Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
«Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим. Космос — это своего рода худ. произведение. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных, нетленных.
Мир по природе двойствен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей - истинное бытие, а чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии (теория воспоминания, узник в пещере)
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное: воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды.
Идеи — вечные образцы, по к-ым из бесформенной и текучей материи организуется все мн-во реальных вещей. Высшая идея - идея абсолютного добра. Существенной составляющей мир-ия Платона явл-ся вера в богов. Он считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.
В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.
Космология Платона. Создатель мира из первичного хаоса – демиург (творец). Все процессы в мире целесообразны. Мир возник из огня и земли, между к-ыми творец поместил воздух и воду. Так возник Космос, шаровидной формы, конечен, но не вечен, т.к. был сотворён.
Гносеология Платона. Процесс познания – припоминание идей, высший род познания – интуиция. Истинное познание - познание мира идей, к-ое осущ-ся разумной частью души.
Главная часть учения – этическая. В понятие добродетели входит: справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение законов.
Платону рисовалось идеальное гос-во во главе с ф-ами, созерцателями чистых и вечных идей, к-ых защищают воины и к-ым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.
Осн.принципом идеального гос-ого устройства Платон считает справедливость.
Значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. В разделении труда Платон видит не только основу распадения об-ва на сословия, но и осн.принцип строения гос-ва.
Гл.задача трактата о гос-ве - проблема благой и совершенной жизни об-ва в целом и его членов.
Гос-ом у Платона руководят немногие, только лица, способные хорошо управлять государством. Во-1ых, в силу природных задатков, во-2ых, вследствие долголетней предварительной подготовки.
7Философия Аристотеля – вершина античной философии
Богатое ф-ое наследие Платона критически переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель.
Ф-ию Аристотеля наз-ют вершиной развития античной ф-ой мысли, т.к. она явл-ся обобщением всей предшествующей ф-ии, он провёл систематизацию всех форм знания, накопленных предшествующим развитием культуры.
Аристотель основал свою ф-ую школу "перипатетиков" (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos). Он значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает 2 начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу).
Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон - орудие для изучения бытия). Логика имеет методологическое значение для познания.
Аристотель большое внимание уделяет душе чел-ка. Хар-ой особенностью ф-ии Аристотеля явл-ся колебание между материализмом и объективным идеализмом, диалектикой и недиалектическим методом.
Из огня, земли, воздуха и воды состоят все земные вещи, а эфир образует небо и звёзды. Материя – неопределённое бытие. Она содержит только возможность бытия, не может сущ-ть без формы. Форма всех форм – Бог, к-му движение присуще имманентно.
Идея души. Cчитал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна.
Этические взгляды. Гос-во требует от гражданина определенных добродетелей, без к-ых ч-ек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об-ву: добродетельно то, что служит интересам об-ва, что укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на интеллектуальные и волевые — добродетели характера. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них чел-к проявляет себя как одаренное разумом сущ-во.
Об обществе и гос-ве. Чел-к — полит-ое сущ-во, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Чел-ка отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только чел-к способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. 1ым рез-ом соц-ой жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло гос-во.
8Основные направления
в философии эллинизма и
Кинизм (сократическая школа). Представители: Антисфен,
Диоген Синопский, Кратет. Идеал -безграничная
дух-ая свобода индивида. Демонстративно-
Скептицизм, V— IVвв. н. э. Представители: Пиррон, Секст.
1. Мир текуч, без смысла и определенности.
2. Ф-ия — молчание: всякое «да» — одновременно и «нет».
3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.
Основателем скептицизма считают Пиррона (360—270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Он не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.
Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание - и конец философскому поиску, и указание, на необходимость новых усилий.
Стоицизм как специфическое направление ф-ой мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех ф-их школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились лишь в отдельных фрагментах, поэтотому обстоятельное уяснение их воззрений существенно затруднено. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенжа, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.
1. Космос — огненный организм.
2. Чел-к сущ-т по космическим законам.
3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности.
4. Пантеизм: чел-к и все люди едины с Космосом, и бог, и гос-во, и все люди равны.
Эпикуреизм, V-IVвв. до н. э. Представители: Эпикур (341 -270 гг. до н. э.), Лукреций Кар. Природа (физика) и чел-к состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь Космоса и людей. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.
Неоплатонизм (школы: римская пергамскаяафинская), III—VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан.
Неоплатонизм — направление античной ф-ии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля.
Иерархия бытия представляется как единое благо: Ум - Душа - Материя. Мировой Ум - прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, к-ое образует Космос. Материя - восприемница возможных форм и смысла. Задача чел-ка - продумать, прочувствовать свое место в иерархии.
Гл.принцип неоплатонизма – принцип эманации (истечения, переход от единого к многому). Чел-ий разум – частица космической души (бога). На смену рационального осмысления мира приходит поиск надличностного, сверх чел-ого, общемирового Абсолюта. Целостную атомистическую картину мира представил в своем учении римский мудрец Тит Лукреций Кар (ок. 96 – 55 гг. до н.э.), который дополнил ее положениями о вечности бытия, неразрывности движения и материи, множественности объективных качеств материи ( цвет, вкус, запах, и т.п.). Цель философии Лукреций Кар видел в том, чтобы указать личности путь к счастью, избавить ее от страхов перед богами, смертью, загробным наказанием. Средством достижения счастья он считал познание.
9Христианская
средневековая философия.
Схоластика – осн.способ философствования эпохи ср-век-я. Это было обусловлено, во-1ых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, к-ые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой ф-ого знания о Боге, мире, чел-ке и истории; во-2ых традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом ср-век-ой ф-ии; в-3их, безличным хар-ом ср-век-ой ф-ии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.
Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).
Одна из особенностей ср-век-ой ф-ии проявилась в знаменитом споре между реалистами (от лат. realis — вещественный, действительный) и номиналистами (от лат. nomen — имя, наименование). Спор шел о природе универсалий (от лат. universalis — общий), т.е. о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) и главным образом Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее сущ-ет в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о 3х видах существований универсалий. Универсалии сущ-ют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, их форма и «после вещей», т.е. в чел-ом разуме как рез-т абстракции и обобщения. Такое решение ?а носит в истории ф-ии название «умеренного реализма» в отличие от «крайнего реализма», согласно к-му общее сущ-ет только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.
Номиналисты, в 1ую очередь французский ф-ф и теолог Росцелин (ок. 1050 — ок. 1120), довели идею отрицания объективного сущ-ия общего до логического конца, считая, что универсалии сущ-ют лишь в чел-ом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его сущ-ие «до вещи». Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.
Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.
10. Специфика средневековой философии.
Схоластика- стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение(средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.
Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставилась Платоном–«идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов.
Реалисты–утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом).
Номиналисты- считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
Патристика - христианское богословие, 2–8 вв., Период средневековья–5- 17 вв.(падение Римской империи–буржуазные революции в Англии и Нидерландах).
Возникло феодальное общество(крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризуется становлением
Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля)
Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.
Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.