Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".
Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью — самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью - самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития.
16. Классика и
постклассика: две эпохи в развитии
западноевропейской философии,
В развитии современной философии можно выделить три этапа:
1) неоклассический (сер. XIX - нач. XX вв.), характеризуется попытками трансформации классических систем или их отдельных положений в соответствии с новыми потребностями времени (неогегельянство, неокантианство, марксизм, позитивизм);
2) неклассический (от к. XIX - нач.
XX вв. до 70-х гг.), формируются 3 основные
исследовательские программы: аналитическая,
социально-критическая, экзистенциально-
3) постнеклассический (70-е гг. XX - нач. XXI в.), связан с синкретичным соединением неклассических программ и критическим переосмыслением сложившейся философской и общекультурной ситуации.
В отличие от классики (в узком смысле под ней понимают новоевропейский рационализм от Декарта до Гегеля, в широком - восходящую к Пармениду и Платону философскую традицию, ориентированную на разум как основание миропорядка и инструмент его познания), неклассическая философия не имеет единого мировоззренческого центра, придающего философии типологическицелостный образ. Пожалуй, единственное, что объединяет различные современные течения мысли - это их критическое отношение к идеалам классики. Специфика классического и неклассического типов рациональности представлена в таблице (см. табл. 4).
Таблица 4
Классика |
Неклассика | |
Онтология |
• объективизм (акцент на познании объективной природной действительности); • принцип тождества бытия и мышления («все действительное разумно, все разумное действительно); • детерминизм (утверждение о необходимых причинно-следственных |
• субъективизм (познавательный интерес переносится на сферы человеческой субъективности: общество, человека, науку, культуру); • действительность иррациональна и абсурдна, разум и смысл вносятся в нее самим человеком; • индетерминизм (приоритет вероятностных, случайных связей) |
Гносеология |
• идеал объективности знания (знание производно от объекта, где субъект - лишь нейтральный наблюдатель того, что есть в действительности); • интенция на поиск абсолютной истины; • созерцательность философского знания; • наукообразность и системность как эталоны построения философии |
• обоснование творческой активности субъекта по отношению к объекту познания; • релятивизм (истина относительна); • практическая ориентация философии; • многожанровость философского творчества |
Антропология |
• растворение антропологической проблематики в онтологии или гносеологии; • человек как «разумное животное», где именно разум определяет его сущность |
• «антропологический поворот», центрировавший мир и философию на человеке; • рассмотрение человека в целостности его опыта существования (чувственно-телесного, индивидуально-творческого, социокультурного), критика разума |
Социальная философия |
• редукция социальных законов к природным; • прогресс как смысл истории; • универсализация исторических законов и европоцентризм |
• обоснование качественного своеобразия соцнальной реальности; • критика идеи прогресса; • акцент на множественности типов исторического развития |
17. Становление
иррационалистической традиции
в неклассической философии (С.
Первая теоретическая
С. Кьеркегор противопоставил гегелевской идее бытия понятие экзистенции как конкретного человеческого существования, всегда ускользающего от абстрактного вердикта рассудка. В феномене экзистенции кристаллизуется уникальный внутренний опыт личности, ее искания, страдания, страхи, свобода. Характеризуясь временностью, процессуальностью, экзистенция непостижима для унифицирующего научного метода, однако только в ней следует искать основания и возможности человеческой истины. Путь к ней - это путь к Богу, обретение которого дарует человеку ощущение подлинности своего бытия.
А. Шопенгауэр стал основателем такого течения, как «философия жизни» (ее представители также Фр. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер и др.). Жизнь здесь понимается как исходная природная реальность, наделенная собственными формами активности и самоорганизации и противостоящая внешним искусственным схемам логики и разума. В качестве субстанциального принципа жизни, согласно Шопенгауэру, выступает воля, понимаемая как бессознательный слепой порыв, стремление к жизни, признающее лишь один закон - собственное желание.
Фр. Ницше представил наиболее альтернативную классике концепцию иррационализма как по содержанию (критическая переоценка всех культурных ценностей и идеалов), так и по форме (отказ от системности и наукообразности, эссеистичный стиль письма). Шопенгауэровскую идею «воли к жизни» он конкретизирует как «волю к власти», понимая под последней стремление к самоосуществлению в рамках определенного жизненного пространства. Закон жизни - это «вечное возвращение» (становление, в котором воля всякий раз преодолевает себя, чтобы потом снова к себе вернуться). Основной иерархический принцип деления жизни - те, кто подчиняются, и те, кто повелевает.
18. Сущность и
исторические судьбы
Философия марксизма возникла в 40-х гг. XIX в., ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие целостную систему философских и экономических взглядов.
Марксизм рассматривает
Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию состоит в том, что они:
1. разработали материалистическую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении;
2. открыли материалистическое понимание истории, согласно которому экономические отношения составляют базис всех иных общественных отношений (в этом проявилась определенная абсолютизация роли экономики в обществе).
3. объяснили закономерности исторического процесса, что нашло отражение в формационном подходе к развитию человечества. К. Маркс выделил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности: античную, феодальную и буржуазную, представляющие собой этапы прогресса экономической общественной формации.
4. предложили понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, где господствуют производственные отношения, которые включают в себя: 1) отношения людей к средствам производства (формы собственности); 2) отношения обмена продуктами производства; 3) отношения распределения произведенных продуктов.
19. Основные темы русской философии 19 начало 20 века.
Ф. М. Достоевский (1821 — 1881) рассмотрел большое количество философских проблем общемирового уровня. Его философия основана на почвенничестве, т. е. связью с глубинной народной сущностью. Философия Достоевского основывается на любви и ценности к каждому человеку. Основа такой позиции — христианская религиозная точка зрения.
Первая и самая важная проблема — это человек. «Нет ничего значительнее и страшнее человека». Человек внутренне двусмысленен и противоречив, антиномичен: красота и безобразие, добро и зло, свобода и рабство и т. д. Человеческая жизнь есть бытие, где борются дьявол с богом.
Главное в человеке - способность к любви. Она является источником веры, а вера и любовь составляют смысл жизни.
Вл. Соловьев (1853—1900), построил своеобразную систему «цельного знания» как синтеза науки и религии, призванного обосновать концепцию «богочеловеческого всеединства» и всемирной теократической формы монархической власти во главе с русским царем.
Центральным в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир — как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает так называемая мировая душа, или София, мудрость божья).
Н. А. Бердяев (1874—1948) - один из основателей экзистенциализма и персонализма. Философия Н. Бердяева — антропоцентрична. Проблемы духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений.
Религиозная философия Бердяева связана с его социальными концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы. Поэтому в своих произведениях Бердяев много внимания уделяет рассмотрению места личности в обществе и теоретическому анализу всего того, что связано с личностью. Для Бердяева личность не является частью общества, наоборот, общество — часть личности. Личность — это такой творческий акт, в котором целое предшествует частям.
20. Философская мысль Беларуси.
Понятие «белорусская философия» в
определенной мере отражает не столько
национальную, сколько географически-
Содержательная эволюция философской мысли Беларуси связана со следующими этапами:
Первый этап - предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич. Кирилл Туровский. Ефросиния Полоцкая, т.к. они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению и «книжному почитанию» (К. Туровский), что должно было обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья.
Второй этап - гуманистическое и реформационное движение (XVI'- первая половина XVII вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, Л. Волан, М. Тиш-кевич, М. Чаховиц, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Ф. Скорина трансформирует ее в идею общего блага, которое, по его мнению, достижимо в обществе с помощью закона и права Реформационное движение, направленное на пересмотр основных догматов католицизма, было связано, в частности, с концепцией антитринитаризма (неприятие догмата о трех ипостасях Бога).
Третий этап - доминирование схоластической философии (конец XVII-первая половина XVIII вв.) - связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой и, в первую очередь, в области образования (Виленская иезуитская академия, коллегиумы в ряде городов белорусских земель). Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике.
Четвертый этап - господство идеи Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина XVIII-первая половина XIXвв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической философии с ее принципом суверенности разума, благодаря которому можно не только познать, но и преобразовать мир (природный и социальный). Образование и воспитание - основной механизм формирования свободного человека и установления справедливого общества.
Пятый этап - национально-демократические идеи в бел орус-ской общественной мысли (вторая половина XIX - начало XXвв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой интеллигенции (Ф. Бо-гушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.).
Шестой этап - доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80-е гг. XX в.), в рамках которой проводились исследования в области:
истории философии (Г. Александров, И. Лушицкий. А. Бирало. А. Майхрович, С. Подокшин и др.):
- философии и методологии науки (В. Ивановский, В. Степин и др.);
-теории диалектики (Д. Широканов, Ю. Харин и др.);
- социальной философии (Е.
- философии культуры (Н. Крюковский и др.).
21. Позитивизм и его исторические формы.
Позитивизм — философское направление, основанное на принципе, что подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука — сама себе философия.
Создателем позитивизма явился французский мыслитель Опост Конт, который и провозгласил разрыв позитивной науки с философией и ее метафизической традицией. Пережитками метафизики являются все стремления и претензии на раскрытие причин и сущностей вещей.