Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка
1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.
Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.
Основ двигателями дух сфера выступают дух потребности, кот побуждают чел к дух творчеству и выражают необходимость в дух освоении окружающего природ и соц мира. Производство и потребление дух ценностей опосредствует дух отношениями, кот сущ-ют в отношениях чел к дух ценностям.
61. Человек, его природа и
Для социальной мысли исследование природы и сущности человека было приоритетным во все времена. Учение о человеке, выступающее как антропология, составляет важнейший раздел любой философской системы.
Предметом философской антропо¬логии выступает сам человек, его деятельность, сознание и само¬сознание. Такая антропология рассматривает человека в его данности, сравнивая его со всеми другими объектами,.
В философской мысли мы
находим различные подходы в
определении человека. Некоторые
авторы искали сущность человека в
биологической
Как свидетельствует жизненная практика, человек — универ¬сальная сила природы, наследник ее целостности. Но человек уже не чисто природная сила. Свою природу он реализует и развивает как существо общественное. Разумеется, степень присвоения той или иной сферы об¬щественных отношений у разных людей различна.
сущность человека не абстрактна, а конкретна. Человек определяет себя самого, равно как меняет самого себя в той мере, в какой существует и изме¬няется весь комплекс общественных отношений. Каждый индивид - это не только синтез существующих отношений, но и история этих отношений.
Социальная жизнь человека - не только система межче-ловеческих отношений. Это также определенная форма взаимоотношений с природой, взаимоотношений телес-ного и духовного. Уже сам факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, справедливо писал Э, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному. Речь может идти только о том, имеются ли эти свойства в большей или меньшей степени.
Необходимо различать биосоциальную природу человека и его социальную сущность. Природа выражает собой нашу родо¬вую особость, единство и целостность структурной организации человека как вида в мире Вселенной; сущность- подчеркивает специфически человеческие качества личности, определяющие формирование личности, ее место и положение в обществе.
В литературе при характеристике
основных черт, свойств и качеств
человека применяются самые разно-
Что касается индивидуальности, то она выражает собой специфическое, особенное, своеобразное, то, что отличает дан¬ного конкретного человека от других людей. Это самобытность каждого из нас, неповторимость в нас социально значимых ка¬честв и биологически унаследованных, своеобразное сочетание природного и общественного, прижизненно приобретенного. Характер, способности, манера говорить и держаться на людях, умение одеваться, реакция на воздействие внешних раздражи¬телей и постоянно меняющихся условий, стиль мышления - все это у любого человека признаки индивидуальности, его особой единичности, проявляющейся как в продуктивных действиях, так и в поведении, поступках.
62. Понятие личности, ее социальные роли. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни.
Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей. Но понятий «личность» у древних греков не было, тк сложилась сильная зависимость граждан. Родоначальником философии человека Сократ в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «личность»Лишь в 16в. Ренессансное мышление осознало понятие человеческой личности. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид это всегда один из многих, он безличен. Понятия «индивид» и «личность» противоположны по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных св-в чел., его биологич и соц кач-ва, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, тк каждый человек – индивид. Говоря «человеческий индивид», имеют в виду лишь родовую общность людей и единичного представителя чел рода. Когда происходит конкретизация этого понятия – указание на другие кач-ва, ограничивается объем понятия, выделяются особенности соц группы. Чем выше степень конкретизации, тем богаче объем понятия по содержанию и меньше по объему. Здесь применяется понятие – личность. Оно включает в себя общие и особенные признаки, единичные и уникальные св-ва чел.
Личность – это человек с ярко выраженными соц признаками и соц индивидуальностью, это активный, целенаправленный субъект отношений и созидательной деятельностьи.
Личность – это всегда конкретный чел, носитель сознания. Л. Ориентируется в общ-ве на его ценнсоит и выполняет общ-но-полезную деят-ть и несет ответ. перед общ-ом за свои поступки. Л. присущи самоуважение и достоинство. Способами выражения достоинства явл. совесть, долго и честь. Индивидуальность л. выражает совокупность признаков, определяющие неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнидеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни и проч. Чел-к формируется в конкретном историческом времени и соц пространстве. Поэтому л. выступает носителем и выразителем всего общественно-социального. П своей структуре л. представляет собой устойчивую сис-му элементов содержания, включающих в себя: духовный мир, соц-ролевой комплекс, природные кач-ва. Типологическое определение л. основано на идее,что ее формирование - закономерныйокр природы и соц среды. Основные соц типы л. : соц-классовые, соц-профессионал, нац-этнические.
Свобода считается высшей ценностью чел во всех духовных сис-мах и общест движениях. Суть: она есть нечто большее, чем учет объективной необходимости устранение внешних ограничений. Более ценной явл внутренняя свобода, свобода в выборе истины, добра и красоты. Характеристикой свободы явл ее внутренняя определенность. Свобода – это специфический способ бытия чел, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на основании им объективных св-в и отношение вещей, закономерностей окружающего мира.
Стержень свободы – выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым выражение. Только свобода выбора порождает ответственность л. за принятие решений и поступков, явл его следствием.
Ответственность – это соц отношение к общ ценностям. Осознание ответственности – это отражение субъекта бытия соц необходимости и понимание смысла совершаемых действ, оно необходимое средство управления поведением л. со стороны общ-ва через ее сознание. Свобода и ответственность это две стороны одного целого, сознательное деят чел. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода связана с необходимостью, которая обусловлена в конечном счете объективными законами бытия.
Ситуация рубежа 20-21 вв. резко увеличивает меру ответственности л. за свои деяния. Нарастания неустойчивости мира, нестабильность его соц-политического сис-мы, углубление кризиса, связанного с нерешаемостью глобальных проблем современности заставляет по-новому взглянуть на эти вечные проблемы.
Проблема смыла жизни – это вечная проблема человека, ответ о цели и смысле чел бытия зависит от мировоззренческой и просто бытовой позиции чел. Смысл жизни определяют сугубо индивидульно, в основе его лежат главные жизненные цели индивида, определяемые его хар-ром деят.Каждый может сам определить для себя целевую ориентацию жизни. Цели жизни связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальности и наклонности, свою деят чел направляет на решение выбранных задач. Цель жизни отдельного чел должна быть согласована с общечеловеческой целью – развитием богатства чел природы, универсальным всесторонним развитием чел.
63. Философия языка. Проблема взаимосвязи языка и мышления.
Язык – система знаков, с помощью которых люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию; материальное средство выражения идеального, духа, сознания, мышления.В языке можно выделить естественную систему знаков и виды языка, используемые человеком: устная и письменная речь, позы, жесты, мимика, математический язык, философский, язык музыки и живописи, системы сигнализации – дорожные знаки. Я. – один из главных моментов функционирования общества. Он выполняет в обществе множество функций: номинативную (способность языка обозначать и представлять мир вещей и процессов), познавательную (участие в процессе познания), коммуникативную (участие в процессе общения людей).Сознание имеет сложную структуру, которая включает в себя верхние и нижние этажи. Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Мышление – обобщающее сознание, заключительный этап обработки его содержания. В процессе работы органов чувств возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отношения между ними.Его продуктами являются мысли, суждения и умозаключения. Имеется две формы внешнего выражения мышления: бессловесное размышление, внутренняя речь, состояние медитации и физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид. Мышление определяется в зависимости от характера отражаемых объектов. Конкретное мышление более тесно связано с материальной реальностью, выражается в терминах, словах и обозначает конкретные вещи. Абстрактное мышление выражено в общих понятиях, обозначает невидимые связи между предметами и явлениями. В этом виде мышления проявляется природа и специфика идеального. Абстрактное и конкретное мышление выражаются в различных физических символах, знаках, устной и письменной речи или в специальных языках.Между словом, мыслью и той реальностью, с которой они связаны, нет тождества, здесь существует большой разрыв. Слово отражает лишь сущность предмета и не может раскрыть его многообразие, мысль охватывает большее число свойств предмета. В понятиях сознание, слово, реальность – слово выполняет связующую роль между сознанием и реальностью.Различием между сознанием и языком является длительность и стабильность их существования.
Мысль неустойчива, смертна. Слово стабильно и бессмертно, оно является средством накопления и хранения знаний и их передачи.Сознание распространяется в мире с помощью языка. Мышление и язык возникли одновременно. Они являются продуктом длительного социально-исторического процесса, развивались и обогащались под влиянием одних и тех же форм человеческого общения.Мышление и язык не тождественны. Язык имеет ту или иную физическую природу, он материален. Природа мышления бестелесна. Его продукты – понятия, категории, суждения – являются идеальными. В речевом общении человек бессознательно усиливает логику мышления, и также бессознательно формирует основные присущие ему чувства.Богатство языка отдельной личности определяется его способностью к мышлению. Философ античности Сократ учил: «Заговори, и я скажу кто ты».В отличие от мышления язык всегда рассматривается как нечто существующее лишь в материальных формах. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово. Известно,что сущ.,к примеру,практическое мышление. Этот тип авербального мышления присущ человеку уже на самых ранних этапах его жизни. Мышление осуществляется в самих практических действиях и непосредственно направлено на решение практических задач.Человек просто знает, что ему нужно делать и выполняет осмысленные движения. первичные формы мышления – это двигательные схемы(напр.,дети до 2х лет).Среди идей, развиваемых в учении о языке, все большую значимость стали приобретать те, что связаны с изучением коммуникативного аспекта. Наиболее существенным здесь является вопрос о материальности языка. Язык всегда рассматривался в качестве материального образования. И все же столь прямолинейный способ решения проблемы сущности коммуникативного процесса неправомерен. И прежде всего потому, что люди общаются не посредством отдельных слов, а с помощью предложений,кот-е,хотя и состоят из слов, обладают смыслом, который не является простой суммой их значений. Смысл как бы «надстраивается» над ними. Поэтому значительная часть содержания сообщается собеседникам помимо материального словесного воплощения. Это уникальное свойство языка. Идея о том, что в процессе языкового общения, кроме слов, имеются действия, что сообщение не сводится только к передаче информации, а содержит некую установку и цель. Заключая, можно, очевидно, сказать, что человек является единственным существом, который создает и решает свои проблемы посредством языка.
64. Культура и цивилизация.
Культура-все что создано человеком и имеет для него ценность. (матер и духовная культура). Культура связана с понятием «цивилизация». Ц.-период перехода от варварства к дикости. Кул-ра без цивилизации-да. Цивил-ия без кул-ры-нет. К.-основа цивилизации.
В современной ф.истории есть
два подхода к культуре: узкий и широкий.
В узком смысле -это система коллективно
разделяемых смыслов, ценностей, убеждений,
норм и образов поведения, присущих тем
или иным индивидам или сообществам. К-ра
включает в себя:1. Знаково-символический
элемент -знания,сформулированные в понятиях
и зафиксированные в языке. Язык -система
знаков и символов, наделенных определенным
значением.2.Компонент культуры-ценностно-нормативная
система.Ценность-это свойство того или
иного общественного предмета. Явления
удовлетворять потребности, желания,интересы.В
систему цен-тей входят смысложизненные
(представления о добре, зле,счастье,цели),
универсальные (жизнь, здоровье, семья,
образование, правопорядок), общественного
признания(трудолюбие, соц.положение),межличностного
отношения (честность, бескорыстие), демократические
(свобода слова, совести, нац.суверенитет).
Ценностная установка является предварительной
программой деятельности и общения и является
предрасположенностью социального субъекта
к заранее определенному отношению к данному
объекту, вещи, человеку, явлению, событию.
Цен.уст-ки ориентируют человека в социальной
действительности, направляют его деятельность.Осознание
индивидами содержания цен.уст-вок образубт
мотив деятельности-фактор, ведущий к
превращению установок в активную деятельность.Побудительный
мотив выступает в качестве цели. Цель
формируется на основе интересов социального
субъекта. Цель- ближайшая, долгосрочная,
перспективная,конечная.