Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"

Файлы: 1 файл

1 Предмет философии в ее истории.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

  • 1)  Предмет философии в ее истории.

 

Философия зародилась примерно три тысячи лет назад в древних  культурах Индии, Китая и Греции. Философами в древности стали  называть людей, занятых накоплением  разнообразных знаний, углубленных  в размышления, в поиски истины, способных мудро решить трудные вопросы, встающие перед людьми, умеющих понимать смысл явлений и событий жизни. Мудрость древние философы видели не в том, что бы собрать разрозненные сведения о многом. Они считали что главное состоит в постижении связи явлений, их причин и оснований, общего порядка вещей. Путеводной нитью философии стало представление, что за наблюдаемыми, чувственно воспринимаемыми явлениями скрывается невидимая, постигаемая лишь разумом сущность, что у многообразия вещей окружающего мира есть единая общая первооснова, из которой все они образуются. Это представление вылилось в постановку начальных проблем философии-проблемы сущности явлений и проблемы единства мира. Сократ считал, что главной целью философии должно быть познание человека («Познай самого себя»). Ценность философии состоит в том, что в ней решаются волнующие людей вопросы о цели и смысле жизни, истине, добре и справедливости, о том как следует жить.

Античная философия  в начальный период своего развития шла от изучения природы к размышлениям о человеке. Для древнекитайской и древнеиндийской философий более характерно движение в обратном направлении: от нравственных и социальных проблем человеческого существования она переходила к вопросам об устройстве мироздания. Но так или иначе проблема человека оказывалась в центре развития философской мысли. Философия с самого начала понималась не как собрание застывших истин. А как стремление к истине. По мнению Платона философ всегда находится между знанием и незнанием, он занимает «серединное» положение между ними и стремиться восходить от незнания к знанию, от менее совершенного знания к более совершенному. По его мнению философия есть искусство проникать мыслью в подлинную сущность вещей и человеческих отношений.

Первые успехи философии были основаны на открытии древних мудрецов: они открыли силу разума, силу рационального мышления. Сущность этой силы- в логической необходимости, т.е. в том, что из признания истинности посылок с необходимостью вытекает истинность выводимых из них следствий. Это значит, что можно устанавливать и доказывать истину на основе логических рассуждений, т.е. чисто мыслительным путем. без обращения к непосредственной проверки ее в опыте. Философия считалась искусством добывать истинное знание с помощью разума, логики, мысленных выкладок. Искусство такого рода древние греки называли теоретическим. Таким образом, философия явилась той культурной формой, где впервые стало развиваться теоретическое мышление. Однако, на первых порах различие между философским и научным познанием не проводилось, они развивались в синкретическом (нерасчлененном единстве). Однако, по мере накопления знаний из нее стали вычленяться отдельные науки. Первым философом, поставившим вопрос о различии между философией и другими областями знаний был Аристотель (ученик Платона). Он считал. Что каждая отдельная наука изучает определенный ограниченный круг вещей,  тогда как философия ставит задачей познать общую природу сущего, т.е. общее, что есть во всех вещах. Она исследует первопричины, поэтому является фундаментом всех наук.

  • 2) Специфика философского знания

1. Основная специфика  философского знания заключается  в его двойственности, так как  оно:

имеет очень много  общего с научным знанием —  предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии  от всех иных наук заключается в  том, что философия является теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

 

2. Можно выделить следующие  особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат  в основе иных наук;

во многом субъективно  — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

является совокупностью  объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

изучает не только предмет  познания, но и механизм самого познания;

имеет качество рефлексии  — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

испытывает на себе сильное  влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

в то же время динамично  — постоянно развивается и  обновляется;

опирается на категории  — предельно общие понятия;

неисчерпаемо по своей  сути;

ограничено познавательными  способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность  материи или сознания, происхождение  жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

С древности и до наших  дней предметом философских размышлений  являются начальные, предельные основания, самые общие и глубоки идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней.

Примеры философских  идей и принципов:

Идея вечности материального  мира и противоположная ей идея божественного  творения.

 Принцип детерминизма (причинной обусловленности всех явлений) и противостоящий ему принцип индетерминизма (признание существования беспричинных явлений)

Принцип познаваемости, или наоборт непознаваемости  бытия.

 

Таким образом, что бы решать философские проблемы , приходится создавать целостные логические системы философского знания-учения, концепции, теории. В них по разному осмысливаются постановка и решение философских проблем, содержание философских принципов, их взаимосвязь и.т.д. Развитие философии протекает в идейной борьбе между различными философскими системами.

 

Философия есть область  познания, в которой рассматриваются  исходные, наиболее общие принципы понимания действительности.

 

Принципиальная особенность  философского мышления- в том, что  оно никогда не останавливалось на достигнутом. Дойдя до самых, казалось бы, предельных, последних оснований какого либо знания, оно подвергает их дальнейшему критическому обсуждению и стремиться добраться до еще более глубоких основ. То. Что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за несомненную и непоколебимую истину, для философии часто служит лишь отправным пунктом размышлений.

Философия есть продукт  одного из свойств человеческого  разума -его свободы. Живой разум  постоянно ставит перед собой все новые и новые вопросы, подвергает критике свои собственные ответы на них и стремиться выйти за пределы всего, что становится ему известно. Эта работа разума и приводит человека к постановке философских проблем. Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более углубленному пониманию жизни и отношения человека к окружающей его действительности. К совершенствованию его способа видения мира.

  • 3)Структура философского знания и его функции

Ф. знание имеет определенную структуру, т.е. внутри Ф. выделяются разделы, различающиеся своей тематикой. Структура философских учений не является неизменной – она меняется в зависимости от многих факторов: от характера исторической эпохи, от особенностей культуры того или иного общества, от понимания актуальных целей и задач Ф., от личных пристрастий философа и т.д. С точки зрения традиционных, или классических представлений основными разделами ф. знания являются:

философская онтология, или учение о бытии. Главный вопрос: что существует подлинно, а существование чего является иллюзией? Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

гносеология, или ф. учение о познании; Рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Отвечает на вопрос: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др.

философская антропология, или ф. учение о человеке; Человек рассматривается как особый род сущего, отличный от других существ. Осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия.

социальная философия; Изучает наиболее общие характеристики общественной жизни. Вопросы: В чем состоят основы совместного бытия людей? При каких условиях общество сохраняет свою целостность и жизнеспособность? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни? Как соотносится общество и личность?

философия истории; Изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? – гл. вопрос.

этика, или ф. учение о морали и нравственности, о добре и зле; Вопросы: о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях и пороках, о счастье, о справедливости, об общественном благе, о происхождении и функциях морали и нравственности.

эстетика, или ф. учение о красоте, о прекрасном и безобразном, о смысле и предназначении искусства;

история философии; Изучает философское творчество мыслителей прошлого, выделяет эпохи в развитии Ф., анализирует связь ф. концепций с культурой и особенностями общества.

Функции философии:

Мировоззренческая.

-Понятие мировоззрения  не поддается четкому определению. Однако, под ним имеется ввиду то что имеет следующие характеристики:

-Оно включает в  себя некоторую совокупность  общих взглядов человека на  мир и свое место в нем

-Эти взгляды представляют  собой знания, ставшие убеждениями

Мировоззрение определяет направленность личности, ее жизненные позиции, цели, проявляется в поведении

 

Существуют разные виды мировоззрений: мифологическое, религиозное, атеистическое, научное… Философские  размышления- это средство обработки  мировоззрения. В создаваемых философами концепциях, системах, учениях в конечном счете выражаются, обобщаются, систематизируются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Это позволяет философским идеям получить признание и распространение в обществе.

Таким образом, мировоззренческая  функция философии состоит в  том, что философия выступает  как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения. Как  теория решения мировоззренческих  вопросов.

Социальная

Важной задачей философской  мысли в каждом обществе является анализ и критика существующей социальной действительности. Особенностью философской критики выступает то, что она не просто вскрывает имеющиеся у действительности недостатки, а направляет главный удар против укоренившихся догм, стандартов мышления, «привычек сознания», которые незаметно для людей властвуют над их умами. Философское мышление необходимо для прогнозирования изменений социальной действительности. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосновываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Намечаемые сначала в сфере философии пути и принципы совершенствования общества затем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ его развития.

Идеология- совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий.

В философских учениях  развивается и обосновывается идеология определенных классов и социальных групп. В этом заключается идеологическая функция философии. Она еще состоит в том, чтобы отразить имеющееся в обществе разнообразие социальных позиций, идеалов и жизненных ценностей. Неверно, что каждое философское учение четко «привязано» к интересам определенного класса. Нередко, оно совмещает идеи, выражающие интересы разных классов и слоев общества. Есть и такие проблемы, не затрагивающие ничьи классовые интересы. Учения заключают в себе общечеловеческое содержание, защиту и развитие общечеловеческих ценностей и идеалов.

 Методологическая функция

Метод-способ действий. Совокупность методов для проведения той или  иной работы- методика, а знания о  методах и методиках- методологические знания. Методология- это знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях. В каждой сфере деятельности методология включает в себя знания разных уровней- от конкретных описаний узкоспециальных методов и методик до общих представлений о фундаментальных принципах построения всякой человеческой деятельности вообще. На своих «верхних» уровнях, касающихся самых общих методов, принципов. Форм человеческой деятельности, методология всякого вида деятельности втягивается в область философской проблематики. Дать знание о том, чем должны руководствоваться люди в своей жизни и деятельности- центральная задача философии. Из философских представлений о мире и человеке вытекают методологические рекомендации, которые помогают ориентироваться в окружающей человека действительности и позволяют во всех сферах деятельности определить- пусть хотя бы в самой общей и предварительной форме какие-то исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели. Методологическая функция философии обусловлена тем, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности. Формулируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специфических методов.

 

Кроме того, философия  выполняет:

--Эвристическую функцию- выступая в качестве методологических средств для определения и оценки путей и перспектив дальнейшего развития научного знания

--Селективную функцию- при выборе исходных принципов теории, на основе которых формируются другие ее законы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"