Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

3. Программа  трансцендентальной гносеологии ( Априорная ) (Кант)

 Субъект  – чистое, внеисторическое сознание, в кот. выделяются опорные формы: чувства, рассудка, разума Объекты  познания существуют как результат  активного их конструирования  в творческой деятельности субъекта.

4 . Социокультурная  программа ( субъект определяется  всей историей развити)

Две версии:

 а) объективно- идеалистическая философия Гегеля (субъект как саморазвитие духа)

 б) марксистская  диалектико-материалистическая гносеология. ( становление субъекта в труде)

 Обосновывается  принципиально новое понимание  субъекта, познания. Он трактуется  как социально-исторический субъект. Субъект познания есть продукт (результат) социально-исторического  опыта, накопленного в процессе  развития предметно-практической  и теоретико-познавательной деятельности. Совокупность этого опыта интерпретировалась  Гегелем как историческая последовательность  форм объективного духа. В марксистской  философии она понималась как  объективация форм социальной  практики и культуры. Таким образом, человек становится субъектом  познания лишь постольку, поскольку  он в процессе обучения и  социализации приобщается к культурно-историческому  наследию и усваивает определенный  набор культурных традиций, социальных  норм и ценностей.

5. Современная неклассическая версия

- нет  жесткой оппозиции между субъектом  и объектом познания

- вопрос  о природе субъективности

- возникают  новые концепции истины

Важнейшие программы постклассической гносеологии:

-экзистенциально-феноменологическая

-биопсихологическая

-аналитическая

-герменевтическая  и др.

Каждая из этих программ по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает задачи и цели познания, обосновывает такие модели сознания, которые не сводятся к их рационально-теоретическим или эмпирико-сенсуалистическим проекциям.

 

Вопрос26: Понятие истины. Основные концепции истины.

Истина – адекватное воспроизведение реальности в форме знаний.

Подходы(концепции):

Классическая(Аристотель; существовала до 19 в.) Истинными явл. Те знания, кот. соответствуют действительности.

Сущность:

а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;

б можно установить однозначное соответствие между действительностью и знаниями

в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;

г) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания.

Проблемы:

 вопрос  о характере познаваемой действительности  и формах ее детерминации;

 проблема  характера соответствия знания  действительности;

 парадокс  бесконечного регресса в решении  вопроса о критерии истины;

 проблема  логических противоречий и самореферентных  высказываний в структуре классической  концепции истины.

 В 19 в. На смену классической концепции  приходят неклассические концепции:

Прагматистская (Дьюи, Джеймс)- истины только те знания, кот. можно использовать, полезны

Конвенционалистская ( Пуанкаре,).Истинны те знания, кот. мы договорились считать истинными.

Когерентная (Нейрат,Карнап,Решер).Истинны те знания, кот. вписываются в уже существующую систему знаний.

Диалектико-материалистическая (истина – процесс движения познания), в которой можно выделить три основных содержательных компонента:

 а) учение  об объективной истине;

 б) учение  об истине как процессе движения  познания от относительной истины  к истине абсолютной;

 в) учение  о конкретности истины.

3 вида истины:

Объективная – не зависит не от человека, ни от человечества;

Относительная – хар-ся определенной степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания.

Абсолютная - не опровергается последующим развитием познания(например, «мир существует» или «есть рождение и смерть»)

Основным критерием истинности явл-ся практика.

Истина всегда конкретна, т.е. не зависит от обст-в.

 

Вопрос 27: Структура познавательного процесса. Роль практики в познании

Уровни:

1.чувственный

- отражение  внешнего мира в наглядной  образной форме в результате  непосредственного контакта субъекта  познания, обладающего органами  чувств, нервной системой, мозгом, с  объектами реальной действительности.

Чувственный уровень основывается на 5 органах чув-в и протекает в след. формах:

Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти, возникает вне прямого взаимодействия.

2.рациональный

- активный  творческий процесс сущностного  и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его  закономерных связей и их фиксацию  в языке понятий и категорий

Существует 3 формы:

  • Понятие (фиксирует наиболее значимые своства)
  • Суждение (фиксирует связь между понятиями
  • Умозаключение (форма мысли, кот. фиксирует связь между суждениями)

Познавательный процесс базируется на практике (материальная целенаправленная дея-ть людей по преобразованию природный и соц. объектов)

Различают 3 вида практики:

  • Материальнопреобразовательная
  • Социальнопреобразовательная
  • Научный эксперимент

Особенно значима материальная практика, которая оказывает многоаспектное воздействие на познавательные процессы, яв-ся и основой познания и критерием истинности.

Функции практики:

  • Основа познания
  • Практика явл. целью познания
  • Критерий истинности

Смысл хар-ки практики как источника познания в том, что включенные в практику процессы выбора целей и средств деятельности связаны с познавательными процессами и стимулируют их возникновение. В связи с усложнением практич. задач и ростом их масштабов, освоением новых изделий потребность в «обслуживающих» практику познавательных действиях многократно усиливается. В этом плане практика возникает как движущая сила познания.

С представлением о практике как основе познания связано использование в нем продуктов материальной и предметно-практической д-ти – ср-в наблюдения и измерения, реактивов, ср-в разработки и т.д.Результаты практической деятельности(продукты потребления,+новые формы в соц. среде-здравоохранение, охрана правопорядка и т.д.)показывают, насколько практически идеальный план деятельности был эффективным. А т.к. план основан на знаниях, то в итоге результаты показывают, насколько истинными были знания, полученные ранее. Следовательно, практика служит критерием истинности результатов познания.

 

Вопрос 28: Специфика научного познания. Наука и общество.

Познание - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий

Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Понимается как:

-как  система знаний

-как  деятельность

-социально-организованный  институт

Специфические признаки научного познания:

1. необходим  подготовленный субъект познания  и неизученный объект

2. оперирует  определенными средствами воздействия  на материальный мир 

3. всегда  опирается на определенные методы (важнейшие- гипотезы и теории)

4. цель-открытие  объективных законов

5. ориентируется  на будущее 

6. научное  знание предметно и объективно 

7.запрет  на плагиат

8.специальные  приборы

Критерии научности: 1)непротиворечивость 2) доказательность 3) Системность  4) Воспроизводимость 5) Проверяемость 6) Проблемность 7) Мобильность 8) Критичность 9)Практичность

Этапы:

 XVII в. появляются первые сообщества ученых, наука заявляет о своих целях, формулирует правила

 конец XIX – начало XX в., оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности. Происходит соединение науки и образования. Общество осознает экономическую эффективность науки, а прогресс начинает связываться с внедрением научных знаний в производство

 середина 20 в. создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование, осуществляется государственное финансирование научных проектов, возникают новые формы коммуникации между учеными. Всё отчетливее обозначается проблема социальной ответственности ученого, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым.

Наука в собственном смысле слова сформировалась не во всех цивилизациях. В восточных культурах не сложился тот тип знания, который интерпретировался как научно-теоретическое знание. В Древней Греции сформировались предпосылки для перехода к собственно науке, Но античная наука не открыла экспериментального метода. Для возникновения такого способа постижения мира необходимо было изменение мировоззренческих ориентаций, которые укоренились в европейской культуре к XVI в. XVI – XVII в.в. – период становления теоретического естествознания. С этого времени наука утверждается в культуре в качестве ценности. В ХIХ в., когда научные знания постепенно начинают внедряться в производство появляется особый слой исследований – технические науки. Становление технических и социально-гуманитарных наук наряду с уже ставшими естественнонаучными дисциплинами свидетельствовало о возникновении дисциплинарной организации науки (еще один этап в динамике науки).

Современная наука сохраняет свою дисциплинарную организацию. Функционирование современной науки также может быть рассмотрено в качестве самостоятельного этапа исторической динамики науки.

Средства исследования:

-материальные  средства наблюдения и экспериментальные  установки

– язык науки (определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности)

Метод выступает как система регулятивных принципов, с помощью которых генерируется знание. Бывают частнонаучные и общенаучные

Субъект научного познания- специально подготовленный человек, который обязан не только освоить средства и методы соответствующей науки, но и усвоить этические правила и нормы, регулирующие научный поиск.

Знания:

-Научные

-вненаучные  знания( обыденное, религиозное, мифологическое) ,относится также и такое знание, которое заявляет о своих претензиях  на научность, но явно не соответствует  разработанным и принятым критериям  научности.

Уровни:

-Эмпирический (характерна факто фиксирующая  деятельность)

-Теоретический (сущностное познание, осуществляемое  на уровне абстракций высоких  порядков)

Проблема разграничения науки и вненаучного знания предстает как проблема демаркации(О. Конт)

Важнейшие методы научного познания:

1)Метод  восхождения от абстрактного  к конкретному.

2)Метод  моделирования и принцип системности.

3)Эксперимент  и наблюдение.

Социальные функции науки:

1) культурно-мировоззренческие,

2 непосредственной  производительной силы 

3) социальной  силы

 

Вопрос 31: Социальная философия. Ее сущность, структура, исторические типы, функции

Социальная философия – раздел философского знания, изучающий 1) наиболее общие законы общественного развития, 2) специфику движущих сил социального развития, 3. специфику исторического (или социального) познания, называется социальной философией.

Структура социальной философии:

  • философия хозяйства
  • власти
  • культуры
  • социальных структур
  • истории (наиболее значимая – изучает смысл и направленность исторического процесса).

Функции истории: рефлексивная (рассматривает специфику исторического познания, законов социального развития, специфику языка); субстанциональная (изучает само общество как субстанцию этого мира, т.е. 1. историю социального развития, 2. движущие силы, 3. факторы, которые действуют на социальное развитие и т.д.)

Функции социальной философии (см. функции философии): мировоззренческая, методологическая, социально-критическая.

Исторические типы социальной философии:

  • наивно-реалистическая социальная философия. К этому типы относятся идеи об обществе в философии Древнего Китая, Индии, античности. Смысл данного типа соц. фил.: мыслители «схватывали наиболее заметные характеристики общества. Так, Сократ занимался поиском регуляторов социального единения людей в деятельности. Аристотель называл людей «политическим животным», т.к. только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество и т.д.
  • теологическая. Теологические концепции общественного развития характерны для средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский).
  • классическая. Представлена 2 подходами:
  • идеалистическая. Основные принципы: 1. причина (сущность) общества рассматривается в идеальных субъективных факторов. 2. главная движущая сила развития общества – человек.
  • материалистическая: связана с философией марксизма. Основные принципы: 1. способ производства материальных благ определяет способ политической и духовной жизни; общественное бытие определяет общественное сознание. 2. главная сила истории – широкие народные массы; развитие общества рассматривается в связи с развитием экономических формаций.
  • современная неклассическая. Представители: Вебер, Сорокин, Бердяев. Основные положения:

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»