Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

Философия_ШПОРЫ (1).doc

— 980.50 Кб (Скачать файл)

 

28. Философские взгляды Достоевского и Толстого.

Достоевский полагал, что сохранившийся в народе христианский идеал веротерпимости обеспечил России усвоение европейской культуры и цивилизации без характерных крайностей буржуазного общества, без его негативных черт – бедности, вражды сословий, борьбы всех против всех.

Кроме того, Достоевский говорил о необходимости нравственного совершенствования человека, о соединении народа на основе христианской любви, размышляя о возможности построения «царства Божьего на земле». По его мнению, достижение братства народов, социальная гармония возможны только на основе совершенствования жизни и достижения счастья каждым отдельным человеком. Эти проблемы стоят в центре внимания Достоевского-писателя.

Существенно, коренным образом  изменилось, однако, у Достоевского в 60-70-е гг. (по сравнению с годами молодости) отношение к социализму: теперь уже не только как к идее, но и практике ее осуществления. Теперь Достоевский отказывается видеть различие между капитализмом и социализмом по существу: оба они эксплуатируют самые низкие помыслы человека – только грубо-материальные. Речь может идти, считает Достоевский, лишь о перераспределении собственности, о перемене лиц в иерархической власти.

Достоевский решительно отвергает теорию «среды» (особенно популярную у французских материалистов XVIII в.), фактически снимающую с человека всякую ответственность за его поступки, а самого человека низводящую до случайного продукта случайных обстоятельств. Социалистический идеал очень хорошо соответствует этой теории, т. к. он есть идеал «муравейника», лишающего людей индивидуальности, устанавливающего режим жесточайшего тоталитаризма.

Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии  духа – это темы антропологии, философии  истории, этики, философии религии. Философские взгляды писателя не оформлены в виде системы. В творчестве автора к 60-м годам XIX в. проявляется господство нигилизма. Оно спровоцировано поражением в Крымской войне и социальными кризисами. Суть нигилизма – отрицание ценностей, идеалов. Это архаизм, следовательно, нужно все ниглировать и заменить культуру общественной полезностью – утилитарный подход.

Достоевский, прежде всего, великий антрополог, все его художество – лишь метод антропологических  изысканий и открытий. Он не соглашается  с тем, что человек – сугубо природное существо. Как религиозный мыслитель, Достоевский ставит высшим приоритетом человека веру в Бога и демонстрирует это своими произведениями. Жизнь с верой – жизнь истинная. Если человек потерял веру, то это заканчивается страшными последствиями.

Главная тема религиозно-философских исканий Достоевского – человек и его отношение к Богу. Теодицея – проблема оправдания Бога: если Бог – добро, то откуда зло? Достоевского волнует антроподицея – оправдание человека. В романе «Братья Карамазовы» рассматривается тема зла, его происхождения и возможных попыток освобождения от него. Достоевский рассматривает освобождение от зла и ставит вопрос о возможности мировой гармонии. Проблема человека трансформируется в тему гармонии и путей ее достижения, возможности создания общества без зла. Единственный путь к мировой гармонии лежит через сердце человека, духовное совершенствование, сопряженное со страданиями. Достоевский, по словам Бердяева, открыл новую мистическую науку о человеке. Человек – глубина бытия, уходящая в недра божественной жизни. Философские искания Достоевского оказали влияние не только на русскую, но и мировую культуру и философию.

Толстой хотел быть религиозным реформатором, хотел создать новое христианство. Но у него отсутствует идея теизма, сводит христианство к эстетике, перекраивает христианское вероучение. Церковь вынуждена отлучить Толстого, произошел конфликт. Толстой хотел приобщиться к христианству, но происходит внутреннее отторжение.

Сводя христианство к  морали, писатель распространяет этот принцип на все социальные и культурные явления – это и есть панморализм. Толстой не может принять государство, т. к. оно противится этому принципу, критикует суд, смертную казнь. Искусство занимается эстетизацией, которая не воспитывает человека, а разлагает, оно не соответствует христианским критериям. Ошибка Толстого в том утверждении, что каждый может выбрать нравственную задачу, в отождествлении его индивидуальной этики с социальной этикой.

Каждый человек вершит сам свою судьбу и из-за своей, порой, неосторожности он подвергает свою жизнь всяческим испытаниям. Жизнь человеку дается один раз. Поэтому каждый человек должен задаваться вопросом: для чего я живу? На это Л. Н. Толстой дает такой ответ: «…для того, чтобы ответить на вопрос, предстоящий каждому человеку, «что я такое?», или «зачем я живу?», или «что мне делать?», — человек должен, прежде всего, разрешить вопрос: «что такое жизнь?» всего неизвестного ему человечества, из которой ему известна одна крошечная частность в один крошечный период времени».

Человек, по Толстому, свободен лишь в сфере личностно-духовной, в служении добру; социально-исторический процесс направляется божеством (провиденциализм) и осуществляется через деятельность масс; здесь отдельная личность, даже царь, является рабом истории (фатализм). Проблеме смысла жизни является центральной для человечества. На ранних порах своего становления люди считают, что вертится вокруг них. Они следуют тенденциям моды. Вот что писал об этом Толстой: «В то время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал. Я вынес новый порок – до болезненности развивающаяся гордость в том, что я призван учить людей, сам не зная чему». До конца жизни пафосом его философии оставался поиск абсолютной моральной истины и правды. Усилия Толстого в области этики дали толчок к возникновению религиозно-утопического направления в общественной мысли конца XIX – начала XX вв. – толстовства. Основные учения были изложены писателем в сочинениях «Исповедь», «В чем моя вера» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Философские взгляды Соловьева и Розанова.


Своеобразие русской  духовности и ее оппозиции Западу – в другом. Ее наиболее полно  и глубоко выразил философ и поэт В. Соловьев (1853 -1900). Им была заложена традиция русской философии всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу богословской и философской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции. При этом чуждый всякому национализму и интеллектуальной нетерпимости он оставался глубоко русским христианско-соборным мыслителем, чей духовно теоретический призыв к единению подкреплялся личной нравственной честностью  и жизненным достоинством.

Основу философии Соловьева  составляли разработанные им понятия  всеединства, добра и его воплощений, богочеловечества. Должное содержание или смысл человеческой жизни  он видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи добра. При этом добро трактуется онтологически как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами:

  1. чистотой, или самосознательностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено;
  2. полнотой, или всеединством, поскольку оно все собой обуславливает;
  3. силой, или действенностью, поскольку оно через все осуществляется.

Именно человек в  своем разуме и совести ( а не во всех своих поступках и жизнепроявлениях) есть безусловная форма для добра как безусловного содержания. Его право и долг - оценивать с точки зрения соответствия идее добра не только собственное поведение, но и те общественные образования, в которые он оказывается включенным (семья, церковь, отечесвто). Соловьев не принимает противопоставления личности и общества, критикуя как утверждающих самодостаточность отдельной личности, так и тех которые видят в жизни человека только общественные массы. Человек для него – существо лично – общественное.

Соловьев различает  три основные формы организации  человеческого общества:

  1. родовую форму
  2. национально – государственный строй
  3. всемирное общение жизни

Последняя их этих форм есть осуществление идеи всеединства – идеал будущего, когда в “действительном нравственном порядке” будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия, содержащие даже в своем несовершенном состоянии “искру Божества”.

Розанов Василий  Васильевич (20 АП 1856-23 ЯН 1919) - русский писатель, публицист и религиозный философ, "русский Ницше". Неудовлетворённый схемой университетских дисциплин, лишённых цельности и последовательности, Розанов В.В. в обширном труде "О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания" предложил план возможного понимания или познания мира, определённый изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира. Всё познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только ещё закрытое, непознанное. Понимание завершает деятельность разума и даёт ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Розанов В.В. дал в статье "Цель человеческой жизни"; эстетические воззрения Розанова В.В. были изложены в книге "Красота в природе и её смысл", написанной по поводу взглядов Соловьёва Вл. С. Гораздо больше внимания Розанов В.В. посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. Считал, что "частная жизнь выше всего", "Привязанность к домашним щам, к лошади и жене - это древнее язычество, которому ещё остался верен человек". Выступив на это поприще статьёй "Место христианства в истории", Розанов В.В. обнаружил определённую славянофильскую окраску в духе Леонтьев К.Н.а и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Розанова В.В. о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как его единомышленников, так и противников (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть, вместе с тем, и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова В.В. своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге "Сумерки просвещения". Критикуя современный строй школы и воспитания, Розанов В.В. находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор др.впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Розанов В.В. занимался почти исключительно Достоевским Ф.М. и Гоголем Н.В. О Розанове В.В. существует много противоречивых отзывов, из которых наиболее известна статья Соловьева Вл.С. "Порфирий Головлев о свободе и вере". Среди трудов Розанова В.В. следует назвать: "В мире неясного и нерешённого", "Природа и история. Сборник статей", "Семейный вопрос в России". Розанов В.В. был автором большого количества статей и книг по вопросам церкви и религии, брака, литературы и т. д. В 1900 вместе с Мережковским Д.С., Гиппиус З. и Минским основал в Петербурге Религиозно-философское общество. Политические взгляды Розанова В.В. насквозь консервативны.

 

30. Религиозно-идеалистическая философия Бердяева и Булгакова.

Николай Александрович  Бердяев (1874 – 1948) – философ и публицист.

В основе философии Бердяева – две центральные идеи

  1. принцип объективизации
  2. “примат свободы над бытием”, но по существу, это суть идеи связанные с персоналистическими построениями Бердяева.

В основе философского мировоззрения  Бердяева лежит различие “мира” призрачного (это “мир” – эмпирические условия  жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного ( “космос”, идеальное бытие, где царствует любовь и свобода. Человек, его тело и дух находятся в плену у “мира”призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, “выйти из рабства в свободу”, из вражды “мира” в космическую любовь. Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога –творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: “Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт – значит признать его неизъяснимость и безоснованность. Рассмотрение человека как существа, одаренного огромной творческой мощью и ВТО же время вынужденного подчиняться материальной необходимости, определяет характер понимания Бердяевым таких глубинных вопросов человечества как вопросы пола и любви.

Говоря о предмете и характере философского познания, Бердяев подчеркивал трагичность  положения философа. Внешний аспект этой трагичности он видел во враждебном отношении к философии, обнаруживаемом на протяжении всей истории культуры. Философов, всегда составлявших небольшую группу в человечестве, не любят и чего то не могут простить им теологи, иерархи церкви и простые верующие, ученые и представители разных специальностей итд. Вместе с тем он отмечает наличие религиозных притязаний в самой философии. Источник драматизма отношений философии с наукой Бердяев видит в универсальных притязаниях самой науки, связываемых им со скептицизмом. Однако “научная” философия считает он есть философия лишенных философского дара и призвания – она выдумана для тех, кому философски нечего сказать. Философия возможна лишь в том случае, если есть особый, отличный от научного, путь философского познания. Необходимое условие философского познания – философская интуиция, а основа философии – опыт человеческого существования во всей его полноте.

Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944) – выдающийся руcский философ, социальный мыслитель, богослов. Начав свое творчество в качестве марксиста, Булгаков, по его словам, целиком отдавался усвоению и развитию идей К. Маркса и очень трудно и мучительно освобождался от гипноза их влияния.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"