Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"

Файлы: 1 файл

1 Предмет философии в ее истории.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Сторонники марксистской философии истории определяли, в  частности, примат практической жизни  по отношению к остальным способам существования. То, что действия людей  инициируются идеями, которые ими овладели, указывало на связи марксистской концепции истории с традициями немецкой классической философии. Один из ключевых тезисов марксизма утверждал, что в истории как реальности нет ничего, кроме сознательных действий людей, преследующих свои цели. История сама по себе не абстрактный субъект, а практическая жизнедеятельность людей. Другой ключевой тезис марксизма выражал глубинный план истории. Он указывал на историю, как результат того, что преследуя свои индивидуальные цели, люди на деле делают нечто большее, а именно воспроизводят условия своего существования, свои отношения и самих себя. Именно характеристика истории как результата действия этих скрытых процессов оказывается более значимой по сравнению с ее основными признаками. Вот это и есть история в высоком смысле слова, ибо за этой глубинной историей, историей в конечном смысле, и обнаруживается экономическая жизнь, потребности и интересы людей, побуждающие их преобразовывать естественный мир в своих собственных целях и одновременно преобразовывать самих себя. Таким образом, марксистская философия истории пересказали истории на языке экономической жизни, но не с практической стороны, а в связи с сущностью человека. Определяя практическую деятельность и экономическую жизнь в качестве принципов причинного объяснения общества, К. Маркс обосновал стадиальную модель исторического развития его основных форм. Он рассмотрел исторический процесс последовательной смены форм жизни общества (от первобытной формы через рабовладельческую, феодальную и капиталистическую к коммунистической).

  • 23. Иррационализм Шопенгауэра. Мир как представление и воля.

В 1818 г. Шопенгауэр закончил главный труд своей жизни - книгу "Мир как воля и представление", которая намного опередила свое время. Однако она не была замечена, понята, и почти весь тираж автор вынужден был забрать из издательства.

С точки зрения Шопенгауэра, мир может обнаруживаться человеком  и как воля, и как

представление - это как  бы две ипостаси мира по отношению  к человеку. Воля - это

кантовская вещь в себе, абсолютное начало всего бытия, некая космическая, биологическая

по своей природе  сила, создающая и мир и человека. Мир возникает как представление

человека о нем, как  человеческая картина. Появляются субъект  и объект, пространство и

время, множественность отдельных вещей и причинная связь между ними. Все это

"существует" постольку,  поскольку так устроено человеческое  сознание с его априорными

формами чувственности  и рассудка. Человек в этом мире является рабом воли: она создала

его интеллект, чтобы он познавал законы мира, мог выжить и приспособиться к нему.

Человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Воля заставляет его

жить, каким бы бессмысленным  и жалким ни было человеческое существование. Для

огромного большинства людей жизнь не стоит того, чтобы ее проживать. Везде, согласно

Шопенгауэру, можно видеть общую нужду, беспрерывные усилия, постоянные

столкновения. Миллионы людей, соединяясь в отдельные народы, стремятся к общему благу

(каждый индивид, конечно,  ради личного блага), но многие тысячи падают жертвой в борьбе

за это благо. То бессмысленное  безумие, то умствующая политика заставляют народы

разжигать между собой  войны, и тогда льются пот и  кровь множества людей, чтобы

осуществились проекты  отдельных личностей. А в мирное время промышленное

производство проглатывают тысячи человеческих жизней. Но посмотрите, говорил

Шопенгауэр на невероятный  страх человека, которому грозит смертельная  опасность, и на

серьезное участие каждого  зрителя. Можно подумать, что здесь  речь идет о чем-нибудь

другом, а вовсе не о сокращении на несколько лет  пустой, печальной и истерзанной

различными муками всегда непрочной жизни. Индивид имеет  для природы косвенное

значение, поскольку служит средством для ее сохранения. Вне  этого она равнодушна к его

существованию и даже торопит его к погибели, как  только он перестает быть пригодным  для

ее целей. Но для чего существует сама природа? При виде такого бесконечного влечения,

этого необузданного  порыва к жизни напрасно стараются  указать цель.

Шопенгауэр первым дал философское обоснование пессимизма, и, конечно, все его

рассуждения о бессмысленности  человеческого существования звучали  диссонансом в

первой половине XIX в., когда бурно развивались экономика, культура, образование, когда

идеал прогресса еще не был еще потрясен будущими катаклизмами.

Вся жизнь, согласно Шопенгауэру, - сплошные разочарования и страдания. Человек под влиянием воли все  время чего-то желает: комфорта, здоровья, продления жизни, которые

нужно завоевывать неустанным трудом, постоянной борьбой с нуждой. Но желания никогда

не удовлетворяются, а  если удовлетворяются, то приносят с  собой равнодушие и скуку. Да и

жизнь люди пытаются сохранить, постоянно имея в перспективе  смерть. Жизнь есть нечто

такое, что надо "отстрадать".

Есть лишь одна разновидность людей, которые перестали быть рабами воли, победили в себе желания и стремления, стали безвольными субъектами - это гении в искусстве и святые в земной жизни. Когда человек, поднятый силой духа, перестает рассматривать мир как представление, связанное законами причинности, в пространстве и во времени, когда он

всей мощью этого  духа отдается созерцанию, наполняя свое сознание спокойным видением

окружающего мира, его  вещей и предметов, тогда он теряется в них, забывая свою

индивидуальность, свою волю и остается только в качестве чистого зеркала мира, вещей,

объектов, ландшафта и  т.д. Погруженная в такое созерцание личность - это уже не индивид,

а чистый, безвольный, безболезненный, вневременный субъект познания.

Сущность гения состоит в способности к такому созерцанию, а так как последнее требует полного забвения своей личности, то гениальность, по Шопенгауэру, есть не что иное, как полнейшая объективность. "Гениальность - это способность пребывать в чистом созерцании, теряться в нем, избавляя познание от служения воле, оставаясь чистым познающим субъектом, ясным оком мира и не мгновения, а постоянно".

Но обыкновенный человек  совершенно не способен к такому продолжительному

созерцанию, он замечает вещи лишь постольку, поскольку они  имеют отношение к его воле,

и ему остается довольствоваться или неудовлетворенными желаниями  или, в случае их

удовлетворения, скукой. Правда, у каждого человека есть три высшие блага жизни – здоровье, молодость и свобода. Пока они  у него есть, он их не осознает и не проникается их

ценностью, а осознает только тогда, когда их уже утратил, ибо они, по Шопенгауэру, только

отрицательные величины.

 

  • 24) Философия Ницше: нигилизм и проблема переоценки ценностей

Мир - постоянное становление  и бесцельность, идея «вечного возвращения  одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления.  В основе мира - воля как движущую силу становления (как и Шопенгауэр), как «волю к власти», волю к расширению своего Я. Переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества.

Центральное понятие - идея жизни. Родоначальник направления  философия жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект – лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований (инстинктов и т.д.) Интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление - метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Отвергает принципы демократии и исторического прогресса. Развивает  элитарную концепцию абсолютного  господства «высшей касты» — тех  «немногих», которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и  добро, господствовать над подавляющим большинством.

Введение в оборот понятия Ценность. Разработка теории ценностей. Настоящая власть принадлежит  тому, кто может управлять системой ценностей, потому что и сила, и  закон под нее подстраиваются. Центральная функция управления обществом лежит на ценностях.

Расхождение между истоками и существующей системой ценностей. В того, кто эту систему  задал  никто больше не верит. Люди пользуются системой, но никто ее не понимает. Рождается  проект переоценки ценностей. Если та или иная ценность для меня не важна, от нее надо отказаться. Система ценностей имеет свой источник. задается, развивается, умирает и потом должна быть заменена.

Сверхчеловек – осознал  свою систему ценностей, заявил о  ней и смог ее отстоять. Когда  человек создает свою систему ценностей, он должен вставать на позиции нигилизма (ф. система, кот. ставит под сомнения общепринятые ценности) Образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю чел. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. Все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У слабых - воля к «свободе», у более сильных -  воля к большей власти, «справедливости», у самых сильных - как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. «Волю к власти» - определяющий стимул поступков чел., главную особенность его деяний. Жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти».

Возрастание интеллекта ослабляет инстинкт чел., приглушая  ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно  абсолютной ценности. Над всем человечеством  царит бессмыслица.

Искусство: два начала - дионисийское (стихийное, лежит в основе бытия), аполлоновское (просветленное, гармоническое, рефлексивное). Эти противоборствующие силы характеризуют само бытие. Идеал культуры  - достижение равновесия этих полярных начал. Искусство - избыток, излияние цветущей телесности в мир образов и желаний. Эстетику - «прикладную физиологию», а в эстетическом чувстве усматривает интуитивную оценку явления как психофизиологически полезного или вредного для организма.

«Рождение трагедии из духа музыки» - отношение к Сократу и рационалистической традиции. Сократизм своим рационализмом разрушил античное мифологическое мироосмысление, не предложив ничего взамен. Рациональное знание могло раскрыть только ту убийственную истину, что жизнь бессмысленна. Жизнь не может быть построена на рациональных основаниях.

  • 25) Основные принципы и эволюция позитивизма.

 Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку.

4 этапа в эволюции  позитивизма: 

1. Позитивизм (Конт)

 Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного_знания,эра_позитивной_философии.     

 Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.     

 "Закон трех стадий": теологическая, метафизическая, позитивная.

Конт формулирует ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ  закон, выражающийся в классификации  наук. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания.     

 Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так:

4) Математика.

5) Астрономия.

6) Физика.

7) Химия. 

8) Физиология.

9) Социальная физика (социология).

10) Мораль.

Социлогия в отличие  от метафизики предполагает ставить  эксперименты и собирать факты. Ее принципы следующие:

1. Элиминация (выведение  за скобки, исключение, удаление  невозможного)

2. Редукция (упрощение,  сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения)

3. Верификация (проверка  на опыте)

2. Эмпириокритицизм (Эрнст  Мах)

Второй позитивизм сохранил установку первого позитивизма - тезис о том, что действительным знанием является содержание положительных наук. Более того, второй позитивизм попытался усилить этот тезис, поставив задачу отработки методов отбора того материала позитивных наук, который должен по праву относиться к их содержанию, критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.     

 "очищение опыта"-- антиметафизическая направленность позитивизма.     

 При этом "опыт" эмпириокритики трактует, исходя из неразрывной связи субъекта с объектом. Для эмпириокритицизма характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта - не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта.

Важным препятствием на пути "очищения опыта" является "вкладывание" чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида.

3. Неопозитивизм    

 Логический позитивизм - исторически первая форма неопозитивизма (все остальные его разновидности могут рассматриваться в каком-то смысле как продукты эволюции_логического_позитивизма).

Бертран РАССЕЛ - английский философ, логик, математик, который считал, что к любой философской проблеме необходимо подходить с позиций ее анализа средствами математической логики.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"