Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
15. Определите истоки, природу и цели движения софистов, расскажите об основных представителях.
"Софист" - этот термин,
сам по себе позитивный, означающий "мудрый",
искушенный, эксперт знания, стал употребляться
как негативный, в особенности, в контексте
полемики Платона и Аристотеля. Некоторые,
как Сократ, полагали знания софистов
поверхностными и неэффективными, ибо
у них отсутствовала бескорыстная цель
поиска истины как таковой, взамен которой
обозначилась цель наживы. Платон подчеркивал
особенную опасность идей софистов с моральной
точки зрения, помимо их теоретической
несостоятельности. На протяжении длительного
времени историки философии безоговорочно
принимали оценку Платона и Аристотеля,
критикуя в целом движение софистов, определяя
его как упадок греческой мысли. Лишь наше
время сделало возможным переоценку исторической
роли софистов на основе систематического
пересмотра всех предубеждений, и можно
согласиться с В.Джегером, что "софисты
- это феномен столь же необходимый, как
Сократ и Платон, последние без первых
немыслимы". В самом деле, софисты совершили
подлинную революцию, сместив философскую
рефлексию с проблематики физиса и космоса
на проблему человека и его жизни как члена
общества. Доминантные темы софистики
- этика, политика, риторика, искусство,
язык, религия, воспитание, т.е. все то,
что ныне зовется культурой. Именно поэтому
с точностью можно утверждать, что софисты
- зачинатели гуманистического периода
в античной философии.
Все это позволяет лучше понять некоторые аспекты софистики, получившие ранее негативную оценку.
а) Верно, что софисты, помимо поиска знания как такового, преследовали цели чисто практические, и для них существенно было искать учеников. Равным образом, верно, что практическая ориентация имела в высшей степени позитивный характер, поскольку именно софисты выдвинули на первый план проблему воспитания, и педагогическая деятельность приобрела новое значение. Они провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании. Понятно поэтому, что для софистов исследование истины было равнозначно ее распространению. Западная модель воспитания, основанная на принципе диффузии знания, во многом обязана им.
б) Верно, что софисты взимали плату за преподавание. Это невероятно возмущало древних по той причине, что знание понималось как продукт бескорыстного духовного общения, занятия богатых и благородных людей, решивших уже свои жизненные проблемы: пространство времени для занятий истиной должно было быть свободным от насущных потребностей. Напротив, софисты занимались знанием как ремеслом и потому должны были требовать платы, чтобы жить, чтобы путешествовать и пропагандировать знание. Без сомнения, некоторые из них заслуживают порицания, но лишь за злоупотребления, но не за изначальный принцип, который стал много позже общераспространенной практикой. Софисты, таким образом, разрушили старую социальную схему, которая делала доступной культуру лишь для избранных слоев, открыв возможности культурного проникновения и в другие пласты общества.
в) Софистов укоряли в бродяжничестве, в неуважении к родному городу, привязанность к которому была для греков до этого времени своего рода этической догмой. Однако с противоположной точки зрения это же обстоятельство имело и позитивный результат: софисты сознавали узость границ полиса; раздвигая их, они стали носителями панэллинистического начала, и более, чем гражданами своего города, чувствовали себя гражданами Эллады. В этом смысле они смотрели даже дальше Платона и Аристотеля, идеальное государство которых было парадигмой города-государства.
г) Софисты провозгласили свободу духа в противовес традиции, нормам и кодификациям, продемонстрировав тем самым неограниченную веру в разум. По этой причине они заслужили именование греческих "просветителей".
д) Софистика не представляла
собой единого круга мыслителей
1) крупные известные мастера первой генерации, совсем не лишенные моральных ограничений; 2) так называемые "эристы", т.е. спорщики, настаивавшие на формальном аспекте метода, чем они и возбуждали негодование, ибо, теряя интерес к содержанию понятий, они утрачивали неизбежно и моральный контекст;
3) наконец, "софисты-политики", утилизовавшие софистические идеи, по современному выражению, в идеологический комплекс, а потому впадавшие в эксцессы различного рода, что нередко заканчивалось прямой теоретизацией имморализма.
Наиболее значительные
16. Что такое сократические «незнание», майевтика, ирония?
Сократ- родился в месяц Фаргелион в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. Фаргелии были праздником рождения Аполлона и Артемиды. По афинской культовой традиции в Фаргелии город занимался искупительным очищением. Рождение в такой день считалось событием символическим и знаменательным, и новорожденный в Афинах, естественно, попадал под покровительство высокочтимого светозарного Аполлона, бога муз, искусств и гармонии. И жизнь Сократа, по тогдашним представлениям, не только началась, но и прошла под определившим его судьбу «знаком Аполлона». Надпись на Дельфийском храме Аполлона – «Познай самого себя» - предопределила тот глубокий и стойкий интерес к философии, занятие которой Сократ расценивал как служение дельфийскому богу. Начало и конец сократовской жизни пришлись на культово-праздничные, «чистые» дни Аполлона. Да и вся жизнь Сократа – в промежутке между этими первыми и последними днями, - по собственному его представлению, была посвящена нравственному «очищению» Афин путем служения Аполлону на поприще муз, поскольку философия была для него высочайшим из искусств. Несмотря на свой ум, Сократ был безобразен: не высокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой, огромным выпуклым лбом. О первых сорока годах жизни до нас дошли противоречивые сведения. По одним источникам Сократ в начале жизни вел довольно беспорядочный образ жизни. Затем он стал простым каменотесом. Но как то он приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного человека от тяжелых занятий, после чего Сократ в течении ряда лет был учеником и любимцем Архелая. Другие источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил Критон, его сверстник и товарищ. Оба они были из одного дома. Влюбленный, в душевные качества Сократа и обладая достаточным богатством, Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии.
В семейных делах ему не везло, он был женат два раза и от последней жены имел троих детей. Он вел праздный образ жизни, любил посмеяться, выпить, подшутить. Жил в бедности, все его имущество оценивалось в 5 мин, на такую сумму в те времена нельзя было купить приличную лошадь или раба. Поэтому он ходил в старом рваном хитоне и почти всегда босиком.
Софист
Антифон, стремясь уязвить
Подобные выпады Сократ парировал тем, что счастье не в неге и роскоши. Что страсть к наживе и обогащению совращает людей с пути добродетелей и ведет к нравственной порче. Человек, полагал Сократ, должен приучить себя довольствоваться малым, нуждаться как можно в меньшем, подражая высокому примеру богов, которые вообще ни в чем не нуждаются.
Сократ отвергал излишества и роскошь в одежде, пище, обстановке и т.д. Часто любил он в этой связи повторять слова: «Серебряные сосуды и пурпурные одежды для театра хороши, а в жизни не ненадежны».
Большую
часть времени Сократ проводил
в дискуссиях и спорах, это
часто приводило к тому, что
его били, таскали за волосы, но
чаще всего его осмеивали и
поносили, но он этому не противился.
Учил устно и ничего не
В 399г. до н.э. по доносу Мелета Сократ был официально обвинен по трём пунктам. Первый - «повинен в отрицании богов, признанных городом» (надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетние юноши давали при приёме в афинские граждане, были слова: «Я буду чтить отеческие святыни»). Второй пункт - во «введении новых божественных существ». Обвинители Сократа имели ввиду его внутренний голос. Из двух пунктов вытекал третий – «совращение молодежи».
По
процедуре судоговорения,
В ожидании смерти Сократ провел в тюрьме долгих 30 дней. Это связано с тем, что наступили дни делосского праздника Аполлона. Смертные казни в Афинах в такие праздники приостанавливались. В тюрьме он пребывал в обычном для него светлом и бодром настроении. Его навещали родные и друзья. И до самого заката солнца продолжались беседы о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах и бессмертие души.
Отсрочка
казни дала Сократу
Когда принесли цикуту, Сократ, мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна.
Трагический
финал Сократа придал всей
его жизни, его словам и делам
уникальную ценность и
Незнание- Софисты прославили себя тем, что перед лицом слушателя принимали позу всезнаек. Сократ, напротив, принял образ ничего не ведающего, всему лишь научающегося. Однако вокруг этого пресловутого "незнания" немало существует двусмысленностей, в Сократе видят едва ли не зачинателя скептицизма. В действительности, можно лишь говорить о переломе:
а) в отношении к знанию натуралистов, в котором обнаруживался момент суетности;
б) в отношении к знанию софистов, которое часто было всего лишь манерностью;
в) в отношении политиков и служителей различных культов, знание которых почти всегда отличалось непостоянством и некритичностью.
Но есть и нечто большее. Утверждение
Сократа — знаю, что ничего не
знаю — нужно поставить в связь
не столько с человеческим знанием,
сколько со знанием божественным.
Именно в сравнении себя с Богом
всеведущим, очевидной становится вся
хрупкость и ничтожность