Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

Философия_ШПОРЫ (1).doc

— 980.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон). Неотомизм – философия современной католической церкви – основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей – Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский (Гурмания), Й. ванн Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции. Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия д.б. использована для защиты и обоснования католич вероучения, неотомизм принимает утверждения «философия – служанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в кот она принимает контроль теологии, её цель – интеллектуальная интерпретация истин откровения. За образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ, начиная с Декарта, ими оцениваются как заблуждения. Из учения Фомы Ак. неотомизм заимствовал и принцип гармонии веры и разума. Вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: путь разума ведет через достижение сотворенных вещей к богу, путь веры – к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вера – главенствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается неотомистский принцип иерархии, вершиной которой является теология, в середине нах. философия, а подножие составляют все остальные науки. Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. Признается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу божественного всемогущества возникают из ничего. Богом творится и материя, поэтому её существование не является вечным. Божественное провидение управляет развитием и изменениями. Бог – духовная субстанция, обуславливает единство мира. Человек как единственное существо, облад душой, занимает в мире особое, привилегир положение. Единство мира дается человеку как откровение. Человеку богом дается свобода воли, но он не волен, обладать ему этой свободой или нет, она дается ему Богом с необходимостью, поэтому он всегда ответственен за свой выбор. Согласно католицизму, необходимо принимать мир, какой он есть, принимая зло как благо, ибо благодаря страданию и жертвенности человек приближается к идеалу, становится более совершенным. Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бытия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Неотомизм выдвигает новый тип межличностной связи – солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам Ж. Маритена, «вера в человека спасается через веру в Бога», отвечая злом на зло, человек демонстрирует тем самым свою гордыню, полагая, что он может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти. В отличие от традиционной религиозной философии, сводившей все философские проблемы к проблеме Бога, неотомизм гораздо больше внимания уделяет широко понятой проблеме человека, человеческих ценностей, добрым началам человеческой сущности.


 

19. Фрейдизм и неофрейдизм.

З. Фрейд (1856-1939) наряду с  занятиями наукой практиковал как  врач-психиатр. Он сталкивался с трудностями в лечении больных неврозами, занимаясь поисками эффективных методов для их устранения. В итоге Фрейд приходит к выводу, что неосуществленные желания и неудовлетворенные влечения тесно связаны с признаками истерии и неврастении у больного. Основными произведениями 3. Фрейда по психоанализу, культуре и религии являются «Этюды по истерии» (1895) «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три очерка по теории сексуальности» (1905) и т.д.

Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно  считать открытие им того факта, что  психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Под бессознательным  он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно многие наши желания и чувства.

Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в  снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

Сознательное же осознанно  воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями.

Предсознательное находится  все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.

В ходе развития своей  теории психоанализа Фрейд совершенствует представление о структуре психики  личности. Последняя является совокупностью трех элементов: «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здесь «Оно» — это бессознательное глубинное начало, на поверхности которого находится «Я». «Я» становится связью между «Оно» и внешним миром, измененной частью «Оно». Но внутри самого «Я» тоже происходит дифференциация: появляется так называемое «Сверх-Я» или «Идеал-Я». Оно и примиряет «Я» и «Оно» друг с другом как две противоположности. Причина неврастенического состояния — конфликт между  «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: самосохранения и размножения. В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — либидо. В результате либидо возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей.

У основоположника теории психоанализа 3. Фрейда было много последователей и учеников. Одним из них справедливо было бы считать швейцарского психиатра Карла Густава Юнга (1875-1961).

Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой  этих разногласий стали противоположные подходы к пониманию проблемы бессознательного. С точки зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к  выводу, что наряду с индивидуальным бессознательным существует и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в комплексах. Юнг выступал также и против символической трактовки Фрейдом снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики.

В связи с этим Юнг  вводит понятие «архетип». Если Фрейд  рассматривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения.

Основным архетипом  индивидуального бессознательного ученый называет Эго, выражающееся в поисках индивидуального существования, которое в свою очередь подчинено Самости и относится к ней как часть к целому. Самость — это ядро всей личности, главный архетип, соединяющий сознательное и бессознательное, персона, образ, с помощью которого мы хотим представить себя окружающему миру, скрыв свое истинное лицо.

Основные работы: «О психологии раннего слабоумия» (1997), «Отношение между «Я» и бессознательным» (1928), «Об энергетике души» (1928) и т.д.

Еще одним представителем неофрейдизма по праву называют американского психолога и философа Эриха Фромма (1900-1980).

Естественно, что идеями психоанализа Фромм увлекся прежде всего под влиянием 3. Фрейда.

Психоанализ Фромма носит  антропологический и гуманистический  характер. Человек — это та отправная  точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие  от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души. Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и некрофилы — стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое.

 

25. Социально - философские взгляды П.Я. Чаадаева. Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), находясь в оппозиции к реакционно-консервативной идеологии, Чаадаев не смыкался с революционно-демократической идеологией его времени. Его отделяли от нее неверие в революционные пути общественного преобразования и в социализм, религиозно-идеалистические воззрения.

Положительную роль в  развитии русской общественной жизни  Чаадаев сыграл не столько как философ, пропагандирующий духовное объединение с Западом на почве католицизма, сколько как мыслитель, поставивший вопросы о причинах отставания России от передовых западноевропейских стран, об особенностях исторического развития нашей страны и о ее будущем, о необходимости отмены крепостничества и самодержавия.

Его труд «Философические  письма» (1829-1831) свидетельствует о том, что как философ Чаадаев был сторонником объективного идеализма, считал, что религия и философия едины. По его мнению, история человечества движется к определенной цели, указанной Божеством.

Характеризуя жизнь  современной ему России, он писал: «Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будуще го..." «Оглянитесь кругом себя. Разве что-нибудь стоит прочно на месте? Все — словно на перепутье. Ни у кого нет определенного круга действия, нет ни на что добрых навыков, ни для чего нет добрых правил, нет даже и домашнего очага, ничего такого, что бы привязывало, что пробуждало бы ваши симпатии, вашу любовь, ничего устойчивого; ничего постоянного; все исчезает, все течет, не оставляя следов ни во вне, ни в вас. В домах наших мы как будто в лагере; в семьях мы имеем вид пришельцев; в городах мы похожи на кочевников...»

Согласно Чаадаеву, в  России отсутствует традиция утверждения  в жизни граждан идеи долга, справедливости, права и порядка. Это лишает страну потенциала внутреннего развития, естественного прогресса. Отсюда он приходит к безотрадному выводу: «...Мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, чтобы там не говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования». Печальную участь России он объясняет тем, что она приняла православие, а не католицизм.

Пессимистические предостережения  Чаадаева были услышаны его современниками. Его первое письмо из «Философических писем», опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г., было воспринято держателями власти как пасквиль на Россию и ее народ. Для либерально настроенной части интеллигенции страны эта публикация стала поводом для раздумий о судьбах отечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Средневековая русская философия (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек)Большое  значение  в развитии  отечественной философии принадлежит трудам  Нила Сорского (1508-1533) в миру Николая Майкова, выходца из служилой московской семьи. Несколько лет он провел на православном Востоке, посетил Палестину, Константинополь, Афон. По возвращении организовал скит на реке Соре близ Кирилло-Белозерского монастыря, став духовным вождем нестяжателей, полемизировавших с иосифлянами, которые были сторонниками монастырского землевладения.  Нил Сорский создал следующие сочинения: «Монастырский устав», «Предание», «Завещание» и послания Вассиану Патрикееву, Гурию Тушину, Герману Подольному. До нас дошел также ряд фрагментов из его других сочинений.

«Монастырский устав» — ценный памятник философской мысли. В введении к нему говорится о том, что борьбу со злом нужно начинать с очищения своего сознания. В одиннадцати главах сочинения вначале анализируется происхождение страстей, а затем описывается, как бороться с ними. В этом сочинении рассматривается учение Нила Сорского о восьми пороках, порождаемых дурными страстями. К их числу относятся чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Восьми порочным страстям должны противодействовать восемь добродетелей: пост, целомудрие, нестяжательство, милосердие, вера, терпение, скромность, смирение. Нил Сорский обнаруживает большую эрудицию, знание святоотеческой литературы. Его идеи глубоко почитались на Руси. Авторитет Нила Сорского среди православных интеллектуалов был всегда очень высок.

Еще один выдающийся философ  — Максим Грек (ок. 1470-1556). Он считается самым крупным мыслителем XVI в. Максим Грек оставил после себя 300 оригинальных и переводных работ. В своих сочинениях он проводил мысль о высоком предназначении человека («Беседа души и ума» и «Беседует ум к душе своей»), доказывал, что философия связана с филологией («О пришельцах философах» и «Беседовании о пользе грамматики»). Он подчеркивал в послании к Ивану Грозному «Главы поучительны начальствующим правоверно», что чем выше власть, тем умнее люди для нее требуются. Влияние Максима Грека затронуло многие стороны духовной жизни в России того времени. У него на Руси было много последователей: Федор Карпов, Зиновий Отенский, Артемий Троицкий. Максим Грек примыкал к нестяжателлм.

В Русском государстве  наряду с идеями нестяжательства, пропагандирующимися последователями Нила Сорского, широко распространилось иосифлянство. Основателем последнего был Иосиф Волоцкий (1440-1515). Он пытался на практике осуществить проект устройства монастыря, в котором бы монахи были освобождены от физической работы, связанной с обеспечением собственной жизни. Основная их деятельность сводилась к культурно-просветительной работе и самосовершенствованию. Иосиф написал около 40 сочинений. Он доказывал, что монастыри должны владеть землей и крестьянами. Реформаторские идеи Нила Сорского были побеждены идеями Иосифа Волоцкого.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"