Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofiya.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Античная философия  космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Этапы развития средневековой философии:

  1. Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)
  2. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)
  3. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

Христианство завоевало  свое место под солнцем в борьбе с язычеством. «Патер»–отец. Период патристики–период отцов церкви. Основные проблемы периода: систематизация христианского учения, определение основных догм, теодиция(проблема оправдания бога). Становление христианства, церкви, зарождение С.Ф. шли параллельно. Мы воспитаны в рамках христианской культуры(даже атеисты).

 

 

 

 

 

 

11Фома Аквинский  – систематизатор средневековой схоластики.

В период схоластики в  гносеологии преобладает рациональное обоснование веры. В буквальном переводе схоластика – «школьная ф-ия».

Крупнейший теолог католической церкви Фома Аквинский («Сумма теологии», «Сумма ф-ии») стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой.

Ф-ия и религия имеют  ряд общих положений, к-ые открываются  и разумом, и верой в тех  случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.

Исходным принципом  в учении явл-ся божественное откровение: чел-ку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

О бытии. Бог - первопричина и конечная цель сущего, «чистая  форма», «чистая актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Материя — только восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», ибо лишь благодаря форме вещь явл-ся вещью определенного рода и вида.

О чел-ке и его душе. Индивидуальность чел-ка — это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой чел-ого организма. Душа нематериальна и самосуща: она  — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Душа бессмертна.

О познании. Основополагающий принцип познания — реальное существование  всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма. Чел-ку присущи 2 способности  познания — чувство и интеллект.

Об этике. Зло - менее  совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Блаженство составляет конечную цель чел-их устремлений. По Аквинату, без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.

Об об-ве и гос-ве. чел-к  по своей природе — существо общественное. Главная же цель гос-ой власти — содействовать общему благу, сохранять в об-ве мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Он отдавал предпочтение монархической форме правления, однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.

Фома Аквинский завершил построение здания католической теологии. Начиная с XIV в. и поныне его учение признается католической церковью как ведущее направление ф-ого мир-ия (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12Средневековая  философия в арабо-мусульманских  странах.

В средние века развитие научного знания в странах мусульманского Востока значительно опережало европейскую науку. Это было обусловлено тем, что в этот период в Европе господствовали идеалистические воззрения, в то время как восточная культура впитывала в себя идеи античного материализма. В результате взаимодействия систем ценностей ислама, традиционных культур народов, входящих в арабский халифат, а в дальнейшем в Османскую империю, стала развиваться синкретическая культура, к-ую принято называть мусульманской. Наиболее хар-ыми течениями арабо-мусульманской ф-ии были: мутализм, суфизм, арабский перипатетизм. Выдающимися представителями аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).

Авиценна. Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина (ок. 980—1037) — необычайно разносторонний мыслитель, ф-ф и политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант. Авиценну называли «князем ф-в» и  «князем врачей». Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог, а душа чел-ка - нечто бессмертное - духовная форма тела (в аристотелевском смысле). В трактовке универсалий он исходит из того, что общие идеи сущ-ют трояко.

Аверроэс — арабский ф-ф Ибн Рушд (1126—1198), представитель  восточного аристотелизма, автор и  медицинских трудов. В трактате «Опровержение  опровержения» он отвергал нападки  теологов на ф-ию, отстаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональной религии, доступной немногим образованным, и образно-аллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источников теории двойственной истины. Аверроэс исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Он трактовал сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог, «совечный миру», превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рассматривается как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса оказали большое влияние на развитие европейской средневековой ф-ии.

Еврейская ф-ия, будучи близкой к арабской, не растворяется в ней и имеет самостоятельное значение. Она выдвинула несколько значительных фигур, оказавших большое влияние на европейскую ф-ую мысль. Одним из крупнейших еврейских мыслителей средневековья был Маймонид.

По Маймониду, нужно  верить в то, что не противоречит разуму, но это не значит, что все  может быть им доказано. Текст Священного Писания нельзя толковать буквально, нужно «одухотворенное» объяснение «буквы закона». Согласно Маймониду, ф-ия ведет к интеллектуальному, нравственному и телесному совершенству. Он был сторонником идеи о сотворении мира Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира. Учение Маймонида о независимости знания от веры и подчинении знанию буквального смысла библейских выражений показалось раввинам непозволительным ограничением библейского авторитета, «продажей Священного Писания грекам». Споры за и против Маймонида временами достигали крайнего ожесточения. Труды Маймонида приобрели большую известность в Западной Европе и оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13Философия  Возрождения, ее характерные   черты  и представители

Эпоха   Возрождения  определяется  как  историческое  время идейного  и  культурного  развития  Европейских  стран  накануне буржуазных  революций  (конец  14  -  17  в.в.) Термин ренессанс (возрождение)  означает  возвращение  к  идеалам  наук. Культуру критиковали   феодальные   порядки,  церковь,  дворянство  с  их привилегиями.   Философия   возрождения  развивалась  на  основе достижений  современного  естествознания:  математики,  механики.

Для   нее   характерен   антропоцентризм.  В  истории  философии Возрождения   выделяют   3   периода:   1)  гуманистический  или антропоцентрический   (серед.   14   -   серед.   15   вв);   2) неоплатонический  связан  с  постановкой  широких антологических проблем; 3) натурфилософский (2 пол. 17 в).

Гуманизм  представляет  собой систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его  право на сводобу, счастье.

У истоков философской  культуры эпохи Возрождения стоит  Данте Алигьери (1265-1327). В его произведениях  есть философские трактаты:  мир  и монархия были заложены в основу гуманитарного учения о человеке. Центральная   проблема  гуманистической антропологии   -  возрождение  человека  и  природы  (человека к природе?).

Монтень  -  автор  огромного, хоть и не системного учения о мире   и   человеке.   Монтень   (1533-1592)  получил  идеальное  гуманистическое  образование, прекрасно говорил на латыни. Он не был  политическим деятелем своего времени, но в сложных условиях войны  всегда  был  на стороне Франции, выступая за национальное единство страны. Книгу своей жизни писал 10 лет и до конца своей жизни  вносил изменения. Это же свободный трактат, а а свободное размышление о мире,  о человеке. Монтень считал, что философия должна  быть  радостная.  Личность  автора  в  центре  книги. Он занимался философией самопознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14Английская  философия XVII – XVIII веков (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Беркли, Д. Юм).

Конец XVIв и XVIIв ознаменовались в Зап.Европе кризисом феодализма и  ранними буржуазными революциями  в Нидерландах и Англии. Восходящий капитализм, нуждавшийся в изобретении  и применении машин, обусловил прогресс механико-матем-их наук. Возникает не только подлинное научное естествознание, основой к-ого явл-ся органическое соединение теории с планомерным экспериментальным исследованием природы, но и опирающаяся на науку и ее ф-ое осмысление качественно новая картина мира.

Опытно-экспериментальное  исследование природы и тематическое осмысление его рез-тов оказало решающее влияние на ф-ую мысль. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и методология исследования природы.

Ф-ю Нового времени принято называть классической. Это понятие употребляется для обозначения периода развития ф-ии, обладающего непрерывностью и единством ценностей, к-ые сохраняли свой хар-р независимо от смены эпох. Главной установкой этого периода явл-ся признание разума высшей, по крайней мере внутри ф-ии, инстанцией.

Ф. Бэкон (1561-1626) одним  из 1ых поставил задачу создания научного метода, дающего истинное и полезное знание. Он отвергает традиционные формы знания: схоластику, магию, аристотелевскую логику как ложные и бесполезные, предлагая грандиозный проект "Великого восстановления наук"(осн.работа "Новый Органон" (1620)). Им поставлена цель направленного изучения природы и овладения ею.

Материалистическое учение о природе Томаса Гоббса (1588-1679): мир состоит из многообразных, протяженных тел, имеющих фигуру, величину, положение и подчиненных законам механического движения. Ничего бестелесного нет. Мир - единая материальная субстанция. Качественное многообразие природы - продукт чел-их восприятий, в основе к-ых лежат механические различия вещей.

Предпринятая Гоббсом  систематизация эмпиризма получила развитие у англ. мыслителя Джона  Локка (1632-1704). Его учение основано на механике Ньютона: природа понимается как механическое взаимодействие телесных частиц. Локк - материалист, в том числе и в теории познания. Окр. мир предметов и вещей определяет содержание ощущений чел-ка. В этой связи он отмечает: в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах.

Идеи Локка получили своеобразную интерпретацию в ф-ии его соотечественника Джорджа Беркли (1684-1753). Ощущения - основа познания, идеи - это ощущения или рез-ты воздействия разума на ощущения. При этом нет принципиальной разницы между первичными и вторичными качествами. Все качества (идеи) - наши ощущения, к-ые не имеют внешней причины и сущ-ют лишь в познающем разуме. Вещи — это сочетания ощущений в уме.

Вслед за Беркли с учением  о том, что целью науки является описание ощущаемого как единственной реальности, выступил Давид Юм (1711-1776).Он исследует природу чел-ка в связи с анализом природы познания. Юм подчеркивает первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к порождаемым на их основе идеям. Идеи, т.о., не порождены опытом, но они не основаны и на какой-либо рациональной необходимости. Юм отрицает рациональную основу познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15Европейская  рационалистическая философия XVII века (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

Мыслителей XVIIв интересовала проблема определения источника  чел-их знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской ф-ии: рационализм и эмпиризм. Рационализм - противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании

Рационализм: 1)     связан с реализмом; 2) признает врожденные идеи, как основу истинного познания; 3)     категория "субстанции"  -   одна   из основных; 4) развивает  теорию дедукции.

Во Франции разработкой  универсального метода познания занимался  Р.Декарт (1596-1650). Занимаясь проблемой  разработки нового метода познания, Декарт противопоставляет его схоластической логике. Новый метод - это метод и ф-ии, и науки. Построение своей ф-ой системы Декарт начал с сомнения в истинности всех знаний, к-ми располагает чел-во. Сомнению подвергаются предубеждения, данные чувственного опыта. Декарт полагает, что природа чел-ого духа более наглядна, чем тело(" я мыслю, следовательно, существую"). Как самоочевидное оно не подвержено сомнению и становится интуитивной основой всей его рационалистической ф-ии. Познание не зависит от чувственного опыта, знание дедуктивно выводится из ряда базисных интуиции и аксиом; среди них -"врожденные идеи".

Ф-ия Декарта и его  научные идеи оказали влияние  на голландского мыслителя Бенедикта (Баруха) Спинозу (1632-1677), в основе ф-ии к-ого лежит учение о единой субстанции. Он утверждает, что есть только одна субстанция - Бог, понимаемый как природа. Единая субстанция обладает бесчисленным множеством атрибутов, т.е. неотъемлемых свойств, из к-ых известны два - "мышление" и "протяженность". Учение Спинозы об атрибутах направлено против дуализма Декарта, согласно к-му протяженность и мышление образует 2субстанции. Придание Богу атрибута протяженности вело к отождествлению Бога и природы.

              Нем.ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716) развил плюралистическую концепцию объективного идеализма. В его основной работе "Новые опыты о чел-ом разуме" дается развернутая критика системы эмпиризма Локка и обосновывается теория "врожденных идей". Лейбниц строит свою ф-ию рационально-дедуктивным методом. Лейбниц подвергает критике недостатки сформировавшейся механистической картины мира и стремится синтезировать уже сложившийся естественнонаучный метод с элементами традиционной ф-ой методологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"