личности. Закон
возрастающей роли народных масс в истории
К.Маркс: «Вместе с основательностью исторического
действия будет, следовательно, расти
и объем массы, делом которой оно является».
Решающая роль нар. масс в ист. определяется
тем, что, во-первых, народ – главная произв.
сила общ., создающая все матер. условия
жизнедеятельности людей; во-вторых, народ
– участник всех соц-полит преобразований
общества, массовая база всех класс. битв,
революций; в-третьих, народ – источник
и носитель духовной культ. общества.
Роль народа в разл. ситуациях
не одинакова: 1). Он безмолвствует и
выступает статистом неких, заранее
кем-то срежиссированных деяний и тогда
его роль, даже вопреки его собственным
интересам, сведена к нулю 2). Он –
активный и непосредственный участник
событий и от него зависит весь
дальнейший ход истории.
Категория «народ» (народные
массы) выполняет важную функцию
в ф. анализе: позволяет зафикс. массовую
вовлеченность (или наоборот) разл.
групп людей в ист. процесс
преобразований; позволяет обратиться
к анализу общ. образований и связанных
с ними процессов, которые являются внутренне
неоднородными из-за разл. соц. слоев, их
наполняющих.
68. Классы и нации как субъекты
социального развития.
В зависимости от конкретно-исторических
обстоятельств материально-производственной
сферы общественной жизнедеятельности
людей складываются и их социальные
отношения. Люди в зависимости от
места, занимаемого ими, в системе
общественного производства, приобретают
соответственно разный статус и соц.
положение (собственник, работник, управляющий,
иждивенец и т.д.). В каждом обществе
имеет место дифференциация социальных
функций - разделение занятий, осуществляемых
различными индивидами, группами людей.
Люди с однотипным общественным положением
(одинаковым общественным статусом) образуют
определенную социальную группу. Существует
много самых разных социальных групп:
классы, страты, половозрастные, профессиональные,
квалификационные, отраслевые, территориальные
(региональные) и прочие. Социальная сфера
общества это как раз и есть характеристика
форм взаимоотношений этих групп (общностей)
людей друг с другом на том или ином этапе
общественного развития. Так, общество,
например, может делиться на различные
классы, между которыми возникают самые
разные формы отношений и взаимодействия
(борьбы, сотрудничества и др.). Классы
- это «большие группы людей, различающиеся
по их месту в исторически определенной
системе общественного производства,
по их отношению к средствам производства,
по их роли в общественной организации
труда.Классы, это такие группы людей,
из которых одна может себе присваивать
труд другой, благодаря различию их места
в определенном укладе общественного
хозяйства (классовая принадлежность
определяется на основе социально-экономических
характеристик и зависит от места, которое
занимает человек в системе общественного
производства и которое, в свою очередь,
обусловливается: 1) отношением к собственности
(является ли он владельцем средств производства
или нет); 2) ролью в общественной организации
труда (является ли он организатором производства
или нет); 3) способом и размером распределения
произведенного продукта (как и какую
долю общественного богатства он получает).Концепция
теории соц стратификации и социальной
мобильности, разработанные П.А.Сорокиным.
Согласно этой теории все общество делится
на страты (от лат. слой, пласт) в зависимости
от получаемых доходов или уровня жизни
и т.д. Получается «многомерная стратификация»
и человек может принадлежать одновременно
к нескольким стратам, или классам. Но
в любом обществе существует та или иная
возможность для социальной мобильности:
горизонтальной (перемещение людей внутри
одного и того же слоя) и вертикальной
(перехода индивида из одной страты в другую:
бедный человек может, к примеру, разбогатеть,
а богатый - разориться и тем самым также
поменять свою страту). Существует еще
и этническая дифференциация людей. Этнос
(от греч. племя, народ) - стабильная группа
людей, характеризуемая устойчивыми, присущими
им особенностями социо-культурного развития
их жизнедеятельности (язык, общность
психического склада, сознание своего
единства, которое фиксируется, в том числе
в самоназвании - этнониме и т.п.). Этнос-
это особый исторически возникший в определенных
природно-территориальных условиях тип
объединения людей, особая форма их совместного
существования и развития; складывается
и развивается естественноисторическим
путем, он не зависит от воли входящих
в него отдельных людей, ибо существует
за счет самовоспроизводства. С возникновением
классов и государства на смену кровнородственным
связям объединения людей приходят территориальные
(полисы, княжества, графства, государство).
Территориальный признак становится определяющим.
Переход от феодализма к капитализму обусловил
образование новой этносоциальной формы
- нации. В этой связи обычно подчеркивается,
что нация - это продукт буржуазной эпохи,
это такая форма общности людей, которая
складывается и развивается на основе:
1) общности экономической жизни (связей)
людей; 2) единой территории (зачастую совпадающей
с границами централизованного государства);
3) литературного языка; 4) общности психического
склада, проявляющегося в общности культуры.Нация
- это, прежде всего, политическая форма
единения людей, сформировавшаяся на основе
общности их языка и культуры. Нация рассматривается
в таком случае как определенный исторический
тип завершения этносоциального развития
общества, после которого возможны лишь
слияния наций и их отмирание.О нации следует
говорить лишь тогда, когда этнос или этносы
политически консолидированы в рамках
единого государства или определенного
политического движения и практически
полностью идентифицируют себя с ним.
69. Роль личности в истории.
Личность- в психологии обозначается
системное (социальное) качество, приобретаемое
индивидом в предметной деятельности
и общении и характеризующее меру представленности
общественных отношений в индивиде.
Роль личности. 3 концепции:
1). Личность – ничто (анархия, власть
не дается никому) 2). «золотая середина»
3). Личность – все (диктатура, Ницше.) Рассуждения
о «золотой середине.»: каждый человек
выступает субъектом своей жизнедеятельности,
нередко он играет и решающую роль в деятельности
своего ближайшего окружения. Но чем шире
масштаб деятельности, тем уже круг людей,
которые могут стать субъектами исторических
изменений. Такие в философии истории
называются историческими (выдающимися)
личностями. Античные философы положили
начало традиции, в которой личность и
общество рассматриваются в тесной взаимосвязи.
По Гегелю, важнейший отличительный признак
выдающегося деятеля, залог эффективности
его действий – цель, цель, которая содержит
такое всеобщее, которая составляет основу
в существовании народа или государства.
Дело выдающейся личности – знать всеобщее,
необходимую ближайшую ступень в развитии
мира, сделать ее своей целью и вложить
в ее осуществление свою энергию. Марксисты
исходят из положения о решающей роли
народных (трудящихся) масс в истории,
подчеркивая при этом возможность личности
влиять на ход исторического процесса.
Роли народа и личности анализируются
в неразрывной связи. По Плеханову, личность
тесно связана с классом, народными массами
и, только выражая их подлинные интересы,
она может занять соотв. место в истории,
оказывая влияние на исторический процесс.
«Великий человек велик тем, что у него
есть особенности, делающие его наиболее
способным для служения великим общественным
нуждам. Он является начинателем потому,
что видит дальше других и хочет сильнее
других».
70. Эволюционное и революционной в историческом
процессе.
В зависимости от Характера
различают две большие группы
социальных изменений (и шире – социальных
процессов) – Эволюционные и революционные
социальные изменения.
Эволюционные – это
изменения частичные и постепенные,
осуществляющиеся как устойчивые и
постоянные тенденции к увеличению
или уменьшению каких-либо качеств,
элементов в различных социальных
системах. Эволюционные изменения могут
иметь как восходящую, так и
нисходящую направленность. Эволюционным
изменениям в той или иной степени
подвержены все сферы жизнедеятельности
общества – хозяйственная жизнь,
социальные общности, политические структуры,
система ценностей и др.
Эволюционные изменения
могут организовываться Сознательно.
В таких случаях они приобретают
форму Социальных реформ (реформа 1861
г. в России об отмене крепостного
права, реформа П. А.Столыпина в
начале ХХ века, введение НЭПа в Советской
России в начале 20-х годов). Но эволюционные
изменения могут быть и Стихийным
процессом. Примером могут служить
демографические процессы, связанные
со снижением рождаемости в развитых
странах мира.
Эволюционные изменения
не следует понимать как линейное
и последовательное движение по восходящей
линии всего социального организма
и отдельных его частей. Эволюционные
изменения как бы «рассыпаны»
в массе других общественных перемен,
имеющих совершенно разную направленность.
Революционные социальные изменения
существенным образом отличатся
от эволюционных. Это в высшей степени
радикальные изменения, предполагающие
Коренную ломку социальных систем, это
не частные, а общие и даже всеобщие изменения.
Такие изменения часто опираются на насилие.
71. Общественный прогресс, его критерии
особенности в современных условиях.
Прогресс — направление
развития сложных систем (в том
числе социальных), для которого
характерен переход от низших, менее
совершенных форм к высшим, более
совершенным.
Прогресс противоречив:1)прогресс
в одной области может сопровождаться
регрессом в другой.2)общество не
может постоянно прогрессировать,
стадии прогрессы сменяются стадиями
регресса.
Главные критерии:1.способ производства;
2.развитие производительных сил и
производственных отношений; 3.мораль,
нравственность (Сен-Симон); 4.Мера свободы
человека (Гегель) Таким образом, прогрессом
можно назвать процесс развития
системы, при котором:1.возрастает число
ее подсистем,2.усложняется структура
системы,3.увеличивается число связей
между элементами системы,4.возрастает
набор функций отдельных элементов
и подсистем системы.
К основным формам прогрессивного
развития общества относят реформы
и революции.
Регресс — направление
развития сложных систем, для которого
характерен переход от сложных форм
к более простым и менее совершенным.
В результате регрессивного развития:1.уменьшается
набор полезных для системы функций, 2.распадаются
существовавшие ранее структуры, 3.уменьшается
число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих
существование, устойчивость и жизнедеятельность
данной системы.
Как показывает анализ исторического
процесса, развитие общества характеризуется
многонаправленностью. Такое развитие
предполагает прогрессивные, регрессивные,
одноплоскостные и круговые изменения.
Маркс считал, что человечество идет
ко все большему развитию прозводства
и самого человека. В 20 веке появились
философские теории, согласно которым
отрицается светлое будущее. Испанский
философ Ортега-и-Гассет (1883-1955) писал,
что люди затмили свой рассудок, утеряли
бдительность и рассудок, жизнь выскользнула
из их рук, перестала им покоряться. Многие
философы выдвигают пессимистические
идеи конца истории, глобальных экологических,
энергетических и ядерных катастроф.