Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
1.Мировоззрение и его сущность. Специфика философского мировоззрения.
Мировоззрение
– это совокупность наиболее
общих взглядов на мир и
место в нем человека. В структуре
мировоззрения выделяют
*Миропонимание –
* Мироощущение – эмоционально - психологический уровень
* Мироотношение –
наличие в мировоззрении
Разновидностями
миропонимания являются
Обыденно-практическое мировоззрение имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизненные позиции, определяющие деятельность человека. Часто в фил-ой лит-ре обыденное мир-ие наз-ся мироощущением, а теоретическое - как миропонимание. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания.
Исторически сложившиеся типы мировоззрения: мифология, религия, искусство(обыденный уровень), наука, ф-ия(теоретический).
Мифология – форма мир-ия, хар-ая для ранних этапов чел-ой истории, основанной на вере в сущ-ие сверхъестеств.силы. Осн. Принцип – антропоморфизм(проекция чел-их кач-в и св-в на явления природной и соц. жизни).
Религия - -«- основанная на вере в сущ-ие 1 или неск-их богов(чел-к – создание бога по его образу и подобию; мир делится на естеств. и свехъестеств.).
Ф-ия – наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и чел-ого мышления.
Наука – сфера чел-ой деят-ти, цель – изучение предметов и процессов природы, об-ва, мышления, их св-в, отношений и закономерностей.
Искусство – специфич-ая форма об-ого сознания и чел-ой деят-ти, отражение действит-ти в худ. образах, 1 из важнейших способов эстетического освоения мира.
Разделы философии:* Онтология – учение о бытии или о сущности всего существующего;* Гносеология – теория познания;* Логика – наука о формах последовательного мышления, Аксиология, Этика, Эстетика.
2Предмет, структура, функции и методы философского знания.
2. Предмет, методы и функции ф-ии.
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.Предмет ф-ии исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон дух. жизни об-ва, с развитием науки и самой ф-ой мысли.
1.Античная Ф космоцентрична:
в центре внимания философов
проблемы космоса, поиска
Методы(Метод - это способ построения
и обоснования системы
Проблема метода ф-ого познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных ф-их проблем. Метод фил-и называется ф-ой рефлексией. Исторически сложившимися формами ф-ой рефлексии явл-ся диалектика и метафизика, к-ые в своем конкретном истор-ом содержании определяют методологическую направленность ф-ого знания.
Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
Т.е. осн ф-и: критическая, методологическая, воспитательная, прогнотическая, мировоззреническая, социальная, игровая, аксиологиическая. Методологическая функция Ф. заключается в направляющем действии на науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им преодолевать трудности своего развития. Ф. образует универсалную методологическую основу. С любой специальной наукой ф-ия относится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.
Еще выделяют практически-деятельную функцию Ф., которая заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействие на окружающий мир и на самого человека.
3Общая характеристика
философии Древнего Востока (
4. Ф-ия древних Индии
и Китая.Хар-уя древневост-ую
4Античная философия, ее основные черты и этапы развития.
5. Античная ф-ия, её основные черты и этапы развития.
Античная ф-ия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Др. Греции и Др. Риме. Античная ф-ия прошла несколько этапов.
1ый - зарождение и формирование. В 1ой пол. VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады - в Ионии, в г. Милете сложилась 1вая древнегр-ая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.
2ой - зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой ф-ии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.
3ий - закат греч-ой ф-ии в эпоху эллинизма и лат-ой ф-ии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой ф-ии (IV - III вв. до н.э). В этот период наиболее известными течениями эллинистической ф-ии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
По содержанию ф-ой мысли также выделяют:
Раннюю классику (натуралисты, досократики) Гл. проблемы - "Физис" и "Космос", его строение.
Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Гл. проблема -сущность человека.
Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Гл. проблема - синтез ф-го знания, его проблем и методов и др.
Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Гл. проблемы — мораль и свобода чел-ка, познание и т.п.
Античная ф-ия хар-ся обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов др. Востока. Для данного конкретно-исторического типа ф-кого мир-ия характерен космоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Чел-к - своеобразное повторение окружающего мира -микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все чел-ие проявления - судьба.
Плодотворное развитие в этот период математических и естественно-научных знаний привело к уникальному сочетанию зачатков научного знания с мифологическим и эстетическим сознанием.
Поиск первоначала (основы) мира – хар-ая черта античной, в особенности ранней античной ф-ии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее гл. элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами.
Стихийный материализм и диалектика получили развитие в тв-ве мыслителей эфесской школы, ярким представителем к-ой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.). Гераклитовская ф-ия резко критиковалась представителями школы элеатов - мыслителями из города Элей. Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 - 480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.).
Формирование античной ф-ии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), к-ые и до сих пор вызывают у ф-ов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы.
Большую роль в развитии античной ф-ии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита (V -IV вв. до н.э.).
Второй этап развития античной ф-ии (средняя классика) связан с ф-им учением софистов.
Высокая классика античной ф-ии связана с величайшими мыслителями Др. Греции Платоном (427-347 гг.до н.э.) и Аристотелем (384-322 гг.до н.э.).
Богатое философское наследие Платона критически переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель.
Философское направление - стоицизм просуществовал с III века до н.э. до III в. н.э. Гл. представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп. Позднее: Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стой (Афины)
Эпикуреизм, существовавший параллельно стоицизму, связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.).
Еще более целостную атомистическую картину мира представил в своем учении римский мудрец Тит Лукреций Кар (ок. 96 - 55 гг.до н.э.). Его ф-ей завершается развитие материализма Древнего мира.
5Ранняя греческая философия: основные школы.
Общее понятие
досократических философских
Первые, досократические
философские школы Древней
милетская школа: школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомысты.
Характерными чертами
досократических философских
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:
выступали с материалистических позиций;
занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;
пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
первоначально всего сущего считал воду («архэ»);
Элеаты.
Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Атомисты.
Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».
Демокрит считался основоположником
материалистического
атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания
6Платон как родоначальник
философии объективного
Высокая классика античной
ф-ии связана с величайшими