Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"

Файлы: 1 файл

1 Предмет философии в ее истории.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

Вначале гомеомериями обозначали массу, где все намешано так, что  ничто не выделяется. Позже некий  Ум (Интеллект) производит движение, в  результате которого из хаотической  мешанины возникает упорядоченная смесь; из нее и возникают все вещи.

"В каждой вещи  есть часть каждой другой вещи".

Левкипп и Демокрит. Атомизм.

Последними попытались ответить на вопросы, поднятые элеатами, в рамках философии физиса посредством  понятия атома Левкипп и Демокрит.

Атомисты подтвердили невозможность существования небытия, а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже есть, а исчезает в случае распада.

Вводится решительно новое понятие: речь идет о "бесконечном  числе тел невидимых по причине  их малости". Эти тела неделимы, и потому они - "атомы", т.е. по-гречески то, что не делится.

Эти атомы, невозникающие, неразрушимые, неизменные, более близки бытию элеатов, чем четырем корням Эмпедокла или гомеомериям Анаксагора, по причине их качественной индифферентности. Все вместе атомы образуют бытие в его полноте, различимы же между собой лишь по форме, или геометрической фигуре, а в качестве таковых поддерживают тождественность бытия в себе и для себя.

Атом чувственно не воспринимаем, а постигаем умом. Атом, следовательно, есть форма умопостигаемая, зримая для интеллекта. Ясно, что атом, мыслимый как полнота бытия, предполагает и пустоту (а значит, небытие). Без пустоты атомы-формы были бы лишены различий и движений. Так атом, пустота и движение объясняют все остальное.

Атомы бесконечны, значит бесконечны также и миры, из них  образованные, отличные один от другого, в то же время они идентичны, ибо  из бесконечно возможных комбинаций осуществлена лишь одна. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам, и это происходит циклообразно, бесконечно.

Атомисты вошли в  историю философии и благодаря  понятию "случая", на котором, по их мнению, стоит мир. Порядок (космос) - результат механического взаимодействия атомов, не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Это не отменяет того указания атомистов, что есть некие привилегированные атомы, гладкие, сферические, легко воспламеняющиеся, из коих образованы душа и ум: именно такие атомы Демокрит полагал божественными.

Эклектический регресс  последних физиков и возвращение  к монизму: Диоген из Аполлонии.

Диоген настаивал на необходимости вернуться к монизму, ибо, если бы начал было много, их различная  природа не позволила бы им смешиваться между собой, тем более взаимодействовать. Именно поэтому все рождается для взаимопревращений и трансформаций из одного начала, и это начало - "бесконечный воздух", которому дарован разум, т.е. "понимающий" воздух. Здесь мы видим комбинацию идей Анаксимандра и Анаксагора.

Диоген, отождествляя воздух (как начало) с разумом.

  • 9. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).

Происходит «философская революция» - переход от анализа  бытия к человеку как субъекту познания.

Софисты совершили подлинную  революцию, сместив философскую  рефлексию с проблематики физиса и космоса на проблему человека и  его жизни как члена общества.

Причины «философской революции»:

-Натурфилософия была  ограничена рамками природы –  познавательная причина.

-Кризис аристократических  форм правления и усиление  влияния демоса – социальная  причина. 

Центр философии перемещается в Афины. Там – демократия. В  управлении городом-государством должен участвовать каждый гражданин.

На первый план выступает  проблема достижения политической силы и в ответ на это появились софисты. Это позволяет лучше понять некоторые аспекты софистики, получившие ранее негативную оценку:

а) софисты, помимо поиска знания как такового, преследовали цели чисто практические, и для  них существенно было искать учеников

б) софисты взимали  плату за преподавание (но зато знание в массы).

в) Софистов укоряли в  бродяжничестве (но зато они раздвигали границы)

г) Софисты провозгласили  свободу духа.

д)  Софистика не представляла собой единого круга мыслителей.

 три группы софистов: 1) крупные известные мастера первой генерации, совсем не лишенные моральных ограничений; 2) так называемые "эристы", т.е. спорщики, 3) "софисты-политики"

Остановимся на первой группе софистов:

Протагор: "человек  есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют" (принцип человека-меры).

Итак, по Протагору, все  относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Тем не менее, существует нечто, что более полезно, более приемлемо, а потому более уместно. Мудрец - это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное.

Протагор говорил: "О  Богах я не имею возможности утверждать ни того, что они есть, ни того, что их нет".

Горгий:

Его известное философское  сочинение "О природе, или о  небытии",  в основании которого три тезиса: 1) Не существует бытия, т.е. существует ничто. В самом деле, если философы формулировали бытие таким  образом, что их заключения взаимно аннулировали друг друга, и если бытие "ни единое, ни многое, ни несотворенное, ни сотворенное", то стало быть, оно ничто. 2) Даже предположив, что бытие существует, его невозможно было бы познать. Горгий пытался поддеть принцип Парменида, ибо согласно последнему мышление - это всегда и только мышление о бытии, а небытие немыслимо. 3) Даже предположив, что бытие мыслимо, мы не можем не признать, что оно невыразимо. Ведь слово не может передать подлинным образом то, что отлично от него..

Горгий - один из первых представителей этики ситуаций. Анализ ситуаций, описание того, что надо и чего не надо делать... Обязанности зависят от момента,.

Вместе с тем вполне новой была его позиция в отношении  риторики. Если нет абсолютной истины, и все ложно, слово завоевывает свою автономию, почти безграничную, коль скоро оно не связано с бытием. В своей онтологической независимости слово всеядно, открыто и готово ко всему. Риторика это искусство убеждения, т.е. того, что использует возможности слова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Софисты произвели смещение оси философского исследования с  космоса на человека: именно в этом состоит их историческое значение.

Софисты отвергли старых Богов, но, отказавшись от поиска первоначала, они шли к отрицанию божественного  вообще.

Старый образ человека дофилософской поэтической традиции был разрушен софистами, но новый почему-то не появился.

СОКРАТ И ОСНОВАНИЕ  ФИЛОСОФИИ ЗАПАДНОЙ МОРАЛИ.

Открытие сущности человека (человек - это его душа).

Сократ сконцентрировался  на проблематике человека. Подобно софистам, Сократ сосредоточился на человеке, но, углубив проблематику, на человеке познающем.

 Сократа мучает проблема: "В чем природа и последняя реальность человека?", "Что есть сущность человека?".

Человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. А под "душой" Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это "я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность.

Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. 

Новый смысл "добродетели" и новая шкала ценностей.

По-гречески добродетель  звалась "arete", что означало то, что делает нечто благим и совершенным, или, скорее, некую активность, или  способ бытия, который ведет к  совершенству любое существо, создавая из него то, чем оно должно быть.

Добродетель, по Сократу, то, что делает душу благой и совершенной, т.е. тем, что она есть по природе. А это - знание и познание, в то время как порок - лишенность знаний, а значит, невежество. Сократ в определенном смысле совершает переворот в традиционной системе ценностей (богатство, здоровье – не истинные ценности, хотя они и важны).

Открытие Сократом понятия  свободы.

Наиболее замечательным  проявлением превосходства разума, или, Сократ называет "самообладание"; Самообладание - это власть рациональности над витальностью, разумного начала над животным. Душа - госпожа и хозяйка тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство рациональности над витальностью и есть свобода.

Новое понимание счастья.

Счастье проистекает  не из тела, или чего-то внешнего, но из души. Душа счастлива тогда, когда она упорядочена, виртуозна, добродетельна.

И если все так, то, по Сократу, добродетельный человек не может страдать от зла, "ни в жизни, ни в смерти".

Теология Сократа.

Бог Сократа - это разум, который понимает все без исключения, это упорядочивающая активность и Провидение. Провидение, что обнимает весь мир и, особенно, человеческое общество, выделяет в нем человека добродетельного.

 

  • 10) Проблемы бытия и познания в философии Платона.

Проблема Бытия.

Открытие реальности сверхчувственного, надфизического пространства, признаки которого не просматриваются в предшествующей философии физиса."Вторая навигация" Платона предприняла решительное отстранение от чувств и чувственного, произошло смещение центра философской оси на чисто рациональное, на то, что может быть схвачено лишь интеллектуально.

"Вторая навигация"  привела к пониманию двух планов  бытия: феноменального, видимого, и  невидимого, метафеноменального, улавливаемого  исключительно интеллектом. (пример  с красотой вазы – красота это идея, она не выражается в форме и цвете, фома и цвет лишь конкретная реализация)

Только после этой "второй навигации" можно говорить о "материальном" и "нематериальном", "чувственном" и "сверхчувственном", "эмпирическом" и "метаэмпирическом", "физическом" и "надфизическом". "Истинное бытие" теперь уже образует умопостигаемую, интеллигибельную реальность.

Причины не физической природы, т.е. умопостигаемая реальность, были определены Платоном терминами Идея, Эйдос, или  Форма. Платоновские идеи, стало быть, не есть просто понятия, т.е. чисто умственные представления, это, скорее, целостность, сущность. Идеи - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть.

Другие термины, и более  выразительные, мы находим у Платона - "в себе", а также "для  себя" ("Прекрасное само по себе", "Благо в себе" и т.д.),

 У элеатов возникли две проблемы, которые и плюралистам не удалось разрешить: как возможно существование "многого", и каким образом существует небытие?

Платон: Единое (или целостность) не может мыслиться в модусе абсолюта, т.е. так, чтобы исключалась любая  множественность: единого нет без  многого, а многое есть лишь в едином.

Возможность существования  множественности дана Платоном в  диалоге "Софист". Парменид прав, говоря, что небытия нет, если его  понимать как абсолютное отрицание  бытия. Но ошибка его состоит в  предположении, что это единственная форма небытия. Ведь существует небытие как "отличность", или "инаковость", чего элеаты не принимали в расчет. Любая идея, чтобы быть этой идеей, должна отличаться от других, т.е. должна быть "небытием" всех прочих. И, таким образом, каждая идея наделена некоторой дозой бытия и бесконечно небытием. Наконец, удалось преодолеть Парменида путем введения понятий "покоя" и "движения" как идеальных в умопостигаемом мире: каждая идея неподвижна сама по себе, но, в динамическом смысле слова, она есть идеальное движение по отношению к другим, участвуя в других, или же, исключая участие других.

Существует Демиург, некий  Бог-творец, Бог мыслящий и водящий (стало быть, личностный), который, взяв за образец мир идей, слепил как  мастеровой так называемую "хору", и таким способом породил физический космос.

Демиург создал творение наипрекраснейшее из возможных, одухотворенное и пронизанное желанием добра: зло  и все негативное маргинальны, явления "хаотической распыленности" (чувственной  материи) сведены к интеллигибельному, иррациональное - к рациональному.

Схема объяснения чувственно воспринимаемого мира по Платону, следовательно, ясна: модель (идеальный мир), копия (физический мир) и Творец, автор  копии согласно модели. Модель-образец  вечна, вечен также творец, но чувственный  мир, продукт мастерового, рожден в точном смысле слова. "Он порожден, - читаем в "Тимее", - ибо его можно видеть и трогать, он имеет тело и все прочее чувствующее, а как таковые они суть процессы порождения и генерирования".

Чувственный мир выступает  у Платона как космос, восхитительный порядок.

Проблема познания.

Платон был в этом смысле первым, кто со всей ясностью связал проблему познания с понятием интеллигибельного, хотя его решения, по большей части, сохраняли характер апорий.

Исследование и познание невозможны.  Действительно, как можно искать и узнавать то, что еще не найдено, не известно. Ведь если нечто мы находим, то лишь потому, что оно уже известно; и если искомое было бы найдено, то каким образом оно было бы опознано, если не располагать эффективным средством сличения и опознания.

Для разрешения этой апории Платон находит в высшей степени  остроумный выход: познание - это "анамнез", т.е. некая форма "воспоминания", реактивация того, что уже от века есть в глубинах сокровищницы нашей  души.

Два пути решения задачи - мифический и диалектический.

Мифический путь. Душа бессмертна и рождается много  раз.

Диалектический путь. Задавая наводящие вопросы рабу Платон приводит его к доказательству теоремы Пифагора.

Кто-то из ученых увидел в платоновских реминисценциях первый западный аналог понятия "априори". Этот термин, хотя и не платоновский, может быть здесь использован, но не в кантианско-субъективистском смысле, а в объективистском.

Мир идей - абсолютная объективная  реальность, которая посредством  анамнеза становится предметом ума. И, поскольку интеллект не производит, но собирает и сортирует идеи независимым от опыта образом (хотя и при содействии опыта: для "воспоминания" идеи равенства мы должны чувственно воспринимать некоторые вещи как равные), в этом случае уместно говорить об открытии "априорного" в западной философии в том отношении, что независимо от опыта в человеке присутствуют чистые формы знания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"