Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

 Три основных этапов развития, трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства (атрибута), 3) отношения.

1)был  связан с поиском некоторой  конкретной, но всеобщей вещи, составляющей  первооснову всех существующих  явлений. Вначале это были стихии  в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем  – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя  интерпретировалась как «первичный  субстрат каждой вещи» (Аристотель).

2) (Новое  время) понятие материи стало  обозначать всеобщие атрибуты  вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и  т. п.

3) (XX в.) это понятие стали определять  на основе субъект-объектного  отношения.

 В  результате материя понимается  как философская категория, которая  обозначает лишь единственное  всеобщее свойство вещей и  явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне  и независимо от человеческого  сознания. Материальность стала  преимущественным аспектом в  понимании бытия вообще и общественного  бытия в частности.

 Берется  соотношение 

 Материи  и сознания

1)объективна(независима  от сознания)

2)познаваема 9сознание может ее познать)

3)сознание  явл. Св-вом материи

4)материя  сущ. Как в природе, так и в  общ-ве 

(в природе  конкретные тела, в общ-ве –  мат. отн.)

Структурная организации материального бытия. Любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.

 В  неживой природе такой ряд  выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое  состояние материи), элементарные  частицы – атомы – молекулы  – макротела (в различных агрегатных  состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики  – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

 В  живой природе: протоплазма (живые  молекулы) – клетка –  организм (особь) – вид (популяция) – биоценоз  – биогеоценоз (эквивалент понятию  экосистемы).

 В  рамках биосферы формируется  и специфический тип материальной  системы – человеческое общество, в котором выделяют особые  подсистемы: семья – классы –  нации и др.

 Материя  обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью  и непрерывностью, системностью, массой  и энергией и т. д. Но важнейшими  свойствами являются:

 пространство;

 время;

 движение 

Вопрос 19: Диалектика как учение о развитии. Структура теории диалектики.

Понятие "диалектика" в философию было введено Сократом и первоначально оно означало искусство вести беседу, спор, искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога. Развивал это понятие Платон. В античности диалектика прежде всего метод правильного мышления. Средневековье- логику вообще или искусство различения истины и лжи. В новоевропейский период философии данное понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия. В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления».

В предельно общем значении диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

 Таким  образом выделяют  3 исторически значимых формы диалектики:

1) стихийная  диалектика древних (античных философов)(Гераклит, Платон, Сократ).

2) идеалистическая  диалектика немецкой классической  философии (Кант, Шеллинг, Гегель)

3) материалистическая  диалектика (Маркс).

Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории.

Принципы диалектики:

1) принцип  всеобщей связи.

 Диалектика  изучает наиболее общие и существенные  связи, которые имеют место во  всех областях материального  и духовного мира.

 Типы связей:

-структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и многообразие;

-системные - выражают принцип системности (система  и элемент);

-причинные - выражают принцип причинности (причина  и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность);

-связи  детерминации - выражают принцип  детерминизма, т. е. всеобщей обусловленности  явлений материального и духовного  мира.

2) принцип  развития.

 Развитие - это всегда качественное изменение  вещей, это движение от низшего  к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали, каждый  виток которой расширяется кверху. Нет и не может быть развития  вне или без движения, и движения, которое не содержало бы в  себе развитие. Важнейший признак  развития - необратимость, другой признак - направленность (изменение качества  системы в определённом направлении - прогрессивное и регрессивное). Развитие может быть однолинейным  и многолинейным, гармоничным и  дисгармоничным, ускоренным и замедленным.

Законы диалектики:

- основные (раскрывают сущность развития) закон  единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет  источник процесса развития), закон  перехода количественных и качественных  изменений (раскрывает механизм  процесса развития) и закон отрицания  отрицания (указывает направление  развития).

Категории: выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и целым.

 

Вопрос 20:. Основные законы диалектики, их сущность и значение.

Закон единства и борьбы противоположностей.

 Раскрывается  через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

 Противоположность  – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются  друг от друга и вместе с  тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Применяются:1. в науке (положительное, отрицательное),2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма),3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).

 Момент  взаимодействия противоположностей  – противоречие. Виды противоречий:

1. Антагонистические (существуют между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие) и неантагонистические.

2. Внутренние (противоречия между противоположными  сторонами предмета) и внешние (противоречия  между данным явлением и другими  явлениями)

3. Основные (противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета) и неосновные ( противоречия между другими  сторонами предмета)

 Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития.

 Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

 Любой  предмет и явление обладают  как количеством, так и качеством.

 Качество  – свойство предмета - такие черты  и особенности предмета, которые  характеризуют его способность  взаимодействовать с другими  предметами; структура предмета, функции  предмета, место предмета в определенном  процессе. Степенью той или иной  качественной определенности является  количество.

 Скачок  – переход от одной меры  к другой или от одного качественного  состояния к другому. Могут быть  эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда становятся другими несущественные  для него свойства, черты, закономерности  и сохраняются его основные  св-ва, закономерности, структура.

 Революция - изменение предмета, которое коренным  образом меняет его структуру, его основные черты и закономерности  и он превращается в совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.

 Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

 Закон отрицания отрицания.

 Развитие - такое изменение предмета, когда  последующая стадия процесса  не просто включает в себя  в преобразованном виде какие-то  стороны, элементы предшествующих  стадий, а имеет возможность сохранить  положительное содержание данных  стадий. Отрицание – такая связь  старого и нового в процессе  развития, когда новое возникает  на базе старого под влиянием  свойственных ему внутренних  противоречий, преодолевает его  и при этом сохраняет в той  или иной степени, некоторые положительные  черты, присущие старому. Изменения  носят как прогрессивный, так  и регрессивный характер. Прогрессивное  развитие того или иного явления  зачастую бывает связанно с  регрессом некоторых, составляющих  его элементов (пр. переход от  рабовладения к феодализму –  прогресс, но в области духовной  культуры наблюдался известный  регресс, связанный с господством  церкви). Регрессивные изменения  могут выступать и как определенный  этап развития.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

 

Вопрос 21: Природа как объект философского анализа. Эволюция представлений о природе в динамике культуры. Биосфера и закономерности ее развития. Понятие ноосферы. Экологические проблемы современности.

В широком смысле:

Природа – совокупность всего сущего; весь мир в его многообразии. В своем содержании совпадает с такими философскими категориями как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос.

В узком смысле:

Природа - естественная среда обитания человека; совокупность процессов, протекающих естественным путем, без воздействия человека.

Природная среда – та часть природы, которая воздействует на общество и составляет условия для жизни людей.

1) Для  первобытного человека природа  – совокупность таинств, человек  не отделял себя от природы, а растворялся в ней. Так возникло  направление антропоморфизм. В его  рамках развивались:

Анимизм (воззрение , согласно которому все имеет душу и живо до тех пор, пока душа не расстанется с телом)

Гилозоизм ( воззрение, согласно которому живое все, что есть) Отличие живого от неживого не имеет смысла.

Тотемизм (отождествление себя с каким-либо животным-тотемом, которое считалось прародителем)

2) Средневековая  христианская культура:

Природа – нечто сотворенное Богом и более низкое , чем сам человек. Природа – источник зла. Жизнь человека – борьба бренного тела с душой.

3) Новое  время:

Природа обозначается термином «натура», который используется также в таких смыслах как мир, миропорядок, Вселенная. В это время преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Ньютон, Галилей, Декарт создают механическую картину природы, понимание природы как субстанции, т.е. причины самой себя.

4) Современность:

Природа – сложная с-ма. Мир понимается как многогранный открытый, бесконечный. Мир рассматривается в его сложной взаимосвязи и взаимодействии, учитывается способность мира самонастраиваться и самовоспроизводиться. Коэволюция человека и природы. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество изменяя биосферу должно изменяться и с учетом объективных требований природы.

Наряду с понятием природы используется категория образа природы ( в естествознании картина мира), обозначающая с-му представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке. Образ природы задает исходные параметры описании и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения.

Модели взаимодействия человека с природой:

1. Архаическая (мифологическая)

2. Индустриально-технологическая (конец эп. Возрождения, Новое время, надо покорить природу)

3. Диалогическая, возникает в 20в. в связи с осознанием  катастрофизма глобальных проблем.

  Термин  «биосфера» впервые был употреблен  еще в 1804 г. французским ученым  Ж. Б. Ламарком. В конце XIX в. его использовали  австрийский геолог Э. Зюсс и  немецкий ученый И. Вальтер практически  в том же значении, что и  Ламарк. Сегодня это понятие имеет  несколько возможных толкований:

 1) совокупность всех организмов;

2) область  современной жизни;

3) особая  оболочка Земли, включающая наряду  с организмами и среду их  обитания;

4) результат  исторического взаимодействия живого  и неживого. Современные представления  о биосфере и закономерностях  ее развития основываются на  классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей.

Биосферу рассматривают в качестве одного из основных структурных компонентов строения нашей планеты и выделяют структурные уровни ее организации: молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический. Исследования биосферы свидетельствуют о ее природной динамике:

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»