Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

Filosofia_2.docx

— 167.46 Кб (Скачать файл)

40. Как Вы понимаете  социально философское учение  Гоббса, выраженное им в произведении  «Левиафан»?

Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство Гоббс рассматривает  как результат договора между  людьми, положившего конец естественному  догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

41. Какую роль играет  в познании «картезианское сомнение»?  Раскройте этапы научного метода  по Декарту. Выявите суть учения  Декарта о субстанции.

    Для того, чтобы отыскать самое первое и абсолютно истинное положение, считает Декарт, надо сначала усомниться абсолютно во всем. И сомнение здесь означает не колебание, а решительное отбрасывание того, что дает повод к сомнению. Поэтому «картезианское сомнение» может быть названо радикальным. Сомневаться надо не хаотично, а строго последовательно, начиная с того, что «обманывает» прежде всего. Декарт считает, что таковы наши чувства, которые говорят нам о существовании внешних вещей. Поэтому мы считаем, что внешнего мира нет. А что же после этого остается? Только сам человек с его познающим умом.

      Какие же знания остаются в уме? Прежде всего это образы (воображение). Но они связаны с чувствами, поэтому отбрасываем и их. После этого из знаний у нас остаются только понятия, среди которых важнейшие — математические. Они тоже дают повод к сомнению, так как многие люди ошибаются в математических расчетах. Поэтому отбрасываем и математические истины. Наконец, осталось усомниться и в собственном существовании. Ведь мы слышали, говорит Декарт, что существует Бог, который создал нас. А вдруг Он не праведен, а обманщик, и создал нас такими, что мы заблуждаемся даже насчет собственного существования. В этот момент, когда мы пытаемся представить несуществующими даже нас самих, и возникает усмотрение истины, что отбросить собственное существование мы не можем. Ведь сомневаясь в собственном существовании, мы не можем «отбросить», устранить самое действие сомнения. А сомнение есть наша мысль.

Этапы научного метода по Декарту

Декарт хочет предложить, как  он сам пишет в «Правилах для  руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять  ложное за истинное.

1. «Никогда не принимать  ничего на веру, в чем с очевидностью  не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению».

2. Анализ«Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». Расчленяя сложное на простое, мы достигаем очевидности.

3. Разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, но не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному.

4. Проверка.И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы.

 

 

 

Суть учения Декарта  о субстанции.

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало  сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция – это  все, что существует, не нуждаясь для  своего существования ни в чем, кроме  самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные  Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством  субстанции – не нуждаются в своем  существовании ни в чем, кроме  самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку  сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

материальные (вещи);

духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

протяжение – для материальных;

мышление – для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).

Человек, по мнению Декарта, состоит  из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек – единственное существо в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

42. Как вы понимаете  знаменитое изречение Спинозы  «Свобода есть осознанная необходимость»? Выявите суть  учения Спинозы  о субстанции.

      В своем определении  природы как единственной основы, или субстанции, вечное бытие  которой вытекает из ее сущности, Спиноза полностью снимал вопрос  о возникновении природы и  тем самым о Боге как ее  творце, оспаривая центральный догмат  христианства о “творении из  ничего”. Однако природу Спиноза  называл Богом, а Бога —  природой. Под Богом, писал Спиноза,  я разумею существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям свойственно диалектическое понимание мира, а именно: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. Спинозе принадлежит знаменитая формулировка: “Свобода есть осознанная необходимость”. Будучи классической, эта идея Спинозы не является правильной: она не отражает реальной сути свободы, которая предполагает выбор и ответственность. Спиноза же обходит эту “тонкость” и приводит пример с запущенным волчком: он крутится, “как бы думая”, что делает это по своей воле, но ведь на самом же деле его завела рука человека. А как тонко подмечена и афористично сказано: “Истина открывает и саму себя, и ложь”. И еще — в утешение сокрушающимся приведем спинозовский императив стоической мудрости: “Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать!”  

О субстанции

   Спиноза определяет субстанцию  как причину самой себя (causa sui), то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию Богом или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть Творец природных вещей. Бог Спинозы — бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом.

  Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты субстанции, а единичные вещи — как мыслящие существа, так и протяженные предметы — это модусы (видоизменения) субстанции. Все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому порядок и связь идей, по словам Спинозы, соответствует порядку и связи вещей, причем и те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает спинозовское определение души как идеи человеческого тела.

  43. Раскройте смысл эмпирической теории познания Локка.

         Теория познания различает в своем предмете три момента. Первый – то, что мыслится, – объект. Второй – то, что мыслит, – субъект. Третий – единство мыслимого и мыслящего – истина. Истина есть и предпосылка познания, и его конечная цель. Гносеологические вопросы ставились с начала исторического развития философии. (Вспомним, например, противопоставление чувственного и умозрительного знания у натурфилософа Парменида или теорию знания как припоминания в платоновском «Федоне».) Но до Нового времени гносеологическая проблема не была основной. Теория познания, выступая моментом онтологии, имела вторичное значение. В философии Нового времени (начиная с XVI века) положение меняется. Гносеологическая проблематика становится основной, а онтологическая модель строится в рамках гносеологии и на ее фундаменте.

44. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в гносеологии? Дайте определение понятиям «вещь в себе», феномен и ноумен, априорное знание.

Коперник и Кеплер пришли к лучшему  пониманию накопленных астрономических  данных, отказавшись от традиционного  предположения, что Земля и человек  находятся в неподвижном центре вселенной. Они приняли гипотезу о том, что Земля и человек  на ней вращаются вокруг Солнца. Точно таким же образом Кант подрывает фундаментальное предположение о том, что предпосылкой познания является воздействие объекта на субъект. Кант обращает это отношение между объектом и субъектом и говорит, что мы должны вообразить, что именно субъект влияет на объект. Объект, как мы его знаем, репрезентируется в результате восприятия и мышления субъекта. Это называется коперниканским переворотом в философии и составляет ядро кантовской теории познания.

Вещь в себе- явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.

Феномен- объект, конституированный трансцендентальным субъектом. Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания (явление предмета, которое мы можем постичь).

Ноумен- сфера, выходящая за пределы чувственного опыта . Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта.(то, что не постигается)

Априорное знание- (Априо́ри — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), т.е. знание, как бы заранее известное) познание независимое от опыта (доопытное). Априорное знание противопоставляется эмпирическому (основано на опыте).

 

45. Расскажите о категорическом  императиве в этическом учении  Канта.

     Человек, по Канту,  есть высшая ценность. У каждого  человека есть свое достоинство.  Он оберегает свое достоинство.  Но он должен понимать, что  достоинство другого человека  есть, следовательно, тоже высшая  ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

      Есть ли во внешнем  мире образец, эталон добра?  Есть ли конкретная личность  как носитель этого эталона?  Нет такой личности. Но почему  же мы имеем представление  о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми.

       Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. По крайней мере это вина самого человека, если в нем имеется такая потребность, и тогда ему уже нельзя помочь ничем другим; ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. — Следовательно, для себя самой (и объективно, поскольку это касается ведения, и субъективно, поскольку это касается способности) мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе.

 

 

46. Дайте определение  гегелевского понятия Духа. Что  значит «спекулятивное» утверждение  и в чем смысл «снятия»?

    Для понимания Гегеля  необходимо усвоить главное: реальное  и действительное — это не  «субстанция», а Субъект, Мысль,  Дух. 

1. Идея-в-себе (=Логос), изучаемая логикой

2. Идея-в-ином (=Природа), изучаемая  философией природы

3. Идея-в-себе-и-для-себя (=Дух), изучаемая философией духа

Смысл этого важнейшего положения  станет понятнее, если усвоить, что, по Гегелю, ничто не случается, помимо Абсолюта, но все есть его неустранимый момент. Точно так же утверждение  «сущее и должное совпадают» означает: есть то, что должно быть, ибо все  существующее не что иное, как момент Идеи и ее развития. (То, что происходит, всегда «заслуживает» того, чтобы произойти.)

Теперь очевиден и смысл так  называемого гегелевского «панлогизма»: «Все есть мысль». Он не означает, что  все предметы обладают присущей нам  мыслью (или сознанием), но предполагает, что все разумно, поскольку есть определение мысли.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"