«НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ»
Новейший религиозный
идеализм в России конца XIX
— начала XX в., вместе с общественной
деятельностью его главных представителей,
получил в советской и зарубежной
историографии несколько определений:
«новое религиозное сознание», «богоискательство»,
«веховство», «духовный ренессанс начала
XX века». «Новое религиозное сознание»
лишь у истоков несло на себе печать замкнутости
и кружковщины. Очень скоро оно стало воспринимать
себя не как связанное с какими-либо университетско-академическими
потребностями и кругами, не как философскую
школу или направление, а в качестве выразителя
духовного состояния общества, его самочувствия
и самосознания, его здоровья и болезни
одновременно. Разными путями приходили
к «духовному ренессансу» его многочисленные
и непохожие друг на друга представители.
«Новое религиозное сознание» объединило
в себе людей, пришедших, во-первых, от
неославянофильства и консерватизма (В.
Розанов), во-вторых, от декадентства и
мелкобуржуазной революционности (Д. Мережковский,
Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от
«легального марксизма», неокантианства
и буржуазно-демократического либерализма
(С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк). «Новое
религиозное сознание», или богоискательство,—
сложное и противоречивое образование
не только потому, что в него входили люди,
стоявшие на различных социально-политических
позициях и выражавшие интересы разнородных
социальных групп и сословий эксплуататорской
России, но и потому, что это течение с
момента своего зарождения до упадка проделало
определенную внутреннюю эволюцию. Рассматриваемое
религиозно-философское течение с самого
начала было явлением одновременно буржуазного
и помещичьего сознания. Оно было буржуазным
в том смысле, что отражало определенные
религиозно-реформаторские настроения
мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные
идеи анархизма и либерального народничества.
Их представителем и выразителем в религиозной
публицистике явился Д. Мережковский.
Помещичьим, «докапиталистическим» это
течение было постольку, поскольку к нему
принадлежал В. Розанов, откровенный защитник
самодержавия, консерватор патриархально-феодального
типа. В дальнейшем социально-политическое
и классовое представительство «нового
религиозного сознания» было осложнено
вхождением в него довольно влиятельной
группы либерально-буржуазных мыслителей
(Булгаков, Бердяев и др.), которые самим
вхождением в это течение мировоззренчески
и идеологически завершили переход с неокантианско-ревизионистских
и буржуазно-демократических позиций
периода их принадлежности к «легальному
марксизму» второй половины 90-х годов
к религиозной философии и кадетскому
либерализму.
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ.
Первыми крупными представителями
богоискательства были Мережковский и
Розанов. Их деятельность по пропаганде
религиозно-модернистских идей началась
с конца 90-х годов. Несмотря на то, что работа
собраний контролировалась синодом, они
дали возможность светским религиозным
философам и богословам высказать свои
претензии к официальному православию
и свои предложения по поводу той, как
они полагали, явно неудовлетворительной
роли церкви, которую она играла в резко
изменившихся условиях общественной жизни
России. Цель собраний состояла, по замыслу
их инициаторов, в том, чтобы сделать церковь
главным инструментом ослабления классовой
борьбы, «крайностей» самодержавия, основной
социальной («культурно-исторической»)
силой, долженствующей объединить и «примирить»
вокруг себя все общественные слои и классы.
После закрытия религиозно-философских
собраний активность их участников сконцентрировалась
вокруг журнала «Новый путь», который
взял на себя функции пропаганды религиозной
философии, борьбы с позитивизмом, материализмом
и идеями социализма. Социальным коррелятом
идей и проектов деятелей «нового религиозного
сознания» была объективная потребность
молодого русского империализма подчинить
своим интересам религию и церковь. Безусловно,
это предполагало определенную модернизацию
идеологии и организации церкви, но ее
главная функция должна была остаться
прежней.
ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В.
ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ.
К концу первого десятилетия
XX в. результатом бурно расцветшего
кризисного и декадентского религиозно-философского
мышления стал в России духовный
ренессанс начала XX в. Круг вопросов, захвативших
умы религиозных философов, был поистине
безграничен. Основные темы и категории
«нового религиозного сознания» связывались,
во-первых, с различными «позитивными»
дуалистическими или плюралистическими
началами, подлежащими «синтезу», и философствованием
по поводу долженствующего воплощения
этого «синтеза»; во-вторых, с проблематикой
антагонистических явлений и обсуждением
форм их действительного или возможного
примирения.
Широкий спектр подлежащих
«синтезу» или антагонистически связанных
идей - в той или иной их комбинации, с теми
или иными оттенками - обсуждался большинством
русских религиозных философов начала
XX в. Религиозное или «духовное возрождение»
России, о котором заговорила почти вся
интеллигенция на рубеже веков, понималось
сначала не только как возвращение к средневековому
религиозному климату, но и создание атмосферы
«свободы», «творчества» и «синтеза» всех
областей общественной и духовной жизни
под сенью христианского мировоззрения.
«Новому религиозному сознанию» были
присущи универсалистские притязания.
Многие его представители были склонны
говорить не просто о философском или
о религиозно-философском возрождении,
а именно о «духовном».
Предмет и функции ф<span class="dash0417_0430_0433_043e_043b_043e_0432_043e_043a_00201__Char" style=" text-decoration