Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofiya.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

 

16Философия  французского Просвещения.

В XVIIIв. ф-ия развивается  под влиянием идей Просвещения, наиболее радикальным и значительным было Просвещение во Франции, давшее ряд выдающихся ф-фов. На становление французского Просвещения большое воздействие оказали ф-ия Декарта и Локка.

Во французском Просвещении  выделяют 2осн. группы: "старших" просветителей (Монтескье, Вольтер, также Кондильяк) и "младших" (Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах).

"Старшие" просветители  заложили основы критики абсолютизма  и церкви, стимулировали поиск нового мир-ия. Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) в "Персидских письмах" критиковал абсолютизм и суеверия, исходил из существования объективной закономерности в природе. Франсуа Вольтер (1694-1778) исследовал историю как объективный процесс, критиковал церковь и выступал за веротерпимость.

Крупнейшим материалистом  явл-ся Поль Гольбах (1723-1789), изложивший в работе "Система природы" (1770) свое миропонимание, представлявшее систему материалистического субстанциализма. Материя-природа есть единственная основа. Многообразие природы, форм движения явл-ся источником самодвижения материи. Формы материи различаются организацией.

Жан Жак Руссо (1712—1778) — один из самых выдающихся» мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению соц. порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней лит-ой деят-тью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции.Руссо, в отличие от Т. Гоббса, утверждал, что в «естественном состоянии» не только не было «войны всех против всех», но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Руссо различал 2вида нер-ва: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях.

Ф-ия Просвещения оставила ряд проблем нерешенными. Требовался иной подход — диал-кий. Классический рационализм как вера в возможность полного познания мира и чел-ка с помощью разума стал основой развития науки, европейского стиля мышления.

17Философия  И. Канта.

В конце XVIIIв. в Германии возникает ф-ое движение, в к-ом в  своеобразной форме нашли своё отражение  значительные социальные преобразования того времени, в частности французская буржуазная революция 1789г, качественные сдвиги в области естествознания (открытия в физике, химии, биологии). В нем также отразились специфические условия Германии, одной из отсталых в то время стран Европы: слабость и нерешительность буржуазии, её склонность к компромиссам с дворянством, отсутствие революционного движения. В истории нем.ф-ии начался её классический период.

Родоначальником классической нем.ф-ии явл-ся Иммануил Кант (1724-1804). Ф-ое тв-во Канта делится на 2периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В 1ый период своей деят-ти ф-ф занимался исследованием ?ов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и ф-ии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В ней он высказал в самом общем виде диал-ую мысль об истор-ом возникновении и развитии Солнечной системы. И. Кант высказал предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане.

С 70-х г начинается критический период деят-ти Канта. Он переходит на позиции ф-ого дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей чел-ка разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, к-ую он придает постановке и решению след. ?ов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое чел-к? Ответ на 1ый ? ведет к решению проблемы границ познавательных возможностей чел-ка.

Мир явлений, создаваемых чел-ом, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир "вещей в себе". Чел-к же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир "вещей в себе" абсолютно не доступен ему. Он о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что чел-к знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.

Мир явлений, согласно Канту, беспорядочен, хаотичен, в нём нет  никакой закономерности, необходимости, он сущ-т даже вне простр-ва и времени. И лишь чел-к в процессе познания вносит в этот хаос определенный порядок, размещает все явления в простр-ые и временные рамки, сообщает им необходимость, закономерность, причинноследственные связи.

Учение Канта преследует цель оправдать и обосновать религию. Чел-к, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир "вещей в себе". В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (док-ть отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно.

Заслугой И. Канта явл-ся то, что он 1ым в ф-ии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18Абсолютный  идеализм Г. Гегеля.

Наиболее полное завершение нем.классический идеализм получил  в ф-ой системе Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Опираясь на диал-ие идеи Канта, Фихте и Шеллинга, развивая их, Гегель подверг критике ошибочные положения, содержащиеся в их учениях. Так, он отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе". Рисуя картину мира, Гегель полагал, что ни материя, ни сознание чел-ка не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а последняя также не выводима из чел-ого сознания, к-ое само должно быть понято как р-т всего предшествующего развития некоего абсолютного первоначала.

Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество  бытия и мышления, т.е. понимание  реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся  процесс самопознания идеи самой себя. В "Энциклопедии ф-их наук" (1817) Гегель следующим образом излагает суть своей ф-ой системы: в основе всех явлений природы и об-ва лежит абсолют, дух. и разумное начало - "абсолютная идея", "мировой разум" или "мировой дух". Это начало активно и деятельно, причём деят-ть его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа.

1. Развитие идеи в  её собственном лоне, в "стихии  чистого мышления".

2.  Развитие идеи  в форме "инобытия" как акт  отчуждения, отпадения от самой себя, т.е. деградация.

3. Переход от чуждой  для идеи природы в область  развития духа, развитие идеи  в мышлении и истории. 

Движущей силой развития духа Гегель считал диал-кое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета.

Ф-ой системе гегелевского идеализма присущи нек-ые особенности. Во-1ых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-2ых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. В-3их, диалектика. Разрабатывая свою систему и показывая, как абсолютная идея порождает своё содержание, а затем и материальный мир - природу и об-во, Гегель, во-1ых, представил мир в развитии, во-2ых, раскрыл содержание осн.законов диал-ки: показал, что это развитие осущ-ся через борьбу противоположностей, что в ходе его совершается отрицание одних понятий др. и повторение пройденного на высшей основе и т.д. и т.п., дал общий диал-ий анализ важнейших категорий.

 

19Антропологический  материализм Л. Фейербаха.

Классическая нем.ф-ия находит своё завершение в материализме Л. Фейербаха (1804-1872). Натурализм Фейербаха носит антропологический хар-р, т.к. в центре внимания стоит чел-к, как высшее существо природы.

Согласно Фейербаху, мышление не может сущ-ть вне чел-ка и независимо от него, ибо оно явл-ся св-вом мозга чел-ка, его деят-тью, в к-ой духовное и материальное начала органически связаны. Отсюда мышление, духовное не первично, как это представлял Гегель, а вторично, произведено от материи, природы.

Материалистически решая ? о соотношении материи и сознания, Фейербах стоял на точке зрения познаваемости мира и подверг резкой критике кантовский агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущения. По его мнению, органы чувств дают чел-ку все сведения об объективной реальности. Однако всё это осуществляется при участии мышления: оно не только дополняет чувство, связывая то, что чувства воспринимают раздельно, но и присутствует на стадии чувственного познания. Всё это свидетельствует о том, что Фейербах понимал органическую взаимосвязь ощущения и мышления, чувственного и рационального.

Чел-к – сущ-во телесное, материальное, а не только мыслящее. Духовное не может быть отделено от материального, телесного, но именно тело его целостности составляет сущность чел-ого Я. Душа – продолжение телесноти. Т.о. Ф. абсолютизировал биологическое начало в чел-ке и недооценивал соц. сущность чел-ка. вместе с тем Ф. считал: только в общении с др. людьми проявляется истинная чел-ая сущность. Чел-к – продукт культуры, истории. Только общественный чел-к явл-ся чел-ом. В гносеологии Ф. отстаивал позицию, что естественным источником познания явл-ся ощущения (материалистический сенсуализм), в  то же время не отрицал значения мышления как высшей познавательной способности.

Субъект мышления – чел-к, а не особое существо, созерцающее  мир со стороны.

          Ф-ой системой Фейербаха завершается  классический период существования нем. и всей западноевропейской ф-ии.

20Марксистская  философия: основные идеи и  эволюция.

Традиции классической ф-ии защищал и развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и об-ный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.

Ф-ия К. Маркса (1818-1883) отражает переходный хар-р развития ф-ии в XIXв. Она явл-ся составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию "научного социализма". Это во многом определило специфику ф-ой теории марксизма.

На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние  оказала нем.классическая ф-ия. Диал-кий метод Гегеля и гуманистический материализм Фейербаха — осн. источники синтеза, давшего оригинальную ф-ию - диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни. Ф-ое и соц.-полит-ое учение сформировалось к 1848г. В 1848-1859г идет процесс разработки экон-ой теории.

Сущ-ет 3 группы основных идей ф-ии Маркса:1. соединение материализма и диалектики;

2. диалектико-материалистическое  понимание истории; 3. новое понимание  соц. роли ф-ии.

Гл. положение диал-ого понимания истории – об-ое бытие определяет об-ое сознание. Об-ое сознание также оказывает активное обратное воздействие на породившее его об-ое бытие. Об-ое бытие - материальная жизнь общества - складывается из 3 элементов:

1) Об-ое произв-во материальных и духовных благ; 2) материальное условие непосредственного сущ-ия чел-ка, не связанное с производством (быт, семья); 3) Процесс взаимодействия об-ва и природы, хар-р природных условий, хар-р взаимодействия природы и об-ва. Определяемый элемент оказывает активное влияние на определяющий элемент и наоборот.

Заслугой К. Маркса явл-ся разработка новой формы материализма. Он развивает и обогащает научное  понимание наиболее общих законов  всякого развития -законов диал-ки. На основе исследования "анатомии" капиталистического об-ва были сформулированы осн. принципы материалистического понимания истории, даны формулировки наиболее общих законов об-ого развития. Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения ф-ой теории, ф-ого обоснования творческой деят-ти по воплощению гуманистических принципов в жизнь.

Значительный вклад  в разработку теории марксизма внес Ф.Энгельс (1820-1895), Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIXв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21«Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон)

Одним из наиболее ранних философов-иррационалистов явл-ся нем.ф-ф  А. Шопенгауэр (1788-1860). Его основная работа " Мир как воля и представление". Шопенгауэр опирается на ф-ию Канта, но заметно иррационализирует его учение о "вещи в себе", абсолютизирует нерациональный хар-р продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской ф-ии.

Шопенгауэр рассматривает  мир в 2х аспектах: как представление  и как волю. Весь "существующий для познания" мир - объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее ("Нет объекта без субъекта"). Представление мира осущ-ся в формах простр-ва и времени, причинности, множественности. Мир как представление - мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир феноменов - иллюзия, покрывало Майи. Тело чел-ка - не просто тело среди других предметов, но и проявление воли. ("Волевой акт и телесные движения есть одно и то же"). Тело - это видимая воля, сущность практических поступков - в воле. Воля - это сущность не только отдельного чел-ка, но мира в целом. Воля - свободна и иррациональна, она вне времени, простр-ва множественности - вещь-в-себеВоля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное напряжение.

Ф-ое учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками ф-ии жизни. Его основные работы: "Так говорил Заратустра" (1885), "По ту сторону добра и зла" (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего ?ам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его тв-во в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не сущ-ет. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше биологизирует мир, к-ый для него в основе - "органический мир".

В начале XX века традиция иррационалистической критики научного разума была продолжена франц.ф-фом А. Бергсоном в работе "Творческая эволюция". В центре внимания - мир сознания. Ф-ф психологизирует дейст-ть, отмечает ограниченность естественнонаучных методов познания. Исходит из единства субъекта и объекта познания, реальность для него - единый поток переживаний - "образов". Материя - тоже последовательность образов, взятых в отношении к действию "одного определенного образа -моего тела". Он различает 2 ряда "образов" (2вида опыта): материю и жизнь. Различия между ними - в направленности процессов. Материя — это процесс падения вниз, жизнь устремлена вверх, как жизненный порыв, процесс творческой эволюции, единый поток психических энергий. Жизнь не зависит от материи, как особый опыт она основана на памяти, связывающей прошлое и настоящее. Память позволяет рассматривать время не как последовательность событий, механически, а как целостное переживание единой формы - длительность. Только применительно к жизни можно говорить собственно о времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"