Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".
Экзистенциально-
Для рационалистической (классический рационализм от Платона до Гегеля) стратегии сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания, что позволяет ему постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия.
Социологизаторской модели (марксизм, структурализм, символический интеракшюнизм) человек выступает продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции.
36. Философская антропология 20 века (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер).
Антропология – наука о человеке, его становлении, развитии и будущем.
Человек - наиболее уникальное и одновременно универсальное существо, что предопределяет «вечность» его проблемы в динамике культуры и философии и сложность его однозначного определения. Проблематичность последнего состоит, с одной стороны, в неизбежной пристрастности взгляда на самого себя. В этом плане философия человека - это всегда вариант философского само-познания М.Бубер). С другой стороны, его полное определение возможно лишь через описание мира человеческого бытия, однако при этом оказывается, что «человек - это в известном смысле все» (М.Щелер).
Стратегия интерпретации человека
в философии – натуралистическа
37. Современная
концепция антропогенеза:
Антропогенез процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. Поскольку возникновение физического типа человека происходило одновременно с образованием общества как надприродной системы связей между индивидами, проблема антропогенеза в философии и науке интерпретируется одновременно и как проблема антропосоциогенеза и антропокультурогенеза.
Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие».
Трудовая (Л. Морган, Фр. Энгельс, А. Гелен) утверждает, что именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде. Труд, как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда, становится сущностной характеристикой человека. Труд одновременно выступает как источник человеческой социальности и культуры, где отношения труда и собственности лежали в основании первых норм человеческой нравственности, первых моделей права и закона, новых неприродных форм солидарности.
Игровая концепция (Й. Хейзинга) связывает возникновение человека с развитием игры. Игра- это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. В этом контексте игра у Хейзинги противостоит сфере труда, подчиненной требованиям практической целесообразности.
38. Проблема познаваемости
мира и варианты ее
Проблема познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся человеческие знания, имеющие всегда субъективно-ограниченную природу, с объективным порядком вещей. В решении этой проблемы выделяют три основные гносеологические стратегии: познавательный оптимизм, агностицизм, скептицизм.
• Познавательный оптимизм уверен в том, что мир познаваем. Он характерен для преимущественного большинства философских концепций от Платона и Аристотеля до Маркса, что связано с исходными установками философии на поиск истины и верой в то, что истина есть.
• Агностицизм говорит о принципиальной непознаваемости мира. Не отрицая истину как таковую, агностики ограничивают ее сферой человеческой субъективности, за пределы которой познание не может выйти, а следовательно, не может судить об объективном положении дел.
•Скептицизм высказывает сомнение в познаваемости мира, при этом последовательно проведенный скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утверждение о его непознаваемости. Кредо античного скептицизма состояло в «воздержании от суждения», поскольку любому аргументу можно противопоставить контраргумент, а человеческие знания всегда относительны и зависимы от особенностей вкусов, традиций, авторитетов и т. п.
39. Познание как деятельность: проблема субъекта и объекта познания.
Субъект-объектное отношение выступает в качестве базовой структуры познавательной деятельности. В гносеологии субъект -это человек как носитель познавательных способностей, разума; объект - фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Принято различать объект и предмет познания, где предмет - понятие более узкое и фиксирует конкретную область реальности или проблему, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
В рамках классической гносеологии оформляются два основных подхода к решению этой проблемы: объектно-натуралистический и субъектно-рефлексивный.
• Объектно-натуралистический подход отталкивается от объекта как источника и основания познавательной деятельности. Объективная реальность воздействует на наши органы чувств, при этом познание, если оно не искажено заблуждениями и предрассудками, выступает как зеркальное отражение действительности.
• Субъектно-рефлексивный подход акцентирует творческий статус субъекта, разум которого выступает в качестве наиболее достоверного и безусловного начала познания. Универсальные научные законы (например, математические) не могут быть выведены из ситуативности опыта. Знание общего предшествует индивидуально-конкретному чувственному опыту и организует его.
40. Структура познавательного процесса: чувственное и рациональное познание. Роль интуиции в познавательном процессе. Познание и творчество.
Структура познавательного процесса определяет систему уровней и элементов сознания, посредством которых осуществляется познавательная деятельность субъекта.
В структуре познавательного
Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; в) фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характеристик объекта в форме чувственных образов.
Рациональное познание отличается: а) постижением сущностных (ноуменальных) свойств и законов действительности, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне не индивидуального, а общественного сознания; в) опосре-дованностью языком и культурной традицией.
Элементами рационального
• Понятие - форма мышления, в
которой фиксируются общие
• Суждение - форма мышления, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается. Языковыми формами выражения суждения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания.
• Умозаключение - форма мышления, в которой на основе нескольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволяют нам получать знания без непосредственного обращения к опыту.
Важную роль в процессе познания играет интуиция. Интуиция - это механизм получения непосредственного знания об объекте, достигаемого путем его моментального схватывания без логических цепочек и доказательств. Интуиция позволяет соединить элементы старого знания в новое качество, одновременно придавая новые характеристики уже познанному.
41. Проблема истины в философии и науке.
Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности, характеризуя природу знаний как достоверной информации о действительности. Проблема определения истины и ее критериев имеет для форм теоретического познания (философии и науки).
Классическое определение истины восходит еще к Аристотелю, для которого истина - это соответствие (корреспонденция) знаний действительности. Возможность такого соответствия обеспечивалась следующими аргументами: а) существует объективный мир. не зависящий от психологических установок субъекта; б) есть однозначное соответствие между предметом и его образом (сознание - это отражение объективных явлений); в) заблуждения и предрассудки преодолеваются посредством согласования мышления с опытом.
В неклассической философии, с одной стороны, были предприняты попытки трансформации теории корреспонденции к новой интеллектуальной ситуации (марксистская концепция и семантическое определение истины А. Тарского), с другой стороны – оформляются новые неклассическис концепции (когерентная, конвенционалистская, прагматическая, феноменологическая).
• Марксистская концепция говорит об объективном содержании наших знаний, которые одновременно субъективны по форме. Следовательно, истина исторически конкретна, но в каждой относительной истине есть элемент абсолютной.
•Семантическое определение
• Конвенционалистская (от лат. соглашение) концепция (А. Пуанкаре, Т. Кун, П. Фейерабенд и др.) рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, отдающих предпочтение одной гипотезе в ущерб другой.
• Прагматическая концепция (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи и др.) переводит проблему истины из компетенции науки в сферу обыденно-практического мышления. Истина здесь - все то знание (даже заведомо ложное), которое, придавая уверенность, обеспечивает успех и практическую эффективность человеческих действий.
• Феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) также индивидуализирует истину, говоря о ней как о факте сознания, всегда конкретно-личностно конституирующего истинный смысл того или иного явления. Истина здесь связана не столько со знанием, сколько с пониманием, в контексте которого интегрируются когнитивные, аксиологические и проективно-творческие характеристики человеческого опыта.