Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:32, шпаргалка
Философия
Античная философия
Сократ— античный мыслитель, первый афинский философ.
Фрэнсис Бэкон - в отличие от Декарта разрабатывал меотд эмпирического, опытного познани природы. Он считал, что достичь этого можно лишь с помощью науки, постигающей истинные причины явлений. Наука эта должна быть рациональной переработкой фактов опыта.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – 2 –я половина XVIII и первая половина XIX века.
Предмет НКФ – культура
Цель НКФ – трансформировать философию в науку
Принцип НКФ – самосознание
Метод НКФ – диалектика, происходит
возвращение в философию
Основные характеристики немецкой классической философии:
l идея свободы – французская революция воспринята как начало новой эпохи, когда будет установлен строй, обеспечивающий граждан-ские права и свободы каждому;
l систематическая разработка диалектического миропонимания и способа мышления;
l установка на создание философии как науки;
l взаимодействие Я и культуры = понятие деятельности.
КАНТ Иммануил (1724 – 1804) – создатель философии субъективного духа или трансцендентального (лат. выходящий за пределы) идеализма. Жил в Кенигсберге (сейчас – Калининград).
В «Критике чистого разума» исследует
познавательные способности человека.
Выделяет следующие способности
человека, которые не зависят от
человека и определяют опыт:
Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла. Есть Бог как символ нравственного идеала.
Категорический императив:
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) – создатель философии объективного духа.
Основные произведения:
«Феноменология духа»;
«Философия права»;
«Наука логики»;
Основная идея: природа, общество и человеческое мышление являются следствием развития сверхприродного субстанционального на-чала – мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи.
Основной принцип философии Г. Гегеля – тождество бытия и мышления
Три этапа развития абсолютной идеи:
1. Доприродное бытие (чистое мышление – система категорий и логика).
2. Бытие в природе (инобытие абсолютной идеи Бытие в при-роде формируется в :
3. Философия духа (религия – абсолютная идея открывается человеку богом в виде откровения; искусство – отображение человеком абсолютной идеи, увиденной гениальными людьми, философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи, это знание, данное богом и понятое гениальными людьми).
ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804 – 1872) – создатель философии антропотеизма. Основные произведения:
«Сущность христианства»
«К критике философии Гегеля»
«Основы философии будущего».
Основные идеи: теологию Фейербах предложил заменить антропологией без христианского бога, но с богом человеком. Человек человеку бог – суть философии Фейербаха.
Ядрoм филoсoфскoй кoнцепции Фейербаха был челoвек, кoтoрый «и есть Бoг». Религия у Фейербаха — прoдукт челoвеческoй фантазии. В рабoте «Сущнoсть христианства» Фейербах дал кoнцептуальный анализ специфики религиoзнoгo сoзнания, суть кoтoрoй — в вере в сверхъестественнoе и фантастические oбразы. Именнo чувства, oсoбеннo чувства зависимoсти челoвека oт стихийных сил прирoды, играют решающую рoль в религиoзнoм пoклoнении. При этoм Фейербах пытался не стoлькo упразднить религию, скoлькo рефoрмирoвать ее, пoставив на местo веры в Бoга веру челoвека в самoгo себя. Исхoдя из этoгo oн ратoвал за религию любви к челoвеку. В вoпрoсах гнoсеoлoгии Фейербах делал акцент на рoли чувств и oпыта в пoзнании. Этим oн значительнo oтличался oт предшествующей традиции немецкoй классическoй филoсoфии и oсoбеннo трактoвки прoблем теoрии пoзнания Гегелем. Фейербах считал, чтo прежняя филoсoфия преувеличивает рoль разума в oсвoении мира.
В целoм филoсoфия Фейербаха антрoпoлoгична. В ней oбщественные связи трактуются преимущественнo с нравственных пoзиций. В антрoпoлoгическoй парадигме Фейербаха челoвек oбладает изначальнoй неизменнoй прирoдoй, не зависящей oт нациoнальнoсти, сoциальнoгo статуса, эпoхи. Характерными чертами этoгo челoвека выступают любoвь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самoсoхранения, эгoизм, кoтoрые и oпределяют егo пoаедение в культуре. Фейербах исхoдил из тoгo, чтo челoвек изначальнo естествен и к нему неприменимы оценочные характеристики (дoбрый, злoй и т.д.) и тoлькo услoвия челoвеческoй жизни делают егo тем, кем oн станoвится.
Заслугoй Фейербаха является пoдчеркивание связи идеализма с религией. Резкoй критике пoдвергает Фейербах также идеалистический характер гегелевскoй диалектики. Oснoвнoе сoдержание и смысл филoсoфии Фейербаха — oтстаивание материализма. Антрoпoлoгизм Фейербаха прoявлялся в выдвижении на первый план сущнoсти челoвека, кoтoрая рассматривается им как «единственный, универсальный и высший» предмет филoсoфии. Нo прoвести пoследoвательнo материальную тoчку зрения в этoм вoпрoсе Фейербаху не удается, так как челoвек для негo — абстрактный индивид, чистo биoлoгическoе существo в теoрии пoзнания.
Вместе с тем oн не отрицал и значение мышления в пoзнании, пытался характеризовать oбъект в связи с деятельнoстью субъекта, высказывал дoгадки oб oбщественнoй прирoде челoвеческoгo пoзнания и сoзнания и т.д. Идеалистические вoззрения на oбщественные явления вытекают из стремления Фейербаха применить антрoпoлoгию как универсальную науку к изучению oбщественнoй жизни. Идеализм Фейербаха oсoбеннo яркo прoявляется в исследoвании религии и мoрали. Религия рассматривается им как oтчуждение челoвеческих свoйств: челoвек как бы удваивается и в лице бoга сoзерцает свoю сoбственную сущнoсть. Таким oбразoм, религия выступает как «бессoзнательнoе самoсoзнание» челoвека. Причины такoгo удвoения Фейербах видит в чувстве зависимoсти челoвека oт стихийных сил прирoды и oбщества. Oсoбый интерес представляют дoгадки Фейербаха o сoциальных и истoрических кoрнях религии.
Диалектический материализм — ф
Центральная идея диалектического материализма — взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
Позитивизм – направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из устойчивого, фактического, несомненного.
Первый позитивизм называется классическим позитивизмом, его представители: Огюст Конт (1798–1857); Милль Джонс Стюарт (1806–1873); Спенсер Герберт(1820–1903)и др.
Огюст Конт – французский философ, один из родоначальников позитивизма и социологии.
Основные работы: «Курс позитивной философии»; «Дух позитивной философии».
По мнению Огюста Конта, метафизика (учение о сущности явлений) должна уступить место позитивной философии. Позитивной философией французский мыслитель называл совокупность общих научных положений всего обширного положительного естественно-научного и социального материала. Именно поэтому философию Конта назвали позитивной, т. е. положительной.
Главная особенность позитивной философии состоит в признании всех явлений подчиненными естественным неизменным законам.
Основными чертами позитивной философии Конт считал то, что она не оторвана от жизни, опирается на конкретные факты и обобщения частных наук и является результатом их схождения.
Важным понятием в философии Конта является «человечество», дающее ей систематизацию мысли.
В исследованиях
Конта просматривается
У позитивной
философии конкретно-
– теологическая – фиктивное состояние человеческого духа, которое объясняет природу воздействием многочисленных сверхъестественных факторов;
– метафизическая – абстрактное состояние, в котором сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями, при помощи которых объясняются все наблюдаемые явления;
– научная – положительное состояние человека, в котором он стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений.
Огюст Конт выделил четыре основных свойства философии: изучение положительной философии – единственное правильное средство обнаружить логические законы человеческого ума; положительная философия играет важную роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования; исследование общих положительных наук способствует прогрессу отдельных положительных наук; положительную философию следует считать прочной основой общественного преобразования.
Г. Спенсер (1820-1903) сравнивал общество и государство с живым организмом. Наблюдаемые в жизни общества процессы роста и усложнения их структуры и функций или связанности его отдельных частей (элементов), их дифференциации Спенсер представил как процесс постепенного объединения различных мелких групп в более крупные и сложные, которым он дал название «агрегаты». Этим названием охватывались такие общественные группы и объединения, как племя, союз племен, города-государства, империи.
По Спенсеру, общество существует для блага всех членов. Другими словами, благосостояние общественного агрегата не может считаться само по себе целью общественных стремлений без учета благосостояния составляющих его единиц.
Спенсер утверждал, что первоначальная политическая дифференциация возникает из семейной дифференциации - когда мужчины становятся властвующим классом по отношению к женщинам. Одновременно происходит дифференциация и в классе мужчин (домашнее рабство), которая приводит к политической дифференциации по мере возрастания числа обращенных в рабство и зависимых лиц в результате военных захватов и увода в плен. С образованием класса рабов-военнопленных и начинается «политическое разделение между правящими структурами и структурами подвластными, которое продолжает
ФРЕЙД Зигмунд (1856 – 1939), австрийский врач – психиатр и психолог, основатель психоанализа
Как известно, Зигмунду Фрейду (1856—1939) принадлежит честь создания нового направления в психологии и медицине – психоанализа. Значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа – фрейдизм – стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологии.
Если попытаться сформулировать в двух словах суть фрейдовского открытия, то можно сказать, что Фрейд открыл в человеке бессознательное. Конечно, о наличии неосознанного содержания в человеческой психике знали и раньше, но это содержание сводили к тому, что было сформировано в сознании, а потом вытеснено из него. Фрейд же открыл бессознательное как самостоятельное, независящее от сознания безличное начало человеческой души: «…Все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное» (Фрейд 3. «Я и Оно»).
При этом бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. Фрейд считает иллюзией то, что будто нашей жизнью руководит наше «Я». На самом же деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей психики. Фрейд называет это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней и темной психической силы. Фрейдовское «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека. Эти первичные влечения сводятся к двум: во-первых, сексуальные желания, а во-вторых, влечение к смерти, которое, будучи обращено во-вне, становится влечением к разрушению. Темная бурлящая бездна «Оно» таится под тонкой пленкой сознания, которое даже не подозревает о том, что клокочет под его приглаженными образами и рафинированной логикой.
Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общества, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно». Если «Я» руководствуется принципом реальности (т. е. стремится приспособиться к объективным условиям жизни), то «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между «Я» и «Оно»: «По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади.» (Фрейд 3. «Я и Оно»). Однако «Я» не может своевольно управлять своим могучим «партнером»: «…Сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей» (Фрейд 3. «Я и Оно»).