Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

Во-первых, следует ответить на вопрос: кто действует в обществе, то есть кто является субъектами общественной деятельности. Субъекты бывают индивидуальные (например, человек, личность, индивид) и коллективные (например, человечество, группа, семья, армия, народность, род, племя, нация, партия, организация).

Во-вторых, надо ответить на вопрос: где  действуют субъекты, то есть каковы сферы их деятельности? В процессе жизни люди производят вещи и предметы для удовлетворения своих потребностей, познают мир, воспитывают детей, разрешают конфликты, создают произведения искусства. Эти виды деятельности часто именуются сферами человеческой деятельности: материальное производство жилищ, продуктов питания, одежды; духовное производство -- мораль, искусство, религия, философия, а также такие сферы, где материальное и духовное производство находятся в тесной связи, например, наука, экономика, политика, управление.

В-третьих, надо выяснить: с помощью  каких средств субъекты осуществляют свою деятельность, то есть каковы механизмы деятельности? Люди производят материальные и духовные ценности, общаются друг с другом, решают всевозможные возникающие проблемы с помощью орудий труда, техники, социальных организаций, законов, обычаев, традиций. Это также элементы общества.

В-четвертых, требуется ответить на вопрос: в какие отношения вступают субъекты общественной жизни? Можно  выделить четыре основных типа общественных отношений, которые также являются элементами общества.

Экономические -- связаны с производством материальных благ, их обменом и распределением, отношения по поводу собственности.

Культурно-идеологические -- связаны  с социализацией человека, развитием  его задатков и способностей. Эти  отношения складываются в сфере образования, науки, искусства, морали, религии, спорта. Например, моральные, эстетические, религиозные отношения.

Политические -- это отношения между  субъектами; связаны с деятельностью  по управлению различными сферами общественной жизни (экономика, наука, воспитание). Ядром этих отношений является борьба за власть.

Социальные -- отношения общественного  равенства и неравенства между  субъектами (группы, классы), занимающими  разное положение в обществе.

В-пятых, к элементам общества относятся  социальные процессы. Социальный процесс -- это изменения, связанные с развитием и функционированием общества. Выделяют различные виды подобных процессов: эволюция, модернизация, реформа, революция, война, политическая борьба.

Итак, общество -- это самоорганизующаяся нелинейная система, представляющая совокупность человеческих индивидов, связанных способами совместной деятельности (охота, земледелие, промышленное производство, управление и т.д.), отношениями, процессами и объединенных в общности, например, род, племя, нация, семья, социальная группа.

В сокращенном варианте данное определение  предстает следующим образом: общество -- самоорганизующаяся нелинейная система, представляющая совокупность людей, связанных  способами совместной деятельности, отношениями, процессами и объединенных в общности.

Иерархические уровни общества

Ранее была проведена операция выявления  и классификации основных групп  элементов общества. Однако эти элементы имеют определенную иерархию -- расположение в определенной последовательности от высшего к низшему или наоборот.

Из каких иерархических уровней, то есть подсистем, состоит общество? Обычно выделяют четыре подсистемы или  иерархических уровня общества -- материальная, социальная, политическая и духовная.

Что собой представляют названные уровни общества? Из каких элементов они состоят? Какие функции они выполняют в социуме? Ответы на эти вопросы излагаются далее.

 

44. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. РОЛЬ ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.

 

Материальная жизнь общества -- сфера общественной жизни, связанная с производством материальных ценностей и удовлетворением материальных потребностей людей. Обычно выделяют следующие элементы материальной жизни общества.

Материальные потребности. Потребность -- это состояние субъекта, при  котором он испытывает нужду или недостаток в чем-либо, необходимом для нормального функционирования. Примеры материальных потребностей: потребность в пище, одежде, жилище, технических устройствах и т. д.

Материальная деятельность -- процесс, связанный с производством материальных ценностей. Главным элементом материальной деятельности является материальное производство. Это процесс, с помощью которого люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Материальные отношения -- это связи, возникающие между субъектами в материальной жизни общества. К ним относятся: 1) производственные отношения; 2) производительные силы; 3) организационно-технические отношения (например, отношения между конструктором и наладчиком, бригадиром и членами бригады).

Материальные условия жизни (быт): занятия домашним трудом, семейное обслуживание, удовлетворение физиологических потребностей.

Техника и ее роль в развитии общества

Данная проблема имеет отношение  к такому направлению философских  исследований, как философия техники. В рамках этого направления техника и технологии исследуются в различных аспектах: методологическом, социальном, политическом, эстетическом, аксиологическом.

Например, методологическое направление  исследований техники и технологий акцентирует внимание на изучении последствий внедрения во все сферы жизни компьютерной техники. Это принципиально меняет не только производство, но и сферу образования, профессиональной подготовки, политические структуры общества, отношения индивида и общества. Аксиологический, культурологический аспекты ориентированы на изучение причин противоречий, возникших в современную технотронную эру, например, глобальные проблемы и пути их разрешения.

Техника (от греч. techne -- искусство, мастерство) -- совокупность средств деятельности, направленных на изменение мира (предметов, вещей) в соответствии с потребностями и желаниями человека.

По функциональному признаку выделяют следующие основные виды техники: производственная техника, техника транспорта и связи, науки, военная техника, техника образования, культуры, быта, медицинская техника, техника управленческого аппарата.

Существуют разные точки зрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить четыре основные позиции по этому вопросу.

1. Отрицательное отношение к  технике. Иногда оно выступает в виде технофобии. Это понятие означает, что мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию. Имеется в виду, что техника не является абсолютным благом, она порождает множество побочных негативных эффектов. Например, французский философ Ж. Эллюль и представитель Франкфуртской школы Т. Адорно еще в первой половине XX в. обращали внимание на то, что машинная цивилизация подавляет гуманистические идеалы и нравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности.

Возрастающий страх перед войной и возможностью применения в глобальных масштабах ядерного оружия привел к тому, что техника часто рассматривается как враждебная человеку сила. Она все более выходит из-под контроля человека. Более того, она начинает угрожать существованию всего человечества (например, возникновение глобальных проблем современности). Представители такой точки зрения называют технику "демонической" или "апокалипсической" силой. Термин "апокалипсический" означает период времени, когда человеческому существованию угрожают различные могучие и страшные силы (например, атомная бомба, загрязнение окружающей природы). Употребляя этот термин, часто имеют в виду четырех апокалипсических всадников, о которых говорится в шестой главе Откровений Иоанна: чума, война, голод, смерть. Таким образом, поскольку техника -- это демоническая сила, способная уничтожить человечество или изменить человеческую природу, постольку она способна вызывать экзистенциальный страх -- страх за существование. Причем от этого страха практически невозможно избавиться, если цивилизация будет и далее развиваться по пути развития техники. Этот страх превращается в настоящую болезнь.

 

2. Положительное отношение к  технике как главной помощнице  человека начало формироваться  с конца XVII в. и имеет много приверженцев сегодня. Представители этой точки зрения обращают внимание на то, что развитие техники способствует: 1) повышению производительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовых функций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самых опасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестает быть "механическим орудием"; 4) усилению многих человеческих возможностей (физическая сила, быстродействие, счет, память).

Так, например, создание параллельных суперкомпьютеров позволило использовать современную вычислительную технику для проведения виртуальных ядерных испытаний, контроля над имеющимся ядерным оружием, прогнозов глобальных климатических изменений, создания новых лекарственных препаратов без лабораторных испытаний, решения ресурсоемких вычислительных задач в таких областях, как генетика, астрономия, биржевые расчеты.

3. Технологический детерминизм  представляет собой совокупность  взглядов, объединенных постулатом, что техника играет определяющую роль в общественном развитии. Представители этой позиции, например, американские социологи Д. Белл, У. Ростоу, О. Тоффлер, французский социолог Р. Арон, считали, что решающее значение в общественной жизни принадлежит технической и технологической сторонам производства. Эта теория используется в концепциях индустриального, постиндустриального, информационного общества. В рамках этих концепций обосновывается суждение о том, что созданная человеческим разумом техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, и техника ставится в ряд с природными явлениями как надчеловеческая данность, обладающая своими собственными внутренними, независимыми от общества законами.

4. Техника помогает человеку, но  она не должна быть главным условием его развития. Эту точку зрения можно изложить на примере взглядов русского философа Н. Ф. Федорова (1828-1903), который считал, что человек главное внимание уделял созданию искусственных орудий, "приставок" к своему телу, то есть технике, увеличивая таким образом свою силу, скорость и другие возможности. Это ведет к тому, что разрыв между мощью техники и слабостью человека постоянно увеличивается. С точки зрения Н. Федорова, такой разрыв может и должен быть преодолен. Считая техническое развитие лишь временной и боковой ветвью развития общества, философ был уверен, что в дальнейшем эволюция человека пойдет другим путем. Этот путь он назвал "тканетворение". Имеется в виду, что человек всю силу своего ума, творчества, смекалки обратит не на создание все более изощренных, новых "приставок" к своему телу (технических средств), а на совершенствование самого тела, что приведет даже к созданию новых органов для решения возникающих задач. Например, наряду с легкими -- жабр (может быть создан человек-амфибия), наряду с руками -- крыльев и т. п. Тем самым человечество покинет боковую, тупиковую ветвь своего развития, перестанет быть для природы грозной, внешней силой, как какой-нибудь завоеватель, а, наоборот, "тонко сольется с природой" как ее важная составляющая.

 

45. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ  ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ

 

В настоящее время наиболее популярными  являются формационный и цивилизационный  подходы к пониманию исторического  процесса.

   Авторство теории общественно-экономических  формаций принадлежит К. МАРКСУ.

  Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, цельная социальная система, функционирующая  на основе определенного способа  производства.

  Таких формаций К. Маркс  выделяет пять: первобытная, рабовладельческая,  феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая.

  В структуре формации определяющее  место принадлежит экономическому  базису (производственным отношениям). Базис определяет настройку, которая  включает в себя политические, культурно-просветительные, религиозные взгляды, организации и учреждения. Главным элементом настройки является государство.

  В конце 19 века возник  цивилизационный подход к пониманию  истории. Он был разработан  в трудах О. КОНТА, Г. СПЕНСЕРА, А. ТОЙНБИ, У. РОСТОУ. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга цивилизации, которые проходят в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

  Цивилизация - это социальная  и культурная общность людей и народов. Она включает в себя преобразованную человеком природу и средства этого преобразования. Во всемирной истории насчитывается 21 цивилизация. Некоторые из них уже не существуют. Например, Вавилонская, Древнеегипетская, Центральноамериканская, Византийская и др., а из существующих ныне выделяются Западная. Арабская, Славянская, Китайская, Дальневосточная и др.

  Цивилизационный подход к  пониманию истории имеет множество  достоинств. Он помогает понять  многовариантность истории. С  его помощью можно выделить различия между современными цивилизациями, например, отличить Китайскую цивилизацию от Западной и пр.

  Сторонники теории цивилизаций  выделяют следующие этапы истории:

  1) традиционное общество (докапиталистическое);

  2) эпоха перехода к индустриальному обществу (17 - 18 века);

  3) индустриальное общество (с  середины 19 века);

  4) постиндустриальное общество (с 60 годов 20 века).

  В традиционном обществе  преобладает примитивное сельское  хозяйство, отсутствует промышленность. Переходная эпоха - это период промышленных революций, развитие науки, появление основных отраслей индустрии. В индустриальном обществе происходит бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей индустрии на базе научно-технической революции, рост роли квалифицированного труда.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"