Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".
49. Понятие культуры.
Основные концепции в
Философия культуры - это философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры как специфического феномена, изучением ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования.
Современные
стратегии философии культуры достаточно
условно
можно развести в соответствии с выделенными
акцентами либо на универсальных интегральных
основаниях культуры (аксиалогическая, семиотическая,
психоаналитическая), либо на творческой
индивидуальности и множественности (деятельностная,
игровая, экзистенциально-диалогическая)
Аксиологическая стратегия (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Р. Г. Лотце, М. Шелер и др.) рассматривает культуру как систему общезначимых ценностей. Они составляют свободную от дополнительных обоснований сферу целей человеческой деятельности (ценность - это то, к чему стремятся ради нее самой), определяя тем самым регулятивные правила (нормы) поведения личности.
Семиотическая стратегия (Р. Барт, К. Леви-Стросс, У. Эко, М. Фуко, Ю. М. Лотман и др.) понимает культуру как систему знаков. Наиболее универсальная знаковая система- это язык (для характеристики культуры используются также концепты текста, дискурса, письма). Проводя аналогию между принципами организации языка и культуры, данная стратегия рассматривает последнюю как сферу функционирования и циркуляции знаков в соответствии с определенными правилами.
Деятельностная стратегия (марксизм) определяет культуру как продукт человеческой деятельности, способ ее организации и развития. Ключевым культурообразующим фактором является именно предметно-практическая деятельность, в результате которой создается «вторая природа», определяющая особенности собственно человеческой среды обитания.
Игровая стратегия (Й. Хейзинга, Э. Финк, Х.-Г. Гадамер, Г. Дебор и др.) связывает истоки и законы функционирования культуры с игрой как формой свободной творческой активности. Акцентируя внимание на феноменах духовной культуры, данная стратегия указывает на их самодостаточность и избыточность по отношению к материальным интересам и практической целесообразности, что позволяет говорить об их игровом характере (цель игры - в самой игре). Притягательность игры - в даруемой ею возможности человеку осуществить и пережить новый опыт, значительно расширяющий его собственный.
50. Понятие цивилизации. Типы цивилизации. Глобальные проблемы современности.
Понятие техногенной цивилизации, как правило, отождествляется с понятием западной цивилизации, исходя из региона ее возникновения. Типа социального развития и особого типа цивилизации, согласно В. С. Степину, существенными признаками которой являются:
- приоритет науки, техники и технологий;
- ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества;
- культивируется идеал деятельностно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир;
-установка на отношение господства/ подчинения к миру природы или миру людей;
- прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представление о необратимости времени, которое течет от прошлого к будущему;
-увеличение темпов социальных изменений за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей и др.
Под глобальными проблемами понимают такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование.
Для глобальных проблем характерно:
- наличие планетарного характера;
- угроза деградации и гибели всего человечества;
- необходимость коллективной солидарности государств и общественных движений людей для их разрешения:
- потребность в быстром
реагировании и эффективном
Глобальные проблемы классифицируют по сферам их проявления (см. таблицу).
Взаимодействие общества и природы |
Взаимодействие между социальными общностями |
Взаимодействие человека и общества |
Экологические проблемы (охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, поддержание устойчивого развития биосферы, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности, освоение космоса и мирового океана и др.) |
Социально-политические (проблема войны и мира и механизмов ограничения военных ресурсов). Социально-экономические (проблемы экономического отставания, преодоления нищеты, ликвидации бездомности, улучшения качества жизни и др.) |
Демографические (проблема роста народонаселения). Медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни, инфекционных заболеваний). Социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия) |
51. Мораль, искусство
и религия как формы
Контркультура - наиболее радикальное проявление маргинальной субкультуры, находящейся в открытом конфликте с официальной культурой и претендующей на ее замену в качестве нового культурного канона. Термин возникает в 60-е гг. XX в. применительно к альтернативным тенденциям молодежной культуры этого времени. На сегодняшний день понятие контркультуры проецируется на различные ситуации культурных инноваций, фиксирующих ситуацию культурного кризиса и претендующих на построение нового культурного пространства.
К основным формам культуры принято относить: мораль, право, политику, религию, мифологию, искусство, философию и науку.
Многообразие форм, типов, уровней культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, характеризующееся возможностями перехода культурных образцов и текстов из одного континуума в другой (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т. п.). Диалог, однако, не отменяет, но лишь подчеркивает уникальность каждого отдельного феномена культуры, индивидуальная самобытность которого одновременно определяет его взаимосвязь с культурным пространством в целом.
52. Техника как
объект социально-философского
Техника (от греч. искусство, мастерство, умение) понималась здесь как искусство делания вещей и как рукотворная реальность, продолжающая и копирующая природный мир (фюсис). Фактически, она рассматривалась как магическая деятельность по выведению готовых природных форм из скрытого состояния к их явленности и доступности человеку.
Возникновение философии техники происходит во второй половине XIX в. В качестве «пионеров» этой дисциплины выступили «философствующие инженеры» своего времени (Э. Гартиг, И. Бекманн, Ф. Рело, Э. Капп, П. К. Энгельмейер и др.).
Проблемное поле философии техники определяется комплексам вопросов:
В чем сущность техники?
Каков ее статус в системе человеческой деятельности и культуры?
Что такое технический прогресс, каковы его этапы и перспективы?
Таит ли техника в себе угрозу .тля существования природы и человека?
Можно ли управлять развитием техники?
В чем специфика технических наук и рациональности?
Техника - исторически развивающаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков), созданных человеком для преобразования- природы с целью удовлетворения своих потребностей. Базовыми ее характеристиками выступают искусственность (сфера рукотворных артефактов) и инструментальность (средство, инструмент, предназначенный для достижения тех или иных целей).
Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой, являясь, с одной стороны, трансформацией природного материала, с другой - продолжением работающих органов человека. Соответственно, к объяснению сущности техники идут либо от природы (техника как реализация скрытых природных форм и интенций, их рационализация), либо от человека (органопроективная концепция, т. е. техника как проекция человеческих органов).