Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofiya.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

1.Мировоззрение  и его сущность. Специфика философского  мировоззрения.

      Мировоззрение  – это совокупность наиболее  общих взглядов на мир и  место в нем человека. В структуре  мировоззрения выделяют следующие  элементы:

*Миропонимание – познавательно  - интеллектуальный уровень

* Мироощущение – эмоционально - психологический уровень

* Мироотношение –  наличие в мировоззрении побуждений  к активности.

      Разновидностями  миропонимания являются обыденно-практическое  и теоретическое мировоззрение.

      Обыденно-практическое мировоззрение имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизненные позиции, определяющие деятельность человека. Часто в фил-ой лит-ре обыденное мир-ие наз-ся мироощущением, а теоретическое - как миропонимание. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания.

Исторически сложившиеся  типы мировоззрения: мифология, религия, искусство(обыденный уровень), наука, ф-ия(теоретический).

Мифология – форма  мир-ия, хар-ая для ранних этапов чел-ой истории, основанной на вере в сущ-ие сверхъестеств.силы. Осн. Принцип – антропоморфизм(проекция чел-их кач-в и св-в на явления природной и соц. жизни).

Религия - -«- основанная на вере в сущ-ие 1 или неск-их богов(чел-к  – создание бога по его образу и  подобию; мир делится на естеств. и свехъестеств.).

Ф-ия – наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и чел-ого мышления.

Наука – сфера чел-ой деят-ти, цель – изучение предметов  и процессов природы, об-ва, мышления, их св-в, отношений и закономерностей.

Искусство – специфич-ая форма об-ого сознания и чел-ой деят-ти, отражение действит-ти в худ. образах, 1 из важнейших способов эстетического освоения мира.

Разделы философии:* Онтология  – учение о бытии или о сущности всего существующего;* Гносеология  – теория познания;* Логика – наука  о формах последовательного мышления, Аксиология, Этика, Эстетика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Предмет, структура,  функции и методы философского  знания.

2. Предмет, методы и  функции ф-ии.

Философия (с греч.  - любовь к истине, мудрости) - форма  общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении  человека к миру,  наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.  Философия вырабатывает  обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности,  социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.Предмет ф-ии исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон дух. жизни об-ва, с развитием науки и самой ф-ой мысли.

1.Античная Ф космоцентрична: в центре внимания философов  проблемы космоса, поиска субстанции;2.Классический  период-на 1-й план выходит проблемы  человека.3.Средневек фил-я теоцентрична(на 1-м месте Бог)4.Фил-я эпохи возрождения-гуманизм(в центре человек). 5.Ф-я нов. Врем.-поиск методов и спос. Позн-я мира.Эмпиризм, рационализм.6.Совр. фил-я – поиск целей и свойств человеч. сущ-я.

            Методы(Метод - это способ построения  и обоснования системы научного  знания, совокупность приемов и ср-в практ-ого и теор-ого освоения дейст-ти), с помощью к-ых ф-ия изучает свой предмет, сводятся к ср-вам получения знания.

Проблема метода ф-ого  познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность  применения специально-научных методов к решению традиционных ф-их проблем. Метод фил-и называется ф-ой рефлексией. Исторически сложившимися формами ф-ой рефлексии явл-ся диалектика и метафизика, к-ые в своем конкретном истор-ом содержании определяют методологическую направленность ф-ого знания.

Основными  функциями  философии являются:  1)  синтез   знаний   и   создание   единой   картины   мира, соответствующей  определенному уровню развития науки,  культуры  и  исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3)  разработка  общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Т.е. осн ф-и: критическая, методологическая, воспитательная, прогнотическая, мировоззреническая, социальная, игровая, аксиологиическая. Методологическая функция  Ф. заключается в направляющем действии на науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им преодолевать трудности своего развития. Ф. образует универсалную методологическую основу. С любой специальной наукой ф-ия относится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.

Еще выделяют практически-деятельную функцию Ф., которая заключается  в том, что она превращается в  орудие активного преобразовательного  воздействие на окружающий мир и на самого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3Общая характеристика  философии Древнего Востока (Древняя  Индия, Древний Китай).

4. Ф-ия древних Индии  и Китая.Хар-уя древневост-ую ф-ию, следует заметить, что во-1ых, она сформировалась в усл-ях деспотичных гос-в, где чел-ая личность была поглощена внешней средой, нерав-во, жесткое кастовое деление во многом определили социально-политическую и морально-этическую проблематику ф-ии. Во-2ых, большое влияние мифологии(носившей зооморфный хар-р), культ предков, тотемизм сказались на недостаточной рационализированности системности восточной ф-ии. В-3их, в отличие от европейской ф-ии восточная - автохтонна(первоначальная, исконная, коренная).Древняя Индия. Отличие древнеиндийских ф-ов: близкая связь ф-ии и религии, слабая связь с наукой, нацелена на чел-ка и гармоничное отношение чел-ка и природы. В середине между 1ым и 2ым тыс. до н.э. появляются 1ые тексты, относящиеся к ф-ии мифологического плана. Веды - основополагающие тексты(веда - знание). Они писались многие столетия. Анонимность - характерная черта восточной ф-ии. Большие блоки: Ригведы(гимны богам), Самоведы(сборник песнопений вообще), Яджурведы(заклинания), Атхарбаведы(для жертвоприношений). Интерпретация текстов вед - 1ый шаг к возникновению ф-ии. Появились соответствующие комментарии(Брахманы(правила свершения ритуалов), Упанишады(сидеть около ног учителя), Самхиты(религиозные гимны), Араньяки(книги лесных отшельников)). В рамках Упанишад зарождается сама ф-ия. Ф-ские школы в 1ое время разделяются по признаку - признают они Веды или нет. Критические школы – Адживика (натуралистически-фаталистическое учение), Буддизм(осн. Сидхартха Гаутама, 4 благородные истины: жизнь – страдание, источник страдания – желания чел-ка, прекратить страдание можно уничтожив жажду жизни, цель – достижение нирваны; 5 осн. заповедей:не убей, не укради, не лги, будь целомудрен, воздерж.от опьян.в-в; осн.положения: все вещи обусловлены, всё изменяется, нет бога, 1 жизнь творит др. этот процесс непрерывен), Джайнизм, Чарвака(Локаята)(основа познания-чувственное восприятие). Ортодоксальные - Ньяя(осн. Готама, логика, признание равноценности рационального и эмпирического познания, бог есть), Вайшешика(осн. Канада, мир состоит из след.субстанций:огонь, вода, воздух, земля, эфир, время, пр-во, душа и ум; верховная душа – бог, сотворивший мир из атомов, чел-к наделён свободной волей и сам выбирает свою судьбу), Веданта(мир- иллюзия), Миманса, Йога(осн. Патанджали, неск-ко ступеней: обуздание, культура этики, удобное положение тела при размышлении, контроль над дыханием, контроль над чувствами, правильное внимание, сосредоточенность, созерцание)(ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его). Веды содержат ?ы и ответы на них о происхождении мира, космическом порядке и т.д. Индийская ф-ая традиция сформировала ряд основных философско-этических понятий, к-ые позволяют составить общее представление о древнеиндийских ф-ских учениях. Прежде всего это понятие кармы - закона, опред. судьбу чел-ка. Карма тесно связана с учением о сансаре(цепи перерождений сущ-в в мире). Освобождением или выходом из сансары является мокша. Именно пути выхода из мокши и отличают взгляды разных ф-их школ. Стремящийся к освобождению должен следовать установленным нормам и драхме(опред. образу жизни, жизненному пути).Древнекитайская философия, развитие к-ой приходится на середину 1 тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской ф-ии. С момента своего возникновения она отличалась от инд-ой и западной ф-ии, т.к. опиралась только на китайские духовные традиции.Можно выделить 2 тенденции в ф-ской мысли Китая: мистическую и материалистическую. В ходе борьбы этих 2х тенденций развивались наивно материалистические идеи о 5 первоэлементах мира(металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах(инь и ян), о естественном законе(дао) и др.Основными ф-скими направлениями явились: конфуцианство, моизм, легизм(чел-к зол от природы, единственная сила, регулирующая отношения между людьми – законы Фа, рав-во всех перед законом, легизм – обоснование сильной гос. власти, опир. на закон и насилие), даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика.Одним из 1ых крупных китайских ф-ов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе к-ых находятся материальные частицы - ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Гл. нормой поведения чел-ка даосы объявили следование естественности и недеяния(у-вэй). Задача чел-ка – следование добродетели – дэ. Др. ярким материалистическим учением в Др. Китае уже в IV веке до н.э. было учение Ян Чжу о признании закономерности природы и об-ва. Не воля неба, богов, а всеобщий, абсолютный закон - дао определяет существование и развитие вещей и действий чел-ка.Наиболее авторитетным древнекитайским ф-фом был Конфуций(551-479 гг до н.э.). Его учение, оказавшись доминирующим в духовной жизни Китая, добилось во II веке до н.э официального статуса господствующей идеологии. В центре внимания конфуцианства - проблемы этики, политики, воспитания чел-ка. Небо - высшая сила и гарант справедливости. Воля неба - это судьба. Чел-ку следует выполнить волю Неба и стремиться познать ее. Стержнем поведения чел-ка, ритуалом признается Закон(Ли). Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Гл. императив морали Конфуция - "не делай другим того, чего не желаешь себе". Осн. кач-ва благородного мужа: следование долгу, а не выгоде; стойкость, а не распущенность, человеколюбие, гуманность, испытывать 3 страха: перед велением неба, великими людьми и словами мудреца.

4Античная философия,  ее основные черты и этапы  развития.

5. Античная ф-ия, её основные черты и этапы развития.

Античная ф-ия, богатая  и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Др. Греции и Др. Риме. Античная ф-ия прошла несколько этапов.

1ый - зарождение и формирование. В 1ой пол. VI в. до н. э. в  малоазиатской части Эллады - в Ионии, в г. Милете сложилась 1вая древнегр-ая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.

2ой - зрелость и расцвет  (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития  древнегреческой ф-ии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.

3ий - закат греч-ой  ф-ии в эпоху эллинизма и  лат-ой ф-ии периода Римской  республики, а затем упадок и конец древней языческой ф-ии (IV - III вв. до н.э). В этот период наиболее известными течениями эллинистической ф-ии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

По содержанию ф-ой мысли  также выделяют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики) Гл. проблемы - "Физис" и "Космос", его строение.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Гл. проблема -сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Гл. проблема - синтез ф-го знания, его проблем  и методов и др.

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Гл. проблемы — мораль и свобода чел-ка, познание и т.п.

Античная ф-ия хар-ся обобщенностью  зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также  достижений научной мысли и культуры народов др. Востока. Для данного конкретно-исторического типа ф-кого мир-ия характерен космоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Чел-к - своеобразное повторение окружающего мира -микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все чел-ие проявления - судьба.

Плодотворное развитие в этот период математических и естественно-научных знаний привело к уникальному сочетанию зачатков научного знания с мифологическим и эстетическим сознанием.

Поиск первоначала (основы) мира –  хар-ая черта античной, в особенности ранней античной ф-ии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее гл. элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами.

Стихийный материализм и диалектика получили развитие в тв-ве мыслителей эфесской школы, ярким представителем к-ой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.). Гераклитовская ф-ия резко критиковалась представителями школы элеатов - мыслителями из города Элей. Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 - 480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский (V в. до н.э.).

Формирование античной ф-ии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), к-ые и до сих пор вызывают у ф-ов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы.

Большую роль в развитии античной ф-ии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения Левкиппа и Демокрита (V -IV вв. до н.э.).

Второй этап развития античной ф-ии (средняя классика) связан с ф-им учением софистов.

Высокая классика античной ф-ии связана с величайшими мыслителями Др. Греции Платоном (427-347 гг.до н.э.) и Аристотелем (384-322 гг.до н.э.).

Богатое философское  наследие Платона критически переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель.

Философское направление - стоицизм просуществовал с III века до н.э. до III в. н.э. Гл. представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп. Позднее: Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Все они были последователями школы Стой (Афины)

Эпикуреизм, существовавший параллельно стоицизму, связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.).

Еще более целостную  атомистическую картину мира представил в своем учении римский мудрец Тит Лукреций Кар (ок. 96 - 55 гг.до н.э.). Его ф-ей завершается развитие материализма Древнего мира.

 

5Ранняя греческая  философия: основные школы.

Общее понятие  досократических философских школ.

Первые, досократические  философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам  Древней Греции относятся:

милетская школа: школа  пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомысты.

Характерными чертами  досократических философских школ являлись:

  • ярко выраженный космоцентризм;
  • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
  • поиск первоначала, породившего все сущее;
  • гилозоизм (одушевление неживой природы);
  • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
  1. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и  получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями  данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

выступали с материалистических позиций;

занимались не только философией, но и другими науками  – точными и естественными;

пытались объяснить  законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

искали первоначально  – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

первоначально всего  сущего считал воду («архэ»);

 

Элеаты.

Элеаты – представители  элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом  полисе Элея на территории современной  Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

  • изучали проблемы познания;
  • жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
  • были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
  • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты.

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления  в философии («линия Демокрита» - противоположность  «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
  • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);
  • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

атомы невозможно «увидеть»  путем чувственного познания

6Платон как родоначальник  философии объективного идеализма.

Высокая классика античной ф-ии связана с величайшими мыслителями Др.Греции Платоном (427-347 гг.до н.э.). Ядро учения Платона -теория идей.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"