Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"

Файлы: 1 файл

1 Предмет философии в ее истории.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Мировоззрение человека меняется о временем. Мировоззрение  очень пластично, как и человек. Пример – прочтение книги в 20 и в 40 лет.

Типы мировоззрения:

Исторические формы

1. мифологическое - древность

2. религиозное  - средневековье

3. философское  - наше время

Современные формы

1. обыденное

2. религиозное

3. научно философское

 

Мифологическое м. –  основано на художественном переживание  мира, а не на теоретических взглядах и рассуждениях. Нет причинно-следственных связей, противоречия.

Религиозное м. – также  опирается на чувственные образы, но сосредотачивает воображение  на сверхприродном. Психологическая  установка – вера в Бога. Наличие  некоторых принципов, принимающихся  на веру, имеющих иррациональный характер. Кое-какие догматы просто нельзя объяснить (спасение, воскрешение и т.д.) Однако содержание самой веры (религии) должно быть строго и рационально определено.

Ф.-научного м. – наличие  жестких рациональных принципов, в  его основании лежит разум  и рациональность (научная или философская). Чувственность имеет вторичное значение, если  имеет. Чистая наука – чистый разум, в природе  встречается. Наука отрицает иррациональное знание. Пример - существа, которых мы поймать не можем – не существуют. Включает в себя научное познание и помогает ему развиваться.

Обыденное – ориентация на стереотипы, они принимаются без  доказательства (лучше жениться, чем  оставаться холостым, лучше получить образование, чем нет). Смешение первых трех м. Часто оказывается действенным.

6) Мифология как первичная форма мировоззрения. Особенности мифологического мышления.

Мифологическое мировоззрение  — это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом.

Значительную часть  мифологии составляют космологические  мифы. Большое внимание в мифах  уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных.

Миф — это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе  и коллективной жизни. В мифах  объединились зачатки знаний, религиозных  верований. Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует.

Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его  жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическаяи эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

 

Особенности:

1) Тотемизм – поклонение  классу объектов. Первая форма  проявления мифологического сознания. 2) Анимизм (от слова анима –  душа). Зачатки культа. Одушествление  всей природы. У всего на  свете есть душа – у деревьев, воды, неба, животных и т.д.

3) Антропоморфизм – чел. переносит форму своего собственного устройства на весь мир. Пример – космос имеет душу и разум. Воспринимает мир через призму себя. Появляется примитивная теория объяснения мира. Именно тогда появляются мифы. Появляется какая-то культура, рефлексия, сознание. Структура человека переносится на мир. Нет дифференциации между жизнью богов и жизнью людей. Боги они рядом и везде.

4) Дескрептативность  – объяснение событий и явлений  в форме рассказа, легенды. Действующие  персонажи – герои и боги

5) Синкретизм (объединение в мифе объективных знаний о мире, зачатков религиозных верований, искусства)

6) прецедент в объяснении  событий. Пример – чел. использует  огонь, т.к. Прометей его украл

7) Антиисторичность –  время не понимается как процесс  прогрессивного развития, желание видеть мир статичным.

8) Мифы нечувствительны  к противоречиям, нет причинно-следственных  связей

 

Мифологическое сознание имеет свою определенную структуру, состоящую из 3 блоков:

Мифологическое знание

Мифологический вымысел

Мифологическая вера

 

1. Любой миф опирается  на знание о некоторых событиях, которые имели  место в прошлом,  которые определяют наше настоящее  и будущее. Эти события вновь  и вновь воспроизводятся, их  нужно знать.

Мифологические знания ? знанию научному (рациональному).

Мифологическое знание носит чисто чувственный, эмоциональный  характер, оно формируется в процессе живой передачи информации мифа.

2. Мифологический вымысел  – это незаурядное искажение  действительности. Основой мифологического  вымысла является одухотворение природы за счет вынесения состояния собственной души (ужаса, страха, любви) во вне, т.е. состояния души человека приписываются состояниям природы. Так возникают античные боги.

3. Сказка = вымысел + знание  при отсутствии веры в реальность  описываемых событий.

[У Наташи: Сказка –  это миф при отсутствии веры, а миф – это сказка, в которую  верят. Появляется мифологическая  вера.]

  • 7)  Проблема происхождения философии. Переход от мифологического мышления к рациональному.

Переход от Мифа к логосу характеризуется созданием нового языка, формированием понятий и абстрактных терминов. В рамках рационального философского мышления мы устанавливаем причинно-следственные взаимодействия. Пытаемся выявить строгие закономерности мира. В рамках фил. мышления происходит дифференциация земного и божественного: есть идеальный мир, и есть материальный. В мифологии мы не можем выявить закономерности, она предполагает иррациональность. А главная задача философии это определение закономерностей. Мифология имеет сакральный характер – из уст в уста, нечто священное, святое. Рациональное знание  философии такого характера тайны не имеет.  символизирует.

Первоначальное становление  философии  - влияние мифов, традиции очень велико. В ранних формах философии  это особенно заметно.

В основании философии лежит незыблемая приверженность к строгим правилам логики.

 

Разрушение тотальности  мифа происходит в двух направлениях. Период от 10в. до н.э. [предположительное  время жизни Гомера] и до 8в. до н.э. [ Гесиод (поэт) “Труды и дни”] .

Гомер и Гесиод записали мифы -> миф = текст, его можно анализировать, критиковать -> начало рационального мышления (Гомер и Гесиод остановили мифы).

 

Мифологически-религиозное  мировоззрение носило духовнопрактический  характер. Исторические особенности  этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос— разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

  • 8) Основные концепции античной натурфилософии.

Фалес из Милета. Инициатор  философии "физиса", он полагает первопричиной всего воду. Сам термин первопричина (архе) не его, возможно это термин Анаксимандра.

Вводит термин "физис", что означает природу, природу не в современном смысле этого слова, но в первоначальном смысле, - первой и фундаментальной реальности, того, что "первично и постоянно в противоположность тому, что вторично, производно и преходяще".

"Физики", или "натуралисты", суть те философы, стало быть, мысль которых вращается вокруг "физиса".

Фалес мыслил воду как "физис".

Анаксимандр из Милета.

Он видит в воде уже нечто производное и полагает началом (архэ) бесконечное, - "физис" бесконечный и неопределенный, из которого проистекают все вещи.

Вводит термин – айперон - нечто, лишенное границ как внешних (в пространственном смысле, и следовательно, количественно бесконечное), так и внутренних (значит, качественно недетерминированное). Это бесконечное начало выступает как божественное, ибо оно бессмертно и неразрушимо.

Анаксимен из Милета.

Анаксимен полагал, что  первоначало бесконечно, но это бесконечное - воздух, воздушная безграничная субстанция. (огонь<-воздух->вода->земля)

Гераклит из Эфеса.

"Все движется", "все  течет", гармония "единства противоположностей"

Гераклит полагает огонь  фундаментальным началом, а все  остальное рассматривает как трансформации огня.

Пифагорейцы.

Число как начало всех вещей. Следовательно, число не есть аспект, который мы умственно извлекаем  из вещей, но реальность, "физис" вещей.

Числа не абсолютно первичны, а происходят из предшествующих элементов. Число составляют два элемента: один неопределенный и бесконечный и один определенный и ограничивающий.

Видимо, Филолай был  тем, кто соединил четыре элемента с  четырьмя геометрическими телами: земля=куб, огонь=пирамида, воздух=октаэдр, вода=гексаэдр (куб нес идею плотности земли, пирамида - язык пламени и т.п.).

Все это вело к фундаментальному описанию космоса. Если число есть порядок (согласование предельных элементов  с беспредельными), то все - это порядок. И поскольку по-гречески порядок  звучал как "kosmos", пифагорейцы называли универсум космосом, т.е. порядком.

Цель жизни - освободить душу от тела через очищение ее. Пифагорейцы  путь очищения видели преимущественно  в науке.

Элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс.

Ксенофан.

Центральной темой лирической поэзии Ксенофана была критика понимания Богов Гомером и Гесиодом, а также представлений общераспространенной религии, в которой он обнаруживал ошибки и абсурд. Так, нелепость заключается в антропоморфизме, в приписывании Богам внешних форм, психологических характеристик, страстей, во всем аналогичных людским, отличающихся от последних лишь количественно, но не качественно. Ксенофан язвительно возражает, что, если бы животные имели руки и умели изображать Богов, последние имели бы формы животных.

Парменид и его поэма о бытии.

1) Наиважнейший принцип  Парменида бытие есть и не  может не быть; небытия нет  и не может нигде и никак  быть.

Бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо.

Бытие не имеет прошедшего, оно есть вечное настоящее без  начала и без конца.

Бытие неизменно и  неподвижно

Парменид также не раз обозначает бытие как ограниченное в значении "законченного" и "совершенного". Абсолютное равенство и завершенность  воплощались в идее сферы, которую  уже пифагорейцы понимали как  совершенную фигуру, как цельность. Традиционно космологические теории базировались на динамике оппозиций, одно начало (позитивное) мыслилось как бытие, другое (негативное) мыслилось как небытие. Согласно же Пармениду, ошибка состояла в непонимании того, что сами оппозиции могут быть поняты лишь будучи включенными в высшее единство бытия: обе противоположности принадлежат бытию. Отсюда дедукция явлений из пары ночь-день, ни одна из которых не есть небытие.

Мелисс из Самоса и  систематизация идей элеатов.

Прежде всего он считал, что бытие "бесконечно" (Парменид мыслил его конечным), и бытие едино. Так мысль элеатов приводит к Бытию вечному, бесконечному, единому, неизменному, неподвижному, бестелесному (в уточненном смысле)

Физики-плюралисты: Эмпедокл, Анаксагор, Левлипп и Демокрит.   и физики-эклектики: Диоген из Аполлонии и Архелай из Афин.

Эмпедокл и четыре "корня".

Эмпедокл, подобно Пармениду, считал, что невозможно возникновение  из ничего и исчезновение в ничто, т.к. бытие есть, а небытия нет.

Поэтому "рождение" и "смерть" не существуют, а то, что люди именуют этими словами, суть смешанные образования, которые, разрушаясь, вливаются в вечные субстанции, коих четыре: вода, воздух, земля, огонь, их Эмпедокл называет "корнями всех вещей".

Рождается понятие "элемента", т.е. исходного, качественно неизменного, способного лишь объединяться и разъединяться с другими пространственно-механически. Очевидно, что это была реакция на опыт элеатов. Рождается так называемая плюралистическая концепция (ПЛЮРАЛИЗМ — философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Плюрализм противоположен монизму.)

Эмпедокл вводит космические  силы - Любви или Дружбы и Вражды или Несогласия, причины, по которым происходит объединение и разъединение элементов.

Анаксагор: открытие гомеомерий; понимающий, упорядочивающий ум.

Анаксагор предпринял попытку  разрешить затруднение, вытекавшее из философии элеатов. То, что действительно  есть, что дает жизнь и смерть всему остальному, не есть только четыре "корня" Эмпедокла. Они объясняют далеко не все многообразие бесчисленных качеств вещей. Это последнее объясняют "семена" (spermata), элементы, коих столько же, сколько и качеств; семена форм, цветов, вкуса любого рода, бесконечно разнообразны. Эти семена суть источники качеств, осмысленные в духе элеатов не только как непорожденные и вечные, но и как не подлежащие мутациям и трансформациям, будучи изначально данными. Но эти семена бесконечны не только числом, взятые в их сложности (бесконечного качества), но также бесконечно каждое из них в отдельности в количественном отношении: они не имеют границ по величине, поскольку могут делиться до бесконечности, не доходя, однако, до предела (так как ничто не существует). Стало быть, любое семя может делиться (как субстанция-качество) на части все более мелкие, сохраняющие, в свою очередь, свое качество. Именно, в силу этой характеристики быть-делимой-на-части-всегда-себе-равные, эти семена стали называться "гомеомериями", что означало "похожие части", "части, качественно равные".

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"