Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамент по философии.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Первая «классическая» форма позитивизма была* представлена именами О. Конта, Дж. Милля, Г. Спенсера. Они доказывали, что классические философские проблемы, связанные с познанием сущности вещей, с неизбежностью ведут к агностицизму, либо к разным философским спекуляциям. Вопросы абстрактных сущностей — это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами. И изучать эти конкретные предметы можно лишь конкретными методами. Выход за пределы этой конкретной реальности с неизбежностью приводит к тому, что сущее подменяется должным. А там, где рассмотрение предмета осуществляется под углом зрения должного, нет места науке. Там господствует идеология.

В соответствии с этим все человеческое знание делится на позитивное, связанное  с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и  на идеологическое, ориентированное на способы установления должного (порядка, норм, ценностей, идеалов, правил поведения и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Основные понятия  и проблемы современной герменевтики.

В собственно теоретико-познавательном смысле под герменевтикой имеется в виду истолкование, понимание текстов2. Этот термин стал употребляться в философском смысле в раннем немецком романтизме. Герменевтика с самого начала была связана с идеями интерпретации и понимания. Представители современной философской герменевтики (Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, М. Ландман) видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ толкования определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. Усматривая основную проблему философии в проблеме языка, они отвергают объективное научное познание, безгранично доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощенным в речи, прежде всего письменной.

Знаменитый деятель эпохи немецкого  романтизма Ф. Шлейермахер (1768—1834) осмыслил герменевтику прежде всего как искусство понимания чужой индивидуальности — ≪другого≫. Предметам герменевтики выступает аспект выражения, ибо именно оно есть воплощение индивидуальности в ее проявлении.

Многое заимствуя у Дильтея  и Хайдеггера, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив  проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, трактуемыйкак область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Философия  экзистенциализма.

Экзистенциализм - „философия существования"- в середине XX в. был одним из самых модных философских течений. Его наиболее крупные представители - М. Хайдеггер, К. Яс-перс в Германии, Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю во Франции, Н. Абаньяно в Италии, У. Баррет в США.

Экзистенциализм не является академической  доктриной, рассматривающей мир  в его целостности. Основная его  тема -человеческое существование, духовный мир человека, судьба личности в современном мире. Эта тема, близкая любому художнику, писателю, поэту, делает это направление популярным среди художественной интеллигенции. Данное обстоя тельство побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства (Сартр, Камю, Марсель).

Различают экзистенциализм светский (Хайдеггер   с Камю) и религиозный (Ясперс, Марсель), хотя это различие

достаточно условно.

Идеи,   созвучные   экзистенциалистскому   стилю   философствования, можно встретить и у некоторых мыслителей, заявивших о себе еще в XIX в. (С. Кьеркегор, Ф. Достоевский, Л. Шестов, Н. Бердяев и др.). Однако оформление экзистенциализма как особого философского направления относится к концу 20-х гг. нашего столетия. Его родоначальниками являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Карл Ясперс (1883-1969).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Структурализм  и философия постмодерна.

Структурализм выступают как особые исследовательские программы развития не только философского, но и социально-гуманитарного знания XX - нач. XXI вв. в целом. В развитии структурализма выделяют следующие этапы:

1)  20-50 гг. - разработка структурного  метода в ряде гуманитарных дисциплин (структурная лингвистика Ф. де Соссюра, русская формальная  школа в литературоведении,  гештальтпсихология):

2)  50-60 гг. - философия структурализма  как проекция структурного метода на различные феномены культуры (К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан); 3) начиная с 70-х гг. - переход к постструктурализму, обусловленный частичным преодолением структурной методологии и новой культурной ситуацией - постмодерном (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ю. Кристева. Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ф. Лиотар, Р. Рорти и др.)

Первоначальная проекция структурного метода на более широкие сферы культуры была осуществлена Леви-Строссом, который предложил посмотреть на различные социальные и культурные связи как на своеобразные формы циркуляции знаков, т. е. как на язык. Изучая первобытные сообщества, он показывает, что правила браков и родства, ритуалы, мифы и т. д. выступают как особые языки, организованные в соответствии с устойчивыми структурными правилами, соблюдение которых является гарантом нормального функционирования общества. Язык здесь оказывается той матрицей, которая определяет мышление и поведение людей («Не человек говорит посредством языка, но язык говорит посредством человека».

Постструктурализм стал основой для  философских концепций постмодернизма (термин первоначально использовался в искусстве, философский контекст он получает после работы Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» (1979)). Постмодерн определяют как особое состояние в культуре к. XX - нач. XXI в., связанное с разочарованием в ценностях Просвещения и сопряженного с ними индустриально-капиталистического общества. Их смысловым стержнем выступала вера в разум как средство познания и преобразования действительности, акцент на абсолютной суверенности и творческой активности познающего субъекта как гаранта истины и прогресса. Реалии постиндустриального общества свидетельствуют о том, что прогресс состоялся, однако его экологические, антропологические, общекультурные последствия оказались весьма трагичны, а вопросы о том, что делать и во что верить сегодня и завтра приобрели необыкновенную остроту. Философия постмодернизма не столько отвечает на эти вопросы, сколько акцентирует себя как критика и самокритика интеллектуальных традиций современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Религиозная  философия в контексте современной культуры (неотомизм).

Современная религиозная философская мысль не представляет собой однородную систему: в ее рамках функционирует ряд течений, школ. Анализируя христианскую философию, выделим прежде всего неотомизм, пытающийся приспособить к условиям современности философское учение

томизма.

Философия неотомизма. Томизм, создателем которого был Фома Аквинский, возник в XIII в. как направление, ассимилирующее и использующее философские идеи Аристотеля для нужд церкви. После относительно короткого периода расцвета томистская философия подверглась разложению.

Неотомисты считают, что для  человека импульсом творчества должна быть вера. Неотомизм — доктрина, признающая первенство веры перед разумом, пытающаяся рационализировать веру.

Согласно неотомистам, все формы бытия (в том числе и люди) состоят из двух элементов: материи и формы. Материя — это пассивный, неопределенный элемент действительности, фактором же, придающим ей определенность, формирующим ее, выступает нематериальная форма. Применительно к человеку этой формой является душа.

Согласно философии неотомизма, исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактически исключается возможность активного воздействия человека на ход истории. В целом философия неотомизма представляет собой теологически ориентированную метафизику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Осмысление  проблемы бытия в истории   философии.

Понятие бытия имеет универсальный  характер. Проблема бытия как смысла жизни в глубине души осознанно или неосознанно волнует каждого человека. Представления о бытии человек впитывает в себя из непосредственного окружения. Вопрос о смысле человеческого бытия – это по сути дела вопрос о смысле жизни человека, вопрос о том, для чего живет человек.  Смысл бытия может не осознаваться человеком, но уже сама жизнь в определенном отношении явл. ее смыслом. Понятие бытия явл. одной из основных категорий философии. Материя, движение, пространство, время, законы диалектики, личная и общественная жизнь, Бог, сознание, действие – все определяется через понятие бытия. То, что обладает самостоятельным бытием, сущ. независимо от сознания. Сзнание же есть идеальное бытие как отражение материи. Что такое движение? Способ сущ-ие материи. Пространство и время – формы ее бытия и т.д. Значение категории бытия для философии трудно переоценить. Не случайно Гегель называл поэму Парменида «О природе», в которой проблема бытия занимает центральное место, началом философии. Философское понимание бытия означает сущ. как таковое или существование вообще. Все вещи и явления мира, человек и его сознание, мир в целом, знание о мире и его сопоставляющих сущ., поэтому их можно объединить под понятием бытия.

В западной философии проблема бытия  получила яркое выражение в иррационал истических течениях. В своей философии  А.Шопенгауэр ставит задачу окончательно раскрыть тайну бытия. Исходя из бесспорного признания объективности мира, он утверждает, что поскольку мир сам ничего не знает о том, что он мир, то становится таковым только для познающего субъекта и поэтому является миром человека, т.е. таким, каким позволяет его видеть собственное представление.

Категория бытия, выкристаллизовавшаяся  в период становления философии, оставалась в ее различных системах именно таким универсальным (несмотря на различие конкретных интерпретаций) понятием, которое связывало в единое объективное и субъективное, позволяло найти нечто общее, закономерное в различных видах реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Представления  о материи в философии и  науке.

Понятие материи является фундаментальным как для философии, так и для естествознания. Их связь при решении основного вопроса философии (об основе единства мира, человека, сущности бытия этого мира) определило этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты, что, в свою очередь, нашло отражение в существовании основных исторических форм материализма. Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия.

Философское понимание материи  как объективной реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах движения материи, раскрывающими структуру объективной реальности.

В. И. Ленин, анализируя кризис в естествознании, главным образом. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Категория «материя» одновременно выполняет и гносеологическую, и  методологическую функции, поскольку:

1)  материя определяет сущность  мира и является основой единства мира;

2)  логика вещей (объективного) мира определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира);

3)   материальная деятельность человека - источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку сознание является отражением, образом объективной реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Движение и  развитие как атрибуты бытия.

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. По Аристотелю, «всякое движение есть некоторое изменение». Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорот, восхождение от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единство восходящей эволюции и нисхождения.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"