Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

Filosofia_2.docx

— 167.46 Кб (Скачать файл)

Философия

1. Определите предмет  философии.

Как известно, изначально философия  изучала все, она была мудростью  как таковой, знанием о природе, обществе и человеке.

Сегодня, несмотря на то затухающую, то усиливающуюся дискуссию о предмете и сущности философского знания, наибольшее распространение имеет точка  зрения, что ее предмет синтетичен. Это объясняется тем, что философские  знания многоаспектны, что и предопределяет синтетичность предмета этой системы  знаний. Действительно, для синтетичных  знаний "однозначно" определить предмет  весьма затруднительно. Наиболее часто  встречающиеся трактовки философии рассматривают ее как:

1. мировоззрение, т.е. наиболее общее знание о мире и месте человека в этом мире;

2.науку о предельно общих законах природы, общества и мышления;

3. духовную ценность, элемент культуры любой цивилизации;

4. форму общественного сознания, отражающую мир с точки зрения всеобщего, соотношения материального и духовного;

5.всеобщую методологию, предельно общий способ, путь познания и преобразования действительности.

    По-видимому, в каждой  точке зрения есть рациональное  зерно, по поводу каждой из  них можно спорить, но бесспорно  то, что философия действительно  многоаспектное знание. Эта многоаспектность  обусловлена многообразием различных  сторон знания об общем, что  подтверждается и усиливается  внутренним делением, наличием множества  "субфилософий" внутри "общей" философии.

2. Система академического философского знания включает: онтологию, гносеологию, логику, этику, эстетику, философскую антропологию, аксиологию. Дайте определения этих понятий.

Онтология-  Основным предметом онтологии является сущее; бытие

Гносеология-это раздел философских знаний, в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя

Логика- раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» ,

 Этика-  Этика в самом широком смысле в первую очередь исследует место человека в мире, пытается ответить на вопросы, что такое человеческое счастье, и каким образом оно достижимо. Этика исследует вопросы добра и зла, понятие справедливости, ищет смысл жизни человека.

Эстетика- философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Философская антропология- отношение человека к царству природы (неорганический мир, растения, животные) и к основе всех вещей; его метафизическом сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире;

Аксиология- философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.

3. Определите признаки  научного познания. Философия –это наука?

1) Знание должно быть  систематичным

2) Доказательность знаний

3) Проверяемость на опыте

4) Объективность независимость  мышления.

Философия –это наука.

4. Философия и искусство.  В чем близость этих двух  видов человеческого знания и  чем они отличаются друг от  друга?

    Философия и искусство соотносятся через феномен творчества. Философия, как и искусство, есть творчество, причем часто и художественное. Не случайно такие имена как Платон, Августин, Ницше, Соловьев, Сартр одинаково принадлежат как философии, так и литературе. Философская и художественная интуиция одинаково исходят из того, что человеческая жизнь имеет особый статус в мире, не сводится только к случайностям ее эмпирического существования, и может иметь непреходящий, высший смысл. Из философского творчества, так же как и из художественного, невозможно удалить элемент живого присутствия человека-творца, его собственное видение мира. Однако личностное творческое начало в философии и искусстве направлены по-разному. В искусстве – это самовыражение художника через создание образа. В философии – это «авторское» внедрение философа в философскую традицию через создание концепции (системы понимания, понятий), стремящейся к объясненности, доказательности, истинности. Образ и концепция – две различные «единицы» творчества. Они определяют различные ритмы, правила, цели творческого процесса в искусстве и философии. В отличие от творчества в искусстве, философское творчество стремится, по словам голландского философа Б. Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать!»

5.Определите сходство  и различие философии и религии.

    Отмечая сходство философии  и религии, следует сказать,  что в религии, как и в  философии, речь идет о самых  общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо­дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания . Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны". Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет.

6. Что такое мировоззрение? Как соотносятся между собой философское знание и мировоззрение?

   Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

    Соотношение философии  и мировоззрения можно охарактеризовать  и так: понятие «мировоззрение»  шире понятия «философия». Философия  — это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности,  чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого  смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

     Итоговое определение  соотношения философии и мировоззрения  можно было бы сформулировать  так: философия — это система  основополагающих идей в составе  мировоззрения человека и общества.

7. Сформулируйте задачи  философии.

 Учение, исследующее вечные сущности, первоначала и причины, было названо Аристотелем философией. Философия (с греч. «любовь к мудрости») – учение о высших принципах действительности, о первоначалах, общих принципах и закономерностях бытия, учение о глубинной основе мира. Философия выступает теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества. Главные задачи философии:

1. научить человека самостоятельно  и творчески мыслить;

2. понимать смысл своей  жизни;

3. правильно оценивать  свои возможности и роль в  мире;

4. определять направление  деятельности не только в отношении  ближайшей цели, но и свою причастность  к тому, что происходит в мире.

8. Какие периоды можно  выделить в развитии античной  философии?

основные этапы развития античной философской мысли можно разделить  на три периода.

     1.Первый период обычно называют досократическим. Он охватывает VI-V в.в. до н.э. К нему относятся милетская и элейская философские школы, учения Гераклита, пифагорейцев, атомистов.

   2. Второй период называют классическим, или сократическим. Он развивался на протяжении середины V – IV в.в. до н.э. Этот период подготовлен учением софистов, и именно в этот время появились школы великих учителей мировой философии – Сократа, Платона и Аристотеля.

     3. В третий период развивалась эллинистическая и римская философия (конец IV – II в.в. до н.э. и I в. до н.э. – V-VI в.в. н.э.). Это период явился началом формирования христианской философии.   

9. Что за первоначало  брали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен,  Гераклит ? Какие аргументы в защиту своих позиций они приводили?

Фалес - причина всего сущего - вода, так как все материальные вещи связаны с водой. Считал воду началом всех вещей, а бога — тем умом, который все создал из воды». Апоний писал: Фалес «в своем учении объявил воду началом всех вещей и источником, из которого все сотворено Незримым и Великим. Причина же движения, по его утверждению, дух, гнездящийся в воде

Анаксимандр - за первоначало брал некое без качественное первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него обособляются тёплое и холодное - качественные противоположности, которые дали начало всем веществам.

Анаксимен - в качестве первоначала брал воздух, бесконечный, вечный, подвижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь превращается в огонь

Гераклит - в качестве первоначала считал огонь как символ всеобщей стихии в образе живого динамичного первоначала, объясняющего изменчивость и многообразие мира. Первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению элемент бытия Природа - носительница всего существующего, всего, что исчезает и возникает, но из природы и огня он выделяет, но не отрывает логос (слово), которое присуще всем и всему, всем и через всё управляемое - материалист, диалектик.

10. Раскройте основные  положения учения Пифагора. Что  вы знаете об образе жизни  пифагорейского союза?

    Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

 

 

Образ жизни пифагорейского союза

Пифагорейцы  вели  особый  образ  жизни,  у  них  имелся  свой особый  распорядок  дня.  День  пифагорейцам  надлежало  начинать  со  стихов:  Прежде,  чем  встать от  сладостных снов,  навеваемых  ночью,  Думай,  раскинь, какие  дела  тебе  день  приготовил.

 Проснувшись,  они  проделывали   мнемонические  упражнения,  помогающие  запоминать  нужные  сведения,  а  затем  шли  на  берег   моря  встречать  восход  солнца,  обдумывали  дела  предстоящего  дня,  после  чего  делали  гимнастику  и  завтракали. Вечером  совершалось  совместное  купание,  прогулка,  ужин,  после  чего  возлияние  богам и чтение.  Перед сном  каждый  давал себе  отчет о прошедшем дне,  заканчивая  его стихами:

   Не  допускай  ленивого  сна  на  усталые  очи,  Прежде,  чем на  три вопроса о деле  дневном не  ответишь: Что я сделал? Чего  не  сделал?  Что мне осталось  сделать?

Большое  внимание  пифагорейцы  уделяли  медицине,  психотерапии .  Они разрабатывали приемы  улучшения умственных  способностей,  умение  слушать и наблюдать.  Они развивали память,  как механическую,  так и смысловую.  Последняя  возможна  лишь  в том случае,  если  в системе знаний  найдены начала. Как  видим,  пифагорейцы  с  равным  усердием  заботились  и о  физическом,  и  о  духовном  развитии.  Именно  у  них  родился  термин  “калокагатия”, обозначавший  греческий  идеал  человека,  сочетающего  в  себе  эстетическое (прекрасное)  и  этическое  (добро) начала,  гармонию  физических  и  духовных  качеств. На  протяжении  всей  истории  Древней  Эллады  (Греции)  калокагатия  оставалась  своеобразным  культом  для  древних  греков  и  от  них  перешла  к  древним  римлянам.

Пифагорский  образ жизни определялся тем,  что нет зла большего,  чем безвластие  (анархия),  что человек по  своей  природе  не  может  оставаться  благополучным, если  никто  не  начальствует.  Высшая  власть  принадлежит  Богу.  Это  является  их  принципом,  и весь  образ жизни устроен таким образом,  чтобы следовать Богу.  И основа  этой  философии состоит в том, что смешно  поступать подобно людям,  которые ищут блага где-то  в другом  месте,  а не  у Богов.  После  Богов следует почитать  правителей,  родителей  и  старших,  а  также  закон.

 Образ  жизни  пифагорейцев  включал  учение  о  различных  способах  обращения  с  людьми  в  зависимости  от  их  статуса  в  обществе.  Смысл такого  образа  жизни – подчинение  человека  авторитету.  В  пифагорейском  идеале  не  трудно  увидеть  гибкую,  приспособленную  к  исполнению  правящими  группами  общества  социально-политическую  концепцию.  Построенная  на  авторитете  общества  и  закона,  она  требует  держаться  отцовских  обычаев  и  законов,  даже, если  они  хуже  других.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"