Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
В «Философии
духа» Гегеля, в отличие от
его же ранней работы «
3 ступени духа:
1 ступень – субъективный дух (отдельный индивид);
2 ступень – объективный дух (общество);
3 ступень – абсолютный дух (достижение человеческого разума).
Триада субъективного духа:
Учение о субъективном духе распределяется у Гегеля на три раздела:
1.антропология (учение о человеке); 2. феноменология (учение об эмоциях); 3.психология (учение о поведении человека в целом).
Триада объективного духа:
Триада абсолютного духа:1. искусство; 2. религия; 3. философия.
12. Философский иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.+
Западноевропейская философия XIX в. представляет собой разнообразие направлений и школ. Одни философы (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др.) продолжали отстаивать и наполнять новым содержанием те ценности, которые разрабатывались в XVII –XVIII вв. Др. (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше и др.) скептически отнеслись ко многим ценностям духовн. жизни в прошлом и пытались создать новые, почувствовав приближение эпохи революц. потрясений и войн, обратить внимание на опасности, таящиеся в будущем. Третьи уделяли главное внимание вопросам организации человеч.деят-ти (прагматисты). Четвертые предметом своих размышлений сделали проблемы онтологии и философской антропологии (предшественники экзистенциализма).
Иррационализм (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное) – философск. течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной харак-кой как самого мира, так и его миропонимания. В противоположность филос. классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в кач-тве основной своей цели выявление внутр. логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Яркими представителями филос. иррационализма XIX в. являются А.Шопенгауэр и Ф.Ницше.
Артур Шопенгауэр – выдающийся немецкий философ, основными произведениями которого явл. «Мир как воля и представление», «О свободе воли», «Об основании морали», «Афоризмы житейской мудрости».
Шопенгауэр был одним из первых, кто отбрасывает идею прогресса. Он говорит, что никто не сможет прийти к философскому познанию мира, если попытается рассматривать его исторически, в процессе становления. Сущность вечна и неизменна, она не находится в процессе становления.
Шопенгауэр противопоставляет
внешнему опыту и его
Шопенгауэр отбрасывает идею разумности мирового устройства. Исходный пункт философии Шопенгауэра: «Мир есть мое представление: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа. Весь мир, является только объектом по отношению к субъекту…». В основе мира лежит не разум, а воля, которая не имеет никакой разумной цели. Воля помогает удовлетворить многообразные потребности. Воли борются между собой, отсюда – борьба между разными носителями воль. В силу этого мир в целом мб описан как страдание. Страдания людей извечны вследствие бесконечности их вожделений и ненасытности их потребностей.
Для Шопенгауэра главный вопрос философствования – как избежать страдания. Сделать это помогает воля к жизни. Она развивается, но остается ущербной и незаконченной. Воля наполняется этическим содержанием, когда человек отрешается от себя.
Свободу Шопенгауэр рассматривает как «отсутствие преград и помех». Она м.б. физической (отсутствие всякого рода материальных препятствий), интеллект., моральная (реализация независимой свободной воли, которая является трансцендентальной).
Для Шопенгауэра счастье
в этом мире невозможно, а идеалом
выступает аскетизм святого,
Фридрих Ницше называл Шопенгауэра вождем, который ведет «с высот скептического недовольства или критич. отречения на высоты трагического жизнепонимания». Ф.Ницше – это наиболее яркий представитель философск. направления под названием «философия жизни». Философия жизни – попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир – не дух и не материя. В его основе – активная жизненная сила. С точки зр. Шопенгауэра и Ницше – это воля. Ницше развивал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни». «Жизнь стремится к максимуму чувства власти».
Творчество Ницше делится на три этапа.
Первый этап харак-ся созданием следующ. произведений: «Происхождение трагедии из духа музыки», «Философия в трагическую эпоху Др. Греции» и «Несвоевременные размышления». В этот период Ницше находится под влиянием идей Шопенгауэра. В произведении «Происхождение трагедии из духа музыки» Ницше обращает внимание на волю. В античности он выделяет 2 направления:
На втором этапе были написаны «Человеческое слишком человеческое», «Утренние зори» и «Веселая наука». В этот период Ницше формирует свои основные идеи.
Третий этап творчества Ницше связаны с публикацией наиболее популярных его сочинений «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», а также посмертно опубликованными произведениями «Сумерки идолов», «Ecce homo» («Се человек») и «Воля к власти». В этот период наблюдается развитие основных идей Ницше.
Основные идеи:
1. Не занимается вопросами
бытия, природы, единственно,
2. Категория «воля к власти» как основа бытия: делит всех людей на 2 группы: от рождения у людей или есть воля к власти или нет (власть – это господство над другими).
3. Единств. критерий деления людей на группы в обществе – наличие воли к власти: те, у кого она есть, - господа; те, у кого ее нет, - рабы.
4. Современная цивилизация живет неправильно вследствие переоценки ценностей, предпринятой христианством (христианство стремится смирить человеческое сердце, стремится разрушить сильных).
5. Критика современной
цивилизации (люди стали
6. Необходима новая
переоценка ценностей, отказ
7. «Заратустра» - мудрец,
понимающий все основные
13. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Людвиг Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Родился в семье известного немецкого юриста. В 1823 году поступил на богословский факультет Гейдельбергского университета.В молодости - ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, чьи лекции он слушал в университете, впоследствии - его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию – «К критике философии Гегеля» - окончательный разрыв с идеализмом. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом.
Фейербаху импонировала идея "реального чувствующего человека". Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней.
Природа - основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам. Однако "природная" сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная - недооценивалась.
Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде "Сущность христианства".
Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: "Не Бог создал человека, а человек создал Бога". Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. Отсюда человек – это продукт природы и в то же время реальный субъект разума. «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек»; «новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку» - пишет философ. По Фейербаху, религия - не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.
Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Вместе с тем, в учении Фейербаха присутствуют элементы диалектики, которые во многом сходны с понятийным аппаратом Гегеля. «Истинная диалектика не есть диалог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты». В теории познания Фейербах развивает сенсуализм. У него присутствует высокая оценка чувственного познания.
14. Основные философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
Маркс Карл (1818-1883) и Энгельс Фридрих (1820-1895). В трудах этих мыслителей материализм нашел наиболее полное толкование. Они сформулировали и развили основные принципы материализма, увязав эти принципы с революционным движением и программными принципами свержения капитализма и построения нового общества - социалистического и коммунистического. Маркс разрабатывал в основном проблемы экономики, написав гигантский труд "Капитал", социально-философские проблемы и вопросы философии истории, тогда как Энгельс, обобщая достижения естествознания, сосредоточился на анализе диалектики, написав труд "Диалектика природы".
В молодости Маркс и Энгельс были горячими поклонниками философии Г. Гегеля и Л. Фейербаха, даже называли себя фейербахианцами. В зрелости они пересмотрели свои позиции и подвергли критике воззрения Фейербаха, считая, что он недооценивал диалектику, социальную сторону в трактовке человека, роль практики в познании. Высоко ценя диалектику Гегеля, они отвергали его идеалистические исходные принципы. Маркс с гордостью утверждал, что он "перевернул с головы на ноги" учение Гегеля, т.е. переработал идеалистическую диалектику в материалистическую. Он коренным образом расходился с Гегелем в понимании природы идеального. Для Маркса идеальное - это отражение материального в голове человека, в сознании индивида и общества, это мысли, идеи сугубо земного происхождения, свойство высокоорганизованной материи, что не имеет ничего общего с трактовкой данного вопроса Гегелем. Энгельс сформулировал принцип, согласно которому существует объективная и субъективная диалектика - диалектика в реальном мире и в головах людей, отражающих этот мир. Необходимо подчеркнуть, что гениально разработанная Гегелем диалектика в системе всего богатства категорий полностью вошла в состав диалектического материализма в материалистически осмысленном виде.
Особое место в марксизме
занимала теория классов и классовой
борьбы, с позиций которой рассматривал