Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofiya.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

44Структура  диалектики: функциональное значение  принципов, законов и категорий

Диалектика как наука - сложная система, элементами которой явл. ее принципы, законы, категории, связанные между собой.

Принципы диалектики - это ее центральные понятия, основополагающие идеи, они составляют основу  системы  диалектики. Такими основными принципами являются принцип всеобщей связи и принцип развития.

Основные  принципы диалектики:                                                                    1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом. Все в мире взаимосвязано между собой; Всеобщая мировая связь непрерывна и вечна. Каждому структурному уровню материи соответствуют свои органы связи.                                                                     2) Принцип развития: Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов. Предметы, кажущиеся неизменяемыми находятся в непрерывном изменении, возникают и уничтожаются.  Из всех процессов складывается движение как атрибут  материи.Под законами диалектики, обычно, подразумевают три основных закона?: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количества и качества, закон отрицания отрицания. Каждый из законов объясняет определенную сторону, определенный момент развития. Поэтому ни один из законов диалектики, взятый в отдельности, не может дать целостного представления о процессе развития. Лишь взятые в единстве, они выполняют эту свою функцию.

Глубокое понимание законов диалектики невозможно без анализа категорий диалектики, таких как, единичное особенное и общее, количество и качество, причина и следствие, содержание и форма, необходимость и случайность, сущность и явление и т.д. Категории - это понятия предельной общности. Они отражают наиболее общие свойства и связи, т.е. такие, которые присущи всем явлениям действительности и познания. Категории закрепляют в своем содержании результаты познания и преобразования этих общих свойств и связей, фиксируют переход познания с одних стадий развития на другие. Поэтому они имеют реальное "земное" происхождение и являются ступенями развития познания и преобразования действительности. В качестве элементов диалектики большинство ее категорий выступает не по одиночке, а парами: причина и следствие, сущность и явление и т.д. Такие категории называют соотносительными, парными. Поскольку в соотношении парных категорий фиксируются закономерные связи действительности, то парные соотносительные категории сами выступают в качестве не основных законов диалектики. Например, связь причины и следствия выступает в форме закона, а "случайность" есть форма проявления и дополнение необходимости. Следует подчеркнуть, что законы и категории очень тесно связаны: каждый закон есть определенная взаимосвязь категории; категории суть понятийная основа, форма выражения законов и принципов.

Итак, принципы, законы и  категории диалектики являются звеньями единой логической стройной системы. Поскольку  мир представляет собой универсальную  подвижную взаимосвязь, постольку и теория, отражающая этот мир - диалектика, является системой взаимопереходящих друг в друга логических элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45Диалектика  и синергетика.

В контексте современного развития философского и научного знания нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики. В настоящее время существует несколько направлений, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, исследование фракталов, теория автопоэзиса, теория диссипативных структур, современная теория сложности, или так называемая теория самоорганизованной критичности.

Теория детерминированного хаоса занимается исследованием  хаотического поведения немногих переменных или степеней свободы. Теория автопоэзиса первоначально занималась вопросом о том, как поддерживаются биологические структуры. Теория диссипативных структур занимается изучением физических, химических или биологических систем, причем целью исследования является спонтанное формирование структур за пределами термического равновесия. Теория сложности находится на самой начальной стадии своего развития и хотя дано определение некоторым мерам сложности, но они выражаются чаще всего абстрактными понятиями, которые не могут быть пока представлены эффективным образом. Так называемая самоорганизованная критичность — это область, в которой речь идет о поведении систем, которые состоят из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем (модели песчаных куч, к примеру). Может сложиться мнение, что все эти исследования осуществляются в рамках различных научных направлений. На самом деле все они находятся в общем русле синергетики.

Когда первоначально  родоначальник этого научного направления Г. Хакен применил термин "синергетика", то он добавил следующее пояснение - "синергетика - учение о взаимодействии", обозначив этим понятием все вышеперечисленные направления.

Основные положения, раскрывающие сущность синергетики, по Г.Хакену.

1. "Исследуемые системы  состоят из нескольких или  многих одинаковых или разнородных  частей, которые находятся во  взаимодействии друг с другом.

2. Эти системы называют  нелинейными.

3.  При рассмотрении  физических, химических и биологических  систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.

4. Эти системы подвержены  внутренним и внешним колебаниям.

5. Системы могут быть  нестабильными.

6. Происходят качественные  изменения.

7. В этих системах  наблюдаются эмерджентные новые  качества.

8.  Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры.

9. Структуры могут  быть упорядоченными или хаотическими.

10. Во многих случаях  возможна математизация".29

Если сравнить содержательные элементы диалектики и синергетики, то следует заметить, что это не противоположные научные теории, объясняющие сущность взаимодействия и развития. Их можно считать дополняющими друг друга, но "весовые категории" при этом взаимодополнении существенно разнятся. Диалектика как по времени своего существования и охвату проблем развития, так и по степени проникновения в сущность движения и развития мира превышает мировоззренческие и методологические возможности синергетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46Познание  как предмет философского анализа.  Субъект и объект познания

Познание мира становится центральной темой ф-ия в Новое  время. Все споры ведутся не вокруг того, как создать теорию мира или  теорию бытия, но о том, что из себя может представлять теория познания. Право теоретического описания мира ф-фы передают физикам, химикам и биологам, оставляя за собой темы объекта, субъекта, предмета и метода, истины и заблуждения. Центральными фигурами формирования новоевропейской теории познания считаются Декарт, Локк, Юм и Кант. Вопрос о познаваемости мира превращается в гл. предмет спора.Во многом интерес к построению ф-ой теории познания был обусловлен наступлением новой эпохи - эпохи научной и технической революции. Данная эпоха начинается с девиза «Знание –сила». Автор данного девиза англичанин Ф. Бэкон выступил против умозрительного хар-ра прежней ф-ии, заявив, что знание должно опираться на опыт и расширять чел-ое могущество в его использовании природы. В это же время итальянец Г. Галилей реализует программу Пифагора и Платона, создавая математическое естествознание. Сфера несовершенной и изменчивой материи описывается с помощью совершенных и неизменных чисел и фигур. В основе математического естествознания - экспериментальное исследование св-в природы с целью ее математизации. Последователи Галилея И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. заложили основы новоевропейской науки, в основе к-ой лежит уподобление природных процессов механическим устройствам.2ым существенным моментом модернистской ф-ии явилась так называемая картезианская парадигма. Ее создатель Р. Декарт провозгласил тезис "Cogito, ergo sum" (Мыслю, следовательно, существую). Для философии Нового времени характерна борьба 2х гносеологических концепций: рационализма и эмпиризма.Одно из направлений -рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на 1ый план логические основания науки. Гл.источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, к-ые якобы изначально присущи чел-ку или явл-ся его врожденными способностями. Но ответить на ?, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и ряд других мыслителей.Др. ф-ое направление - эмпиризм (от гр. empiria -опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк. Кант разрешил спор рационалистов и сенсуалистов, доказав, что источником чел-их утверждений о мире не явл-ся ни разум, ни чувства. По Канту, источником знаний явл-ся активный познающий субъект, синтезирующий чувственное содержание ощущений с рассудочными формами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47Познание  и практика. Виды практики и  ее функции.

Практика — это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она — цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли через очистительный огонь практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от произвола и заблуждений.

Итак, практика — это  основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности Результатов процесса познания. Она входит в определение объекта в том смысле, что объект либо с той, либо с иной целью выделен субъектом из бесконечного сплетения вещей, либо видоизменен, либо создан им. На выбор предмета научного исследования, на направление и темпы развития знания, на характер использования его достижений оказывают влияние многие общественные факторы: нужды материального производства; социально-политическая жизнь; экономический строй общества; характер господствующего мировоззрения; различные формы общественного сознания; уровень развития производства, техники, духовной культуры, просвещения, а также внутренняя логика самого научного познания. Среди всех этих факторов решающими являются потребности материального производства. Они выдвигают перед познанием определенные исследовательские задачи. Производство выступает основным потребителем результатов научного познания и поставщиком технических средств познания. Каждая область научного знания, раскрывая соответствующие закономерности, объясняя определенное явление, участвует в создании  единой картины мира, в формировании мировоззрения. Наука, как заметил Э. Шредингер, должна ответить и на вопрос, кто мы и для чего явились в мир. Это имеет немалый и метафизический, и практический смысл.

Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств ориентации в мире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48Чувственное  и рациональное познание. Роль  интуиции в познавательном процессе.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления.

Говоря о чувственном  познании, следует заметить, что  социальная детерминация чувственного отражения человека составляет его специфику по сравнению с чувственным отражением у животных. Эту специфику можно выразить в следующих положениях.

1) Выделяется влияние  социальных отношений, общественной  и индивидуальной практики на выбор объектов отражения в окружающей действительности.

2) Происходит формирование (под воздействием практики, социально-культурных условий и ценностей) перцептивных установок и ожиданий, регулирующих в ходе восприятия взаимодействие текущих сенсорных данных и прошлого опыта субъекта.

3) Осуществляется взаимодействие  прошлой, а также текущей сенсорной  информации и культурных наслоений. Исходя из этого можно говорить о том, что непосредственность чувственного отражения - вещь относительная и что необходимо учитывать эту относительность в познавательной и практической деятельности. Таковы в общих чертах формы, особенности и специфика чувственного познания чел-ка.

Рациональное познание - более сложный, присущий чел-ку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может быть представлено тремя основными уровнями, к-ые соответствуют в общем истории его развития: сенсорноперцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны; - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории. Понятие - логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается и им завершается любой цикл осмысления действительности. Суждение - это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания. Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. Интеллект следует рассматривать как интегральную и высокодифференцированную способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Под мышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, к-ая производится носителем интеллекта.Такова характеристика рациональной ступени познания. Познание осуществляется и с помощью интуиции.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"