Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка
1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.
Формационный подход – Учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое, разработал К. Маркс и Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития при этом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфера общества – это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущей силой исторического развития являются противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, что неизбежно ведёт к социальной революции.
Обычно формационному подходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можно свести к следующим линиям сравнения:
Формационный подход 1.Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.2.Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству.3.Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.
Цивилизационный подход1.В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.2.Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.3.Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.
К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм). Их базис – способ производства. Одной из основных черт этой теории общественно-экономического развития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходит определённые ступени (стадии) развития.
Тойнби “Постижение истории” – основа развития общества – религиозная специфика. Выделил около 30 цивилизаций, но 5 из них великие – западная, дальневосточная, индусскя, ближневосточная, восточнославянская. История человекчества складывается из отдельных приобретений, который вносят в копилку человеческого опыта отдельные цивилизации. Большинство цивилизаций не оставляют после себя ничего.
Хантингтон “Столкновение цивилизаций” – межцивилизационные противоречия ключевые в динамике развития общества.
Вебер – “Протестантская этика и дух капитализма”. Особая роль – религия.
Существуют разные точки
зрения на проблему соотношения цивилизационного
и формационного (стадиального) подхода
к развитию общества: 1.каждый тип
цивилизации нужно