Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

- теоретические (математика, физика, психология

- практические (этика)

- творческие/ созидательные ( искусства, ремесла)

 Выдели 6 форм политического устройства:

 Правильные  формы гос-ва (стоящие у власти  люди стремятс к благу всего  общества):

- монархия

- аристократия

- полития

 Неправильные:

- тирания

-олигархия

-демократия

3)Эллинистический (4-3 вв. до н.э.)

Особенность: отказ от создания всеобъемлющих философских концепций и переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни

Эпикуреизм

Эпикур полагал, что человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию – атараксии (невозмутимости). Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел.

 Основные положения:

1) реальность  поддается осмыслению человеческим  разумом

2)В реальности  есть место для счастья

3)счастье- вытеснение страдания и беспокойства

4)Для  счастья человеку не нужно  ничего, кроме себя

Скептицизм

Основатель скептицизма Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. Скептики отрицали объективное существование добра и зла, не верили в возможность рационального обоснования моральных норм.

Учение киников предлагало обратиться к духовному освобождению личности, проповедуя внутреннюю свободу индивида. Киники (лат. – cynic) полагали, что человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген). Отказ от достижений цивилизации.Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольсвий, достижение независимости и внутренней свободы.

Стоики учили о том, что всепроникающий Логос, будучи внутренним принципом развития Вселенной, составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.

Вопрос 7: Основные принципы и проблемы средневековой философии.

Средневековая философия представляет собой непосредственное продолжение античной мысли, но вместе с тем выступает как иная с-ма осмысления мира. Прежде всего это из-за тесной связи философии и религии.

Предпосылки возникновения средневековой философии:

1. Античная  философия (Платон и Аристотель)

2. Религиозные  доктрины положили начало 3-м направлениям:

-христианская  философия

- арабская  философия

- еврейская  философия

Положение философии в средневековой культуре определялось отношением веры и разума в теологических доктринах:

«верую, ибо абсурдно» Несовместимость веры и разума, неприятие философии как наследницы античного рационализма.

 «верую, чтобы понимать» Попытки совместить  философию и религию, подчинив  ее авторитету Священного писания. . Вера приоритетна , потому что  благодаря ей становится возможным  мышление. Без веры люди слепы  по отношению к важнейшим аспектам  человеческой жизни.

«понимаю, чтобы верить» Попытки представить философию как независимую от религии область человеческого знания .Она призвана обосновывать религиозные догматы, переводя их на язык философских понятий и подвергая их логическому анализу.

Функции средневековой философии:

1. Апологетическая (защита и обоснование религиозных  догматов и положений)

2. Систематизирующая (сбор и упорядочивание религиозных  идей)

3. Герменевтическая (толкование священных текстов)

Этапы средневековой философии ( по христ. направлению):

1. Апологетика (2- нач.3 вв.)

Представители: Юстин, Тертуллиан, Ориген

Сущность:

 Христианство  еще не стало дооинирующей  религией

 Само  христианство еще преследовалось

 Использовались  античные ср-ва док-ва и убеждения

Проблематика : соотношение веры и разума, приоритет отдавался вере. Возможно верить в утверждения бессмысленные с точки зрения разума.

Задачи:

1.Защита  христианства

2. Показать  нелепость язычества

3. Показать  единство христианской философии  и античной

4. Доказать, что христианская теология есть  единственная истинная философия

 

2. Патристика («учение отцов церкви») (4-8 вв.)

Сущность:

 Происходит  систематизация апологетики

 Формулируются  основные догматы церкви ( триединство  бога, боговоплощение ,спасение)

Проблематика: соотношение веры и разума. Вера приоритетна , потому что благодаря ей становится возможным мышление. Без веры люди слепы по отношению к важнейшим аспектам человеческой жизни.

 Выделяют 2 ветви:

 Восточная(греческая)(Юстин, Ориген, Василий Великий,Максим Исповедник)

 Западная ( Тертуллиан, Августин)

 Задачи:

1. Систематизация  догматов церкви

2. Пропаганда  этих догматов

3. Детальная  трактовка тех или иных понятий

 

3. Схоластика (9-14 вв.)

Представители: Абеляр, Эриуген, Фома Аквинский

Проблематика:

1. Доказательство  бытия Бога

2. Проблема  соотношения веры и разума (вера  обладает приоритетом только  в отношении основных христ. истин, в остальном вера и разум  автономны)

3. Проблема  универсалий ( общих понятий ). Спор  реализма и номинализма о том, что чему предшествует: общее  единичному или наоборот.

 Реализм  признает реальное существование  понятий, понятие предшествует самой  вещи, вещь – отблеск понятия.

Номинализм считал, что реально существуют лишь вещи, а понятие есть фикция.

Реализм господствовал в ранней средневековой философии. В период расцвета средневековья он сменился умеренным реализмом, кот. олицетворял Фома Аквинский. Римской церковью он был возведен в ранг святых. Прославился как великий систематизатор средневековой философии. Он считал, что в философии вероучение должно приобрести форму здравого смысла.

Его основные положения:

Есть движение, значит есть причина-Бог

У всего есть общая причинно-следственная связь, у истоков кот. Бог

Есть степень совершенства. Критерии - предельная сущность- Бог

Мир устроен целесообразно. Цель задает Бог

Человек состоит из 3 инстанций: тело, душа, общий дух

 Задачи:

1. Рацианализировать  христианское вероучение с помощью  логики

2. Соотношение  веры и разума

3.Решить  сор об универсалиях

Особенности средневековой философии:

1. Монотеизм ( христианство – единственная  религия )

2. Теоцентризм (Бог единственное всеобъемлющее  начало)

3. Креативизм (все в мире создано Богом)

4. Идея  откровения, идея познания мира  через откровение

5. Все  в мире предначертано божественным  промыслом

6. Принцип  эсхатологии – принцип конечного  пути

 

Вопрос 8: Философия эпохи Возрождения.

 Эпоха  Ренессанса (XIV – XVI вв.) была переломным  этапом в культуре западной  цивилизации. Происходит возврат  к ценностям Античной философии.

Предпосылки:

 возникают  первые мануфактуры

время геогр. открытий

бурный рост городов

необходимость обмена, торговли

изменение идеологии

растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство

В развитии три периода:

1.гуманистический (13-14вв)

Представители: Данте, Петрарка, Монтени.

 Человека  гуманисты рассматривали как  высшую ценность, критерий развития  общества и культуры. Они отстаивали  блага земной жизни и необходимость  реализации его творческого назначения.

Концепции гуманистического периода:

идея гуманизма (человек – высшая ценность)

идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной)

идея равенства

идея индивидуализма (человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную уникальность, индивидуальность)

2. неоплатонический вторая  половина 15 в.

Представители: Николай Кузанский, Мирандола.

Для него характерно:

 возрождение  античной идеи тождества микро- и макрокосма;

 идея  познания (как устроено наше познание) « Об ученом незнании»

Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе

3.натурфилософский. 15-16 вв

Представители: Кеплер, Бруно, Коперник, Леонардо да Винчи.

 Устройство  Вселенной мыслилось по аналогии  с устройством человеческого  организма. Доминировала качественная, органицистская модель природы. Основоположник экспериментального  естествознания Леонардо да Винчи  выдвинул положение о наличии  в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь  эксперимента с математическим  анализом. Благодаря астрономическим  открытиям Н. Коперника появилась  идея гелиоцентризма, радикально  подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.

Установки:

 Новая  трактовка природы.

идея бесконечности природы

множественность миров

однородность этих миров (единство, связь)

формирование гелиоцентрической модели мира

Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей. Микола Маккиавели (1469-1527) Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.

 Значительное  достижение Реннесанса- подготовка  и формирование методики научного  познания, которое стало приоритетным  в эпоху Нового времени. Приотетными  в процессе познания становятся  наблюдение, эксперимент, жизненный  опыт. возникает естествознание. Был  осуществлен переход от геоцентрической  к гелиоцентрической системе  мира.

 

Вопрос 9 : Философия Нового время и ее особенности.

Предпосылки:

бурное развитие мануфактурного производства

формируется центр национальный рынок

заявляет о себе буржуазное государство

формируется гражданское общество (совокупность независимых организаций)

Задачи:

методологические задачи (надо объяснить возникновение знаний)

обоснование верности знаний

раскрытие сущности социальных структур

Предмет философии по-прежнему делили на три части: Бог, природа, человек. Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект – творец техники, культуры и государственности. Основной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы действенным основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя учреждению подлинного царства человека.

Основные направления:

1) эмпиризм 2) рационализм

Эмпиризм – взгляды английского философа Френсис Бэкон (1561-1626). «Новый Органон» - все предшествующее развитие науки и знаний недостаточно,

1) там  есть масса неверных вещей, 2) там  нет метода познания. Основа познания  – эмпирические факты (опыт) –  а) плодоносные и б) светоносные. а) практические знания, б) дают понятие  метода. Идолы познания: 1)идолы рода (мешают всем и характерны всем), 2) идолы пещеры (ошибки, свойственные  части людей), 3) идолы площади ( хар-р  общения), 4) идолы театра (ложные  представления, штампы)

Рационализм – Рене Декарт (1596-1650)

Позиции:

1) критикует  всю предшествующую схоластическую  традицию и утверждает, что в  поисках истины надо руководствоваться  разумом, надо пересмотреть старую  систему знаний. Радикальное сомнение  – уходят чувства, образы, понятия. Р. Декарт сформулировал его важнейшую  идею – («мыслю, следовательно, существую»). Был убежден в том, что правильно  рассуждающий ум обладает огромной  эвристической силой. Формулирует  четыре правила рационалистического  метода:

принцип интеллектуальной интуиции (т.е. допускать в качестве истинных положений очевидное)

мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними

 последовательное  движение мысли при осуществлении  вывода научных положений из  первичных и самоочевидных принципов (методическая энумерация).

Не допускать пропусков в изложении

 Таким  образом, в новоевропейском рационализме  научное познание уподоблялось  конструированию гигантского механизма, состоящего из простейших элементов  – ясных и отчетливых идей, которые интеллектуальная интуиция  усматривает в человеческом разуме. Инструмент такого конструирования  – рационалистический метод. Именно  он должен вывести науку за  узкие рамки кустарного промысла  и превратить в организованное, планомерное производство новых  знаний, столь необходимых молодой  капиталистической промышленности.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»