Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный).

В 14-16 вв. формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566г. белорусский язык был официально узаконен как государственный язык ВКЛ. Образование белорусской народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрождения. Достоянием белорусов наряду с традиционными произведениями религ. морал. содержания становятся труды, посвященные вопросам истории, географии, права, медицины, астрономии, математике.

Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией в ВКЛ, она оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, стимулировала проведение соц.-эконом. реформ, развитие образования. Подрывая авторитет официальной теологии, давала возможность индивидуальному человеческому разуму решать религиозные и нравственные вопросы. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм, существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли. Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав.

Этапы эпохи Возрождения:

 Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в.

 Главная  духовная интенция этой эпохи  – идея рационального переустройства  общества.

 Философия  Возрождения и Реформации, вторая  половина ХVI в. Этот период включил  в себя широкое социальное  движение. Философия Беларуси пыталась  пересмотреть традиционные теологические, соц.-полит. представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма. (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

 Философия  позднего Возрождения, контрреформации  и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). Признаки этого периода: развертывание  контрреформации, ослабление и закат  реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты  национально-культурного своеобразия  белорусов, их национально-политического  самоопределения. Это было время  утверждения схоластического типа  философствования.

 Направления в истории философской  мысли Беларуси эпохи Ренессанса:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании.

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий. Стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику. Порок схоластики гуманисты усматривали в ее оторванности от повседневной жизни, общественных процессов. Ценность философии -в ее возможном практическом приложении. Философское знание должно было выступить в качестве орудия социальных преобразований.

в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Они заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира, обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

 Развитие  духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком  идейной борьбы православия и  униатства. Философская мысль этого  времени концентрировалась в  сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась  поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся  на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались  дискуссии между представителями  различных конфессий: православной (М. Ващенко), униатской (И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский,).В первой половине  ХIХ в. наблюдается закат традиций  Просвещения, смена духовно-ценностных  ориентаций в связи с вхождением  Беларуси в состав Российской  империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвинутый  в Виленском университете, задал  ориентацию на идеи нац.-культурного  и госуд. возрождения. Однако в  целом собственно философская  традиция в Беларуси прерывается.

 Распад  Советского Союза и образование  суверенной РБ дали новые импульсы  поискам нац. идентификации белорусов, стимулировали обращение к нац. духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской  культуре.

 

Вопрос 17: Бытие как предмет философского анализа.

Метафизика-«мета» после физики.

Вопросы, которые изучает метафизика:

Мир един или миров много

Может ли человек познать мир

Как существует мир (источник развития)

Объективен ли мир

Антология-метафизика бытия.

Бытие – 1)конкретно существующее

2)указание  на то, что нечто есть

Виды бытия:

Материальное

Идеальное (бытие знаний идей)

Формы бытия:

Бытие вещей

Бытие человека

Духовное бытие

Социальное бытие (общ-ва)

Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI—V вв. до н.э.).

1 период: материя понимается как вещь

Парменид. бытие есть, небытия нет» (то, что есть — существует; то, чего нет — не существует).

Бытие неизменно и неподвижно.Зенон Элейский -нельзя мыслить движение, множественность, делимость и прочие привычные характеристики бытия непротиворечивым образом.

Демокрит основой мира провозгласил атомы — мельчайшие неделимые частицы. Предел делимости существует, и конечный отрезок нельзя делить до бесконечности (а только до атома). Поэтому и множественность, и делимость, и движение можно мыслить без противоречия. Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаются разные вещи). Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть — это пустота, в которой движутся атомы

. Платон - идеи (эйдосы) — это и есть  подлинное бытие. А все то, что  движется, изменяется, возникает и  исчезает, т.е. материальный мир, —  это небытие. Чтобы объяснить  вещь, надо найти ее идею, т.е. то  общее, устойчивое, постоянное в  ней, что дано только разуму, а  не чувствам. Только разум в  состоянии «схватить» сущность  вещей 

 Результатом  усилий античных философов были  следующие мировоззренческие установки.

1. Видимый, чувственно-материальный мир скрывает  за собой некий абсолют, представляющий  истинную суть бытия.

2. Подлинное  бытие постижимо исключительно  разумом.

3. Оперирование  понятиями способно приводить  к истине и без опоры на  чувственно-материальный опыт.

4. Наше  земное существование неистинно, несовершенно. Его хорошо бы изменить  тво имя стремления приблизиться  к подлинному, настоящему бытию.

Средневековье на первый план вышло противопоставление земного, ограниченного существования подлинному, сверхчувственному бытию. Всецелой полнотой бытия в христианской картине мирозданья обладает только Бог. Все остальное — «тварно», т.е. сотворено Богом, и поэтому не имеет самостоятельности. Чем дальше от материи, тем ближе к Богу.

 Новое  время. Декарт, Спиноза, Лейбниц. Декарт -существование двух субстанций («мышления» и «протяжения») как  первоосновы всего сущего. (дуалистическая) Спиноза- единая и самодостаточная  субстанцией, содержащей «мышление»  и «протяжение» в качестве  атрибутов (т.е.свойств, без которых  вещь не может существовать  и развиваться. (монистическая). Лейбниц -бесконечная множественность субстанциальных  основ мира «монад», каждая из  которых отражает в себе весь  мировой порядок (плюралистическая).

 В XVIII в. (в эпоху Просвещения) классическая  метафизика с ее представлениями  о субстанциях и божественной  воле была подвергнута беспощадной  критике. Ее атаковали как материалисты (Гольбах, Дидро, Ламетри), так и идеалисты (Беркли), и даже агностики (Юм). Суть  претензий -метафизический стиль  мышления пренебрегает практическим  опытом и экспериментом.

Расщепление проблемы бытия на две составляющие: бытие природы и бытие общества, человека.

 Природное бытие:

- не существует  никаких сверхчувственных субстанций, единственная реальность этого  мира — вещество, т.е. материя

-движение  — неотъемлемый атрибут материи; никакое первоначало (первотолчок) не допускается;

- идея  всеобщей причинности и закономерности;

- случайность  объявляется категорией субъективной, это — то, причину чего мы  не знаем.

 Бытие общества и человека:

- доминантой  общественного развития объявляется  разум

- всячески  подчеркивается и укрепляется  уверенность человека в своей  автономии, в независимости от  сверхъестественных сил

- формируется  убежденность в способности человека  изменять социальный мир на  основе открытых «законов разума»;

- появляется  идея общественного прогресса, главным  критерием которого признается  степень просвещенности общества  и «разумность» социальных институтов 

Подобные идеи фактически разрушили античную традицию трактовки бытия как некоей высшей, запредельной реальности, которую человек должен найти и понять. Различение подлинного и мнимого бытия, поиск опоры на внежитейские слои бытия становились излишними. «Бог умер», — провозгласил во второй половине XIX в. Ф. Ницше. Философы потеряли интерес к проблемам онтологии.

Философия постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, М. Фуко, Ж. Деррида) сосредоточилась на критике социального бытия. Если общественная жизнь представляется свободным состязанием различных социальных групп за место под солнцем, то, естественно, не может быть единой для всех системы приоритетов и ценностей. Нет никакого смысла искать опору этому несуществующему ценностному единству в бытии мира в целом

  Суть философской проблемы бытия. Исследование наиболее общих вопросов бытия составляет содержание специального раздела философского знания — онтологии.. Центральной категорией этой области философии является категория «бытия».

Зафиксировав в качестве аксиомы факт существования мира в целом, наша мысль неизбежно двинется дальше: а каким образом он существует? Этот вопрос подразумевает прояснение сразу нескольких характеристик бытия:

- Мир  существует вечно? Конечен или  бесконечен наш мир пространственно? Благодаря чему существует наш  мир? Если наблюдаемый нами мир  когда-то возник, то по какой  причине или по чьей воле? Из  чего? Наш мир един или множествен? Мир в целом развивается, изменяется, или он стабилен и постоянен? Есть ли в существовании нашего  мира какой-либо смысл?

 Практически  каждое действие человека целесообразно  и осмысленно →такой же характер  должна иметь и вся его жизнь. Определить, в чем они заключаются, что может придать жизни человека  приемлемый смысл, — это и есть  главная задача философствования, его «основной вопрос».

 Формы бытия:

1.природы -Вещей и процессов–естественное  бытие, иногда его разделяют на  миры:

микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека, мегамир.

2.социальное  –Человека и общества в целом. Чел сущ-ет как чел благодаря  уникальной связи природного(чел.)тела  и чел.духа(созн-я).Эта уникальность  связи в других объектах отсутствует. Имеет след тенденции: -технологизация  –институализация –глобализация  –информатизация (виртуализация)

3.Духовного(идеального).делится  на субъективное познание, сознание  индивида и объективное идеальное.

 Отсюда  можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

два основных вида бытия – материальное(объективное) и духовное (идеальное, субъективное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста.

 

Вопрос 18: Динамика представлений о материи в философии и науке. Структурная организация материального мира.

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»