Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
- объективность
- безграничность
- бесконечность
- единство прерывности и непрерывности
Особенные свойства пространства:
- трех мерность и симметричность
Особенные свойства времени:
- одномерность
- одно направленность
- необратимость
В истории философии существовали две основные концепции пространства и времени:
1) Субстанционная. Пространство
и время понимается как
2) Реляционная. Пространство и время понимается как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Естественнонаучное обоснование - это теория относительности Эйнштейна. Общая и специфическая теории относительности Эйнштейна подтверждают связь пространства и времени между собой и с материальными носителями.Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их свойства зависят от отдельных материальных систем. Пространство обладает количественной бесконечностью. Это не имеющая ни начала ни конца связь существующих материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность пространства - это бесконечное многообразие различных уровней организации материи и их пространственных свойств. Бесконечность времени связана с вечностью материи
39Проблема
происхождения и сущности
Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, ф-и и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования.
Традиционно считается,
что заслуга целостной
1. Объективно-идеалистическая
интерпретация сознания как
2. Субъективно-идеалистические
системы рассматривают
3. Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным св-вом всего материального мира.
4. Вульгарный материализм
как редукционистское
5. Социологизация сознания.
Сознание ставится в
6. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.
• Сознание - идеальное явление, функция, особое св-во, продукт высокоорганизованного материального субстрата — чел-кого мозга, мыслящей материи.
• Сознание - идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.
• Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.
• Сознание — продукт
общественно-исторического
• Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.
Все 6 рассмотренных концепций содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках ф-ого знания
40Сознание в контексте теории отражения. Проблема идеальности сознания.
Сознание - итог длительного развития материальной действительности. Развитие такого св-ва материи как отражение. Отражение - всеобщее св- во материи, способность матер. явлений, процессов воспроизводить в своих св-вах особенности др. явл. в процессе взаимодействии с ними. Отражение в своем развити проходит ряд этапов:
1) Отражение в неживой природе
2) В живой
3) На соц. уровне.
Отражение в неживой природе - мех., физ., хим. изменения; это простое запечатление. Бывает до психологическое и психологическое. До психологическое - это раздражимость и чувствительность. Психологическое - ощущение восприятие и представления. Ощущение - это элементарная исходная клеточка психоотражения на основе которой возникают представления и восприятия. Ощущение - это отражение одного св-ва предмета с помощью одного органа чувств. В процессе эволюции у животных формируется нервная сис-ма и способность к инстинктивному поведению. В процессе дальнейшей эволюции появляется индивидуальное изменчивое поведение у высших животных, появл. навыки и индивид. опыт, появл. и восприятие. - это отражение совокупности св-в предмета с помощью всех органов чувств, возникновение целостного образа предмета. По мере увеличения головного мозга и усложнения его строения у животных появл. представление. - это отражение целостного образа предмета без непосредственного воздействия этого предмета на субъект отражения в данный момент времени. Представление наз. интеллектом животных или конкретно элементарным мышлением животных. Высшие животные проявляют ориентировочную реальной ситуации. Представление это предпосылка возникновения познания, как высшей формы отражения. Третья форма отражения - социальное отличие сознания от психики животных:
1) абстрактное мышление
2) целепологание
3) предвидение (предчувствие)
4) ценностные отношения
5) самосознание
6) практически-
Сознание - осмысленное
знание. Важнейшим свойством
41Сознание и язык. Самосознание и личность.
САМОСОЗНАНИЕ—выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. У человека в процессе развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта.
Человек отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует (поэтому он за все в ответе). Кроме того, в структуру самосознания можно включить:
1) самочувствие - это элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир вещей и людей;
2) осознание себя в качестве члена сообщества, своей принадлежности к социальной группе и культуре;
3) самопознание, самооценку,
самоконтроль. Самым высоким уровнем
самосознания является
ЛИЧНОСТЬ — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.
Основу Л. образуют ее
биологические особенности, все
же определяющими факторами
Фун-ий языка:
1. Обозначающая. Своим содержанием
слово всегда связано с
2. Куммулятивная. Язык дает
3. Коммуникативная. В этой фун-и язык выступает как средство общения людей.
4. Экспрессивная. Все,
5. Интерактивная.. Эта фун-я связана
с тем, что при помощи языка
чел-к всегда обращается к
Важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и взаимно переплетаются.
1. фун-я познания - верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет чел-ку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить нужную информацию о них.
2. фун-я оценки получаемой
3. фун-я накопления знаний (аккумулятивную функцию). В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей.
4. фун-я постановки цели. Опережая ход событий, человек строит модель "желаемого будущего" и определяет пути его достижения, то есть ставит цель и планирует свои действия.
5. конструктивно-творческая фун-я, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности чел-ка в целях создания принципиально нового.
6. функция управления.
7. Т.к деятельность индивида
как общественного существа
42Индивидуальное и общественное сознание. Их структура и взаимосвязь.
Наиболее общим основанием структурирования сознания является выделение в нем общественного и индивидуального сознания, возникающих как отражение разных типов бытия. Деятельность сознания порождает феномены сознания - мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т.д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов. К ним относятся природные данные, условия социальной среды, личная жизнь человека, обстановка трудовой деятельности, возраст и др. Кроме того, в процессе деятельности люди постоянно обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей.
Во-первых, индивидуальное сознание имеет "границы" жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может "охватывать" жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности - человечество, государство, этнос, семья, индивид - соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид, логически завершая иерархию структурной организации общества, всегда "укоренен" в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальном сознании отпечаток социально-групповых интересов и требований, представленных в индивидуальной форме. Индивидуальное сознание в ряде отношений богаче общественного, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, не объективируемое во внеличностных формах культуры, неотчуждаемое от живой личности. При анализе сознания необх-одимо обратиться и к рассмотрению бессознательного, так как феномен бессознательного является объектом изучения рядом наук и участвует в функционировании психики человека в целом. Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
43Понятие и
смысл диалектики. Исторические
формы диалектики и ее