Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".
42. Понятие практики. Роль практики в познании.
Практика — это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Практика носит осознанный, целенаправленный характер. В сознательных действиях человека отчетливо выражена их устремленность к достижению конечного результата. Способность ставить цели и намечать определенные планы отличает деятельность человека от поведения животного. Человек не только изменяет то, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель. Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей.
Чтобы жить, люди должны иметь средства к существованию, а чтобы иметь их, они должны трудиться. Жизнь общества невозможна без труда. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с веществом природы, используя ее законы, люди изготовляют такие вещи, которых нет в природе.
Общественная практика играет роль основы и движущей силы познания и в том смысле, что она указывает на явления, изучение которых имеет особенно важное значение для общества: изменяя в процессе труда предметы действительности, человек выявляет в них новые, ранее неизвестные ему свойства и делает их предметом изучения.
43. Специфика
научного познания. Наука в системе
социальных ценностей. Этика
Теория познания - философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможности и условия достоверности. В античности она кристаллизуется в оппозиции знания (эпистемы) и мнения (доксы), где знание мудреца как теоретически-универсальное и логически непротиворечивое противопоставляется пристрастному и изменчивому мнению толпы.
Познание - это творческая деятельность человека и человечества в целом, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
По направленности познавательного интереса познание может быть ориентировано:
• на решение конкретных жизненных ситуаций (свою максимальную кристаллизацию оно находит в обыденном познании);
• на понимание устойчивых сущностных связей и характеристик мира, лежащих за границами наличной житейской практики (теоретическое познание, религиозное, мифологическое);
• на собственный духовный опыт (самопознание). Соответственно, познание реализует себя в самых различных формах, отличающихся своим функциональным предназначением в культуре, спецификой языка и используемых средств, характером получаемого знания. В качестве основных форм познания выделяют: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное познание.
44. Формы и методы научного познания.
Под методом понимается система правил и приемов теоретической и практической деятельности, разработанных на основе закономерных связей действительности.
Учение о методе называется методологией. Первейшая задача методологии состоит в том, чтобы упорядочить множество методов. С точки зрения границ применимости методов их можно разделить на три группы: 1) всеобщий метод, применимый во всех областях познания и рассматривающий процесс познания в его целостности и развитии; 2) общие (общенаучные) методы, в принципе применимые во всех областях науки, но лишь на отдельных этапах исследования (анализ, синтез, индукция дедукция, эксперимент, моделирование и др.); 3) частные (специальные) методы, применяемые только в отдельных областях знания для выполнения определенных познавательных операций, которые по сути представляют собой разновидность анализа, эксперимента и т. д., а также дополняющие их методы обработки вещественного и мыслительного материала на основе соответствующих частнонаучных теорий.
При изучении изменяющихся, развивающихся явлений применяют два взаимосвязанных метода – исторический и логический. Исторический метод – воспроизведение объекта в познании таким образом, каким он реально Формировался во времени. Логический метод направлен на рассмотрение высшей стадии развития, при этом наиболее существенное выступает более отчетливо, чем в начале развития.
Научное познание осуществляется с помощью множества взаимосвязанных форм познания, в которых знание определенным образом организовано с тем, чтобы служить ориентиром дальнейшего познания. Исходной структурной единицей организации научного знания выступает факт. Это фрагмент бытия, включенный в систему научного знания. Два основных требования предъявляются к фактам: 1) это есть действительное событие; 2) факт надлежащим образом удостоверен, зафиксирован исследователем. Добывание, а также, в известной мере, обработка фактов, производится на эмпирическом уровне познания.
Все остальные формы научного познания можно представить как формы организаций фактического материала. К ним в первую очередь относится проблема. Проблему определяют как сложный вопрос или группу вопросов, сложную задачу. Ее определяют также как знание о незнании. Каждая проблема заключает в себе противоречие между известным и неизвестным, между различными концепциями и т. д.
45. Понятие социальной
философии. Специфика
Предметом изучения социальной философии является общество как целостная система. Ее специфика задана ориентацией на выявление сущности человеческого общества, его качественного своеобразия, целей, идеалов, механизмов социогенеза, динамики и смысла истории.
Общество определяют как:
выделенную из природы и взаимодействующую с ней реальность;
систему человеческой деятельности, ее условий и результатов;
систему взаимодействий между людьми;
систему социальной коммуникации между людьми на основе культурных ценностей;
определенный этап человеческой истории или конкретного общества (например, современное белорусское общество) и др.
Структуру общества образуют следующие элементы: социальные индивиды, социальные группы, социальные общности, социальные институты.
Социальная философия рассматривает общество в качестве сверхсложной системы, в которой - наряду с объективными - всегда присутствуют субъективные факторы, поскольку главным действующим лицом, актором социальной деятельности, организующим социальную реальность, является сам человек. Он привносит в социальную реальность индивидуально-значимые и общечеловеческие смыслы и значения, которые обеспечивают необходимую коммуникацию между людьми, создает культуру и осуществляет выбор вариантов развития общества. Такой статус социального субъекта порождает у него иллюзию, что он знает свой объект исследования изнутри, будучи включенным в его структуры, и способен управлять им и контролировать законы его функционирования.
46. Общество как
развивающаяся система.
В социальной философии XX в. получили прописку и другие системные тенденции общества, основание которых в значительной степени составляют материализм («индустриальное общество», «постиндустриальное», «информационное»).
Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно - технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества.
Информационное общество предстает как интегральное понятие, охватывающее все стороны функционирования социальной системы. Таким образом, в контексте имеющихся тенденций мирового общественного развития информационное общество можно определить как такое общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обуславливает качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных изменений.
Дальнейшее развитие исторического процесса ведет к тому, что представление об общем, повторяющемся становится глубже, всестороннее, нагляднее.
Общество — это органически целостная система, обладающая материальной основой и развивающаяся в результате взаимодействия объективных и субъективных факторов.
47. Понятие социальной структуры и ее типы (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая).
Социальная структура общества представляет собой:
1. совокупность относительно устойчивых общностей людей:
2. исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности;
3. систему связей и взаимодействий между социальными группами.
Качественные характеристики основных социальных структур общества:
- Этническая структура общества: основными элементами ее исторического развития выступают род, племя, народность и нация. Род и племя (союз родов) обладают практически идентичными признаками, такими, как: кровнородственные отношения, общность происхождения, поселения, языка, обычаев и верований. Отличает их наличие имени: у членов рода общее имя, а у членов племени - имена собственные. Развитие общества приводит к замене кровнородственных отношений социально-территориальными и к появлению народности, характеризующейся общими языкам, территорией, верованиями, культурой, генезисам экономических отношений.
- Демографическая структура общества: ее базовым элементом является народонаселение, которое обладает способностью самовоспроизводства и проживает на той или иной территории (области, страны, региона, континента, планеты). Выделяют следующие демографические показатели: численность насечения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность и др.
- Социально-классовая структура общества разрабатывается
в марксистской философии и представляет
собой совокупность классов, слоев и групп,
которые различаются своим социально-экономическим
положением. Под классам понимаются большие
группы людей, различающиеся: 1) местам
в исторически определенной системе общественного производства;
2) отношением к средствам производства
(главный признак); 3) ролью в общественной организации труда; 4) способами получения
и размерами доходов.
48. Возникновение
и развитие философии истории.
Проблема направленности и
Философия истории как раздел социальной философии ориентирована на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин «философия истории» был введен Вольтером, с эпохой Просвещения. Причинами выделения философии истории в особую область знания стали учения просветителей о прогрессе как смысле истории, при этом последний начинает пониматься не в проекций христианского провиденциализма, подчинявшего исторический процесс Божественной воле (провидению), но как развитие об-ва, осуществляемое самими людьми.
Проблемы: а) процесса как
смысла истории; б) общечеловеческого
единства исторического процесса; в)
научной объективности