Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".
1. Мировоззрение:
понятие, структура,
Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и программы деятельности. Но мировоззрение основывается не только на философии, оно базируется и на привычном здравом, часто наивном рассуждении. Философское мировоззрение — это своего рода мера цивилизованности человека и общества. Известный мыслитель XX века А. Швейцер считал, что «для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». В составе мировоззрения выделяют такие качественно различные элементы, как знания и убеждения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология, характерная для доклассовых и раннеклассовых обществ. Она была не только повествованием о происхождении и судьбах мира, но и обоснованием и оправданием существующего образа жизни людей, регулятором их поведения.
В мифологии в единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхъестественное.
Религия - это такая форма мировоззрения, в которой мир в сознании человека раздваивается на посюсторонний (земной, реальный, естественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверхчувственный), причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Религиозное знание — это знание личностное, данное всегда в конкретном индивидуальном опыте, где единая истина открывается через её переживание, оказываясь тайной и откровением. Религия в большей мере обращается к эмоциональной стороне человеческого существования и основывается, прежде всего, на вере. Вне веры в реальность сверх естественных образов религия невозможна. Религиозная фантазия, следовательно, не только выдает свои творения за реальность, она предполагает и обязательное культовое поклонение этим творениям.
Философии знаменовало собой колоссальный переворот в стиле мышления. В отличие от иных форм мировоззренческого сознания философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Но критичность — не самоцель философии, не способ просто выделиться и заявить о себе, разрушить установленный порядок вещей, а исходный момент рефлексии, поиск внутри себя самой собственных ясных и точных оснований. Образно говоря, рефлексивность можно сравнить с изображением в зеркале, однако с той существенной разницей, что и фигурой, которая отражается, и самим зеркалом выступает человеческое сознание. Философия, таким образом, выступает как рационально-теоретическая форма мировоззрения.
2. Предмет философии, ее место и роль в культуре.
Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания (о котором мы уже частично говорили), и на самостоятельности предмета философии. Причем если специфика философского типа мышления практически ни у кого не вызывала сомнения (даже противники философии признают за ней свой тип мышления, который, впрочем, активно ими критикуется,— но это уже другой вопрос), то наличие у философии своего особого предмета познания оспаривалось и до сих пор оспаривается многими исследователями, особенно теми, кто абсолютизирует значение конкретно-научного знания.
Философия, таким образом.— это не просто особая научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода «философичный» эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это «философическое» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи. о смысле и цели человеческой истории.
Процесс философского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании его места в потоке бытия, смысле жизни, исторического предназначения, личной свободы и сути окружающего.
У философии же свое предназначение; ее изучение доставляет не только интеллектуальное, но и эстетическое и нравственное наслаждение, а главное — это относится, разумеется, к передовой, гуманистической философии — воспитывает чувство гражданственности.
3. Структура и функции философского знания.
Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы следующие основные разделы:
• онтология - философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;
• гносеология - философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;
• эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;
• философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;
• аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;
• праксиология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;
• социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.
Данные разделы философского знания - при всей их автономности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.
Статус и роль философии в современном обществе и его культуре конкретизируется в следующих основных функциях:
• мировоззренческой - задает интегральный образ мира, формирует предельные основания теоретического мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества;
• методологической - выступает всеобщим методом мышления, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теоретической деятельности, предлагает научному познанию и социальной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегрирует новое знание в духовную культуру;
• оценочно-критической - подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оценивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.
4. Проблема метода
в философии. Метафизика и
В истории философии сложились два различных метода познания — диалектический и метафизический. Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость, то такой подход называется диалектическим. Диалектика объективно присуща природе и обществу, а диалектическая теория лишь более или менее точно их отражает.
В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Современные метафизики признают движение, развитие, но дают ему свое толкование. Отрицая диалектический характер развития и внутреннюю противоречивость вещей, они усматривают источник движения в их внешних отношениях. На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:
На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:
1. Проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир. Возникнув как наука о всеобщем, философия лишь постепенно выявила свой собственный предмет, осознала его особенности и связь с предметом исследования конкретных наук. Предметом философии являются наиболее общие законы бытия и развивающиеся на их основе практическая и познавательная деятельность людей
2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира.
3. Проблема развития мира. Это проблема формирования методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии.
4. Проблема человека. Это изучение человека как мироздания в целом. Формирование человека — это вечная nonfinite (незавершенность, незаконченность).
5. Проблема познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера. Философия, осуществляя свою познавательную функцию. Всегда предлагает человечеству некоторые возможные варианты его жизненного мира и выступает в двух ипостасях:
- как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;
- как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
5. Ортодоксальные и
Все философские школы Индии разделились на ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (т. е. не признающие авторитет Вед).
В Древней Индии первым памятником такого рода были Веды, т. е. знания, состоящие из различного рода гимнов, молитв, заклинаний, жертвенных обрядов, восхваляющих могущество, силу и всевластие богов. Ведическая литература делится на четыре группы:
1. Самхиты (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарведа);
2. Брахманы («толкование вещей сути» и сборники ритуальных процедур);
3. Араньяки (тексты для лесных отшельников, предающихся в тиши шалашей философским рассуждениям об истине);
4. Упанишады («сокровенное
Завершение ведической литературы образуют Упанишады (буквально - «сидеть около учителя»). В период распада родоплеменных отношений в первобытном обществе функции обучения и воспитания детей от родителей и общин передаются учителям. Различные знания, умения, навыки по воспитанию и обучению детей находят отражение в учении Упанишад.
6. Древнекитайская философия:
конфуцианство, диосизм, их
Социально-политический строй древнего
Китая, как уже отмечалось выше,
характеризуется не сословно-кастовой,
а административно-
Основные черты
Учение о «дао», или «пути» (вещей), возникло в Китае в V1-V вв. до н. э. Основоположником даосизма считается Лао-Цзы - древнекитайский философ, призывающий следовать природе, жить естественной жизнью. Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути - «дао». В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность. «Как ни расцветай, придется вернуться к своему пределу», — говорил древнекитайский мудрец Лао-Цзы. Скорость переходит в торможение и покой; красота, достигнув своего предельного совершенства, неотвратимо превращается в уродство, зло способно перетекать в добро, а в добре «прорастают» семена зла. Человек должен следовать естественности вещей, отказываться от мудрствования. Соблюдение естественных законов (дао) позволяет человеку «сохранить свою природу в целостности».
Существенным направлением древнекитайской философии является конфуцианство. Основоположник конфуцианства — Конфуций (551—479 до н. э.), взгляды которого были изложены его последователями в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» (человеколюбие), представляющая собой систему идей «чжун» («преданность государю»), «и» («верность долгу»), «сяо» («сыновняя почтительность»), «куань» («великодушие»), «ди» («уважение к старшим») и др. Согласно Конфуцию, судьба человека определяется «небом», и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий -вышестоящему. Стержневая идея была связана с ответом на вопрос: «Как лучше управлять людьми: с помощью насилия или на основе добродетели?». Конфуций был ревностным сторонником «мягкого» управления с опорой на мораль и правила поведения, поэтому его школа носила отчетливо выраженный социально-этический характер. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые бы способствовали сохранению целостности и стабильности государств. Она стала мировоззренческой основой средневекового Китая, адаптировав также идеи даосизма, легизма, моизма – философских учений Древнего Китая.