Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

Filosofia_2.docx

— 167.46 Кб (Скачать файл)

3.люди ищут смысл своей  жизни. Они задают себе (хотя  и не всегда сознательно) важнейшие вопросы, касающиеся бытия. Кто я? Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли она смысл? Как я могу осуществить свое человеческое призвание? Склонность если не к систематическим размышлениям на эту тему, то, по крайней мере, к переживанию подобных проблем входит в число универсальных свойств человеческой натуры.

4 .экзистенциалисты придерживаются  той точки зрения, что каждый  из нас в первую очередь  сам отвечает за то, что он  есть и чем он становится. Мы не можем обвинять родителей, учителей, начальство, Бога или обстоятельства. Как говорил Сартр, «человек есть не что иное, как то, что он сам из себя делает. Это — первый принцип экзистенциализма». Хотя мы способны общаться с себе подобными, объединяться друг с другом и строить продуктивные и здоровые взаимоотношения, в конечном счете каждый из нас в глубине остается одинок. Мы не можем свободно выбрать свою судьбу, имея шанс лишь для того, чтобы свести воедино абстрактное «могу» с конкретным «хочу». В то же время даже отказ от ответственности и попытка избежать выбора в конечном итоге также оказывается нашим собственным выбором. От ответственности за свое «я» нам не уйти, как не уйти от самого себя.

5. экзистенциалисты вообще  отвергают принцип объяснения  явлений, лежащий в основе всякого  теоретического знания. По их мнению, все теории дегуманизируют людей, изображают их механическими объектами, расчленяют единство личности. Экзистенциалисты считают, что непосредственное переживание всегда имеет преимущество перед любыми искусственными объяснениями. Когда переживания переплавляются в некие надбытийные теоретические модели, они отделяются от того, кто их первоначально испытал, и, следовательно, теряют свою подлинность.

56. Охарактеризуйте основные  особенности русской философии. 

1. Русская философия, как особая  сфера духовной жизни общества, складывается сравнительно поздно. По словам выдающегося отечественного  мыслителя Г. Шпета, история нашей философии «началась с Петра, но протекала в потемках общественного философского сознания. Лишь к концу второго века после Петра стало светать, отдельные и одинокие вершины зарделись золотым светом, умы стали просыпаться и разбрелись для работы.

2. Видимо, важнейшая особенность  философской мысли в России  — это пристальное внимание  философов к социальной проблематике. Практически все русские мыслители  в своих философских построениях  давали «рецепты» переделки общества, строили некую модель будущего развития страны. Указанная особенность во многом была связана со спецификой исторического пути России, который не укладывался ни в западную, ни в восточную схемы смены формаций, эпох.

3. Вторая отличительная черта  отечественной философской традиции, тесно связанная с первой, была  названа Н. Бердяевым «народопоклонством». Что здесь имеется в виду? Русской интеллигенции всегда было свойственно болезненное ощущение «долга перед народом»: П. Лавров образно сравнивал интеллигенцию с цветком, выросшим из грязи: за получение образования и возможность заниматься творческим интеллектуальным трудом представителям интеллигенции простой народ должен был заплатить страшной ценой — своей темнотой, невежеством, забитостью.

4. Русская философия «учительная»  и мучительная одновременно, для  нее характерна нравственная  точка отсчета во всех теориях  и построениях. Для русских  мыслителей философское творчество  приобретает характер нравственной  проповеди.

5. Еще одним очень важным моментом  развития отечественной философии  стала борьба «западничества»  и славянофильства в духовной  жизни русского общества. Историческая  судьба России опровергает схемы,  устанавливающие жесткие границы  культурно-исторических ареалов  Запада и Востока.

6. Русскую философию отличает  и еще одна характерная черта  — складывание в конце XVIII —  начале XIX века такого феномена  духовной жизни общества, как  философско-художественный комплекс.

7. Еще одной чертой, отличающей  русскую философию, является пристальное  внимание к религиозной проблематике. Долгое время наши учебники  представляли русскую философию  как преимущественно материалистическую по сути и революционную по направленности.

57. Какую оценку России и ее исторической судьбе дает Чаадаев в своих «Философических письмах», согласны ли вы с ней? В чем суть спора славянофилов и западников?

Чаадаев о прошлом и  настоящем России

Проблема России, т.е. характеристика её настоящего осознания и уяснение будущего, была для Чаадаева главной  темой. Можно даже сказать, что все  другие проблемы - из области философии, истории, гносеологии, онтологии, истории  философии он рассматривал в связи  с этой главной темой.

Разумеется, занимаясь ими, он входил в них как в таковые, высказывал много глубоких идей, но все же его  интеллектуальная деятельность была направлена главным образом на решение центральной  для него проблемы - России.

Все это относится, прежде всего к философическим письмам. Совокупность решений названных трех составляющих частей проблемы можно назвать чаадавеской концепцией России, и концепция эта сводится к следующему: Россия является страной аномальной, её история и деятельность складывается вопреки, в противоречии с законами развития и существования народов. Чаадаева не занимают положительные стороны жизни русского народа - его внимание устремлено на поиск, выявление её пороков, несовершенств, заблуждений. Почему Россия так сильно отличается от современных западных стран, где как он полагает, уже заложены основы царства божьего на земле.

Аномальность России Чаадаев осознает с помощью антитез её истории и современности некоторым всеобщим законам истории человечества и человеческого общежития. Многое в России зависит от её географического положения, но не оно является главной причиной изолированности русской цивилизации от общечеловеческого развития. Россия не принадлежит не Востоку, ни Западу, она пребывает не только вне пространства, но и вне времени, и как бы выпала из исторического прогресса.

В России сложились такие условия, которые невозможны для нормальной жизни человека. Безрадостное, лишенное человеческого смысла существование в котором нет места личности, Чаадаев выводит из не менее легального прошлого русского народа, давно превращенного в нравственно оцепеневший организм.

Все общества пережили бурные эпохи  перехода от юности к зрелости, и  только в России ничего не меняется: «Мы растем, но не созреваем, движемся вперед, но по кривой линии; то есть такой, которой не ведет к цели». И  в прошлом Чаадаев не отрицает такого движения, однако оно происходило  почти вслепую и по преимуществу в одном измерении - в нарастании рабства. Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, потом  глубокого невежества, затем свирепого  и унизительного чужеземного  владычества, деспотический дух  которого унаследовала и позднейшая власть.

Освободившись от татарского ига, русские  попали в новое рабство - крепостничество. Русская история «была заполнена  тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии, которое  ничего не оживило кроме злодеяний  ничего не слисшего, кроме рабства». П.Я.Чаадаев. Полное собрание сочинений Т.1. М. Изд. Наука 1991, с19.

Такова чаадаевская концепция аномальности России, которую он резюмирует следующим образом: «Про нас можно сказать, что мы составляем исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из, иных, которые как бы не входят составной частью в род человеческий», и добавляет; «а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру: то есть, урок того, как и почему народ выпадает из рода человеческого и как вновь войти в его состав».

Суть спора славянофилов и западников

   Спор между «западниками»  и славянофилами ставил перед  русской философией проблему  взаимоотношения различных культурных  традиций. Критика Запада славянофилами  во многом явилась протестом  против европоцентристской идеологии,  ограничивавшей многообразие духовного  опыта человечества и утверждавшей  в качестве единственно возможной  модели исторического развития  схему прогресса западной цивилизации.  Именно славянофильское движение  выдвинуло так называемую «русскую  идею» — мысль об особой  исторической миссии России. Логика  рассуждения была приблизительно  следующей: Россия — это и  не Восток, и не Запад, она  причудливо соединяет в себе  и то, и другое. Значит, она сможет  сыграть роль объединяющей человечество  силы.

Необходимо отметить, что господствовавший долгое время в литературе подход к славянофилам как к реакционерам националистического толка (и «возрождение»  сегодня славянофильства в карикатурной форме национального самодовольства и исключительности) не имеет под  собой почвы: славянофилы были привержены идеалу единства общечеловеческой духовно-нравственной традиции, может быть, сильнее, чем  «западники», ограничивавшие столбовую  дорогу цивилизации европейскими проспектами.

Идейное столкновение двух подходов к объяснению исторического процесса помогло выработке специфических  тем русской философии. Это —  проблема «Восток — Запад», интерпретация  смысла западноевропейской и русской  истории, попытки постановки и решения  «славянского вопроса», обоснование  «русской идеи» и др. Многие из названных  тем волнуют общество и сегодня. Видимо, точка в споре между  «западниками» и славянофилами  еще не поставлена, хотя он и принял сейчас форму обсуждения различных  путей реформирования общества.

 

58. Толстой и Достоевский: Разное и общее в этических взглядах

59.Расскажите о русской идеи и историософии Бердяева. В чем заключается смысл творчества по его мнению? Выделите основные идеи его этики.

60. Расскажите о жизнедеятельности  и основных философских идеях  Флоренского.

   Последователь философии  всеединства Соловьева, крупнейший  представитель русской религиозной  философской мысли, энциклопедически  образованный человек, полиглот, обладавший блестящими дарованиями  и работоспособностью, за что  современники называли его “новым  Леонардо да Винчи”.  Флоренский  был прежде всего религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и культурологии. Среди них: “Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи”, “У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики”, “Культ и философия”, “Вопросы религиозного самопознания”, “Иконостас”, “Космологические антиномии И. Канта” и др.

Центром религиозно-философской проблематики П. Флоренского является концепция  “метафизического всеединства” и  “софиология”. Его замысел — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоев бытия: каждый слой находит себя в другом, узнает, выявляет родственные основания. Эту задачу Флоренский пытается решить на базе “философско-математического синтеза”, цель которого он видел в выявлении и изучении некоторых первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры. Физический мир у Флоренского тоже двойственен. Космос — это борьба двух принципов: Хаоса и Логоса. Логос — это не просто разум, но и культура, как система ценностей, которая есть не что иное, как предмет веры. Ценности такого рода имеют вневременной характер. Природа для Флоренского — не феномен, не система явлений, а подлинная реальность, бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не “тенью” какого-то иного бытия, а живой реальностью.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"