Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

Аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами, на основании чего делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Аналогия дает вероятностное знание.

Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на др. объекте – модели, аналоге того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом должно быть известное подобие – в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны –предметное (физическое) и знаковое, важная форма которого – математическое (компьютерное) моделирование.

Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит  рассмотрение объектов как систем:

1) выявление зависимости каждого  элемента от его места и  функций в системе с учетом  того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

2) анализ того, насколько поведение  системы обусловлено как особенностями  ее отдельных элементов, так  и свойствами ее структуры; 

3) исследование механизма взаимодействия  системы и среды; 

4) изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

5) обеспечение всестороннего многоаспектного  описания системы; 

6) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности. 

Среди философских методов наиболее древними являются диалектический и  метафизический. К их числу также относятся аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные мет оды

 

40. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В  ФИЛОСОФИИ ОБЩЕСТВА.

 

В зависимости от того, как, в частности, объясняется природа побудительных сил деятельности людей, истолковывается сущность и социальная направленность их деятельности и общественных отношений, из содержания которых складывается содержание общественной жизни и в целом исторического процесса. Если исходить из того, что мотивы и цели людей являются первоосновой их деятельности, ее конечной причиной, то получается идеалистическая трактовка общественного развития, в которой духовному началу отведена роль "демиурга" - творца общества и его культуры. Если же считать, что мотивы и цели деятельности людей определяются условиями их общественного бытия, то утверждается материалистический взгляд на развитие общества.

Видимо, как первый, так и второй подходы имеют право на существование. Это значит, что основная линия разграничения различных направлений и школ социальной философии лежит в плоскости материалистического и идеалистического подходов в истолковании движущих сил развития общества, всей человеческой истории.

Основополагающим вопросом социальной философии является вопрос о том, как взаимодействуют между собой сознание и бытие людей, т.е., с одной стороны, их цели, мотивы, экономические, политические, нравственные и другие установки, а с другой стороны, объективные обстоятельства их жизни и деятельности. Данный вопрос определяется самой сутью развития общества, которое осуществляется путем сознательной и целеполагающей практической деятельности людей. Центральным моментом при этом выступает взаимодействие объективных и субъективных обстоятельств их деятельности, материальных и духовных факторов.

Последовательный ответ на поставленный выше вопрос можно дать, лишь исходя из столь же последовательного идеалистического или материалистического истолкования развития общества. В первом случае конечной причиной всех изменений в обществе объявляется сознание людей или же мировой дух и т.д. Во втором случае такую причину находят в материальных условиях жизни людей, в их общественном бытии, которое истолковывается как объективная основа возникновения и развития сознания - общественного и индивидуального.

Как идеалистическое, так и материалистическое мировоззрение, равно как основанные на них методы исследования общественных явлений, сохраняют свое значение и  актуальность по сей день. Их придерживаются многие из существующих ныне течений и школ социально-философской мысли, дающих свое толкование происходящих в обществе процессов. Не исключено, что подобный плюрализм в области социальной философии может играть положительную роль, если он будет способствовать преодолению известной односторонности в исследовании явлений общественной жизни, более глубокому раскрытию взаимодействия материальных и духовных начал в историческом процессе. Этому в немалой степени может способствовать борьба идей и теорий материалистической и идеалистической социальной философии, если она будет развертываться в духе глубоких творческих дискуссий и конструктивных поисков истины.

 

41. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА В  ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

Метафизика (от греч.) - после физики. Термин “метафизика” ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н.э.). В истории философии термин “метафизика” часто употребляют ка к синоним философии. В философии марксизма - как синоним антидиалектики. Более точно определять метафизику как основные принципы философии, то есть наука о сверхчувственных принципах и началах бытия  это наука о бытии  онтология. В античности: Сначала отчетливое разделение метафизики, науки и теологии отсутствует. Философский метод не отличается от научного.  В античности метафизика - метафизика бытия. В Средние века: Метафизика - высшая форма рационального познания бытия, вопрос о сущем остается основным, но он формулируется как “Что есть Бог?”  подчинение метафизики сверхразумному знанию. Богопознание = метафизика - познание высших родов сущего. Трактовка проблем соотношения свободы и необходимости, природы общих понятий. Новое время: метафизика вышла из границ теологии  сначала - этап пантеистической натурфилософии Возрождения - объект исследования - природа. Метафизика испытывает значительное влияние естествознания. Метафизика становится наукой о гносеологии (превращение метафизики в теорию познания). Метафизика рационализма находится в тесной связи с традиционной онтологией. Метафизика эмпиризма (Бэкон) - против догматического введения в статус бытия различных понятий. XVII век - рационализм Декарта, Лейбница, Спинозы - выражения метафизики. XVIII век - кризис метафизики - в силу отъединения от метафизики ряда наук, критика со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма, Просвещения. Немецкая классическая философия: окончательное разрушение старой метафизики. Кант: критика догматической метафизики, но рассматривал ценность метафизики как науки, и считает метафизику завершением культуры человеческого разума. Задача - изменение метода метафизики и определение сферы ее приложения. Кант разделяет рассудок и разум  ошибка старой метафизики заключается в распространении деятельности рассудка за пределы возможного опыта. Метафизика возможна как систематическое знание, выведенное из чистого разума. Он же окончательно разрушает метафизику как онтологию и на первое место ставит вопрос познания  метафизика - гносеология и является чисто априорным знанием (в том смысле, в котором метафизика была раньше). Разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов. В метафизике нравов противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Размежевал метафизику и естествознание. Фихте и Шеллинг: пытаются построить положительную метафизику. Они связывают мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания  диалектика - неотъемлемое свойство истинного мышления. Гегель: создает систему, в которой истина - это поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент. Разум - носитель истинного познания, а диалектика - метод постижения противоречий и развития понятий. Рассудок - лишь необходимое, но не достаточное условие познания. Источник метафизики - рассудок  первый противопоставил диалектику и метафизику. Основной вопрос философии Гегеля - о логике  философия становится диалектической логикой.

Диалектический материализм Маркса и Энгельса: поддержал идущее от Гегеля противопоставление метафизики диалектике и жестко противопоставляет друг другу материю и сознание Вторая половина XIX века: отрицательное отношение к метафизике вообще и также к гегелевскому варианту.

 Антиметафизика:

· волюнтаризм Шопенгауэра (даже развивает философию жизни);

· религиозный иррационализм (Кьеркегор);

· материалистический антропологизм (Фейербах);

· позитивизм;

· неокантианство.

XX век: отстаивают позиции метафизики:

· неотомисты;

· реализм;

· феноменология;

· экзистенционализм;

· философия науки.

Например: неопозитивисты зачислили в метафизику и диалектику Гегеля, и Маркса, так как понимали метафизику как умозрительное конструирование, и ставят вопрос о природе научного познания. Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер) - в центре внимания - философия языка, критика метафизики как типа западно-европейской культуры, пытается вернуться к “истокам”, то есть к метафизике в доплатоновской форме. Экзистенциализм - обращение к проблеме философии.

 В конечном счете существуют 2 толкования содержания метафизики:

1) наивное - неудовлетворительный конкурент диалектики;

2) положительное - совокупность  основополагающих принципов философии. 

Диалектика: изначально - искусство  вести споры (впервые - у Сократа). Слово “диалектика” впервые применил Сократ. Платон понимал под диалектикой диалог как логические операции расчленения и связывания понятий посредством вопросов и ответов.

В современном значении (близко к  нему) впервые применил Гегель, хотя элементы диалектики были у многих философов.

Античность: наиболее ярко у Гераклита: мир, который находится в постоянном покое внутренне противоречив, мыслится в вечном становлении, движении, единстве противоположностей. Зенон Элейский: противоречивость понятия движения, Атомисты - Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций: появление любой вещи из атома - диалектический “скачок”. Софисты: отрицательная диалектика (противоречия в мыслях и поиск истины в спорах). Сократ: вопросно-ответная, разговорная теория диалектики. Платон: диалектика - расчленение понятий на четко обособленные роды, поиск истины в вопросах и ответах, знание относительного и истинного сущного можно достигнуть с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Диалектика категорий движения, покоя, различия, тождества, бытия, Бытие - активно самопротиворечивая координированная раздельность. Аристотель: диалектику развивал в направлении познания реально существующего космоса. Диалектика не просто абсолютное знание а и знание только возможного или вероятного. Стоики: углубление трактовки диалектики на основе тщательного анализа мыслительных и языковых категорий. Неоплатонизм: диалектически трактуется основная иерархия бытия: единое, его числовая раздельность, качественная наполненность первочисел (идеи), переход идей в становление (возникновение мировой души и космоса). Пантеизм - отождествление Бога и природы  Бог из творца превращается в принцип самодвижения всего сущего. Н. Кузанский: идеи диалектики в учении о вечности движения, в совпадении противоположностей, обо всем в каждом, о совпадении максимума и минимума и т.п.  Новое время Декарт: идея о неоднородности пространства.

Спиноза: диалектическое понимание  субстанции как причины самой  себя, диалектика необходимости и  свободы. Лейбниц: диалектика в понятии о монадах и в идее о единстве пространства и времени, непрерывности связи прошлого и будущего. Классическая немецкая философия Впервые появляется целостная концепция диалектики.

Кант: Диалектика - средство разоблачения иллюзий чистого разума, желающего  достигнуть цельного и абсолютного  знания. Диалектика обнаруживает неминуемые противоречия разума, который устремлен к постижению абсолютной цельности. Диалектика обнаружила в разуме необходимую противоречивость.

Гегель - вершина диалектики: диалектика охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. Диалектика содержит картину общих форм движения. Делит диалектику на 3 части (последовательные): бытие  сущность  понятие.

Развитие - переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое на основе выявления и разрушения противоречия. Развитие = саморазвитие абсолютного духа. Каждая из ступеней развития имеет свой принцип - переход, рефлексия, собственно развитие.

Моделью развития служила не объективная реальность, а отражающее ее мышление  порождение происходит лишь в лоне идеи (а не природы)  односторонний взгляд.

Появляется диалектический материализм, претендующий на синтез принципа материализма на основе научного обобщения общественной практики, данных общественных наук и естествознания.

Философия 2-ой половины XIX века - отказ  от диалектики.

XX век: в некоторых течениях - возрождение интереса к диалектике:

· неогегельянизм (Кортче и др.);

· экзистенциально-мистические версии диалектики (Ясперс и др.);

· экзистенциально-феноменологическая диалектика (Сартр) и др.

Россия: Диалектика “теокосмического единства” (Лосский, Франк) - от философии  всеединства Соловьева. Антиномическая диалектика Булгакова и Флоренского, экзистенциальная диалектика Бердяева, парадоксальная диалектика Шестова.

 Диалектика и метафизика  исторически борются. Основной  центр этой борьбы - интерпретация  принципов развития.

 

42. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВА КАК БОЛЬШОЙ  СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. СТРУКТУРА.

 

Со времени возникновения социологии как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания Л. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система - это упорядоченное  целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов  — индивидов, групп, организаций, институтов.

Эти элементы соединены между собой  устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе  социальная, может быть описана с  двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.

Отношения между элементами системы  поддерживаются сами собой, никем и  ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого

 

43. ЭЛЕМЕНТЫ И ИЕРАРХИЧЕСКИЕ  УРОВНИ ОБЩЕСТВА.

 

Структура общества и его иерархические  уровни

Структура общества

Поскольку общество - это система, то оно представляет собой совокупность элементов. Каковы же эти элементы?

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"