Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания.Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем. Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка.

Своеобразие марксистской философии: единство её основных методов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики.

Недостатки марксизма:

-Недооценка  проблемы человека как индивида;

-Переоценка  классового фактора при анализе  его сущности и экономики;

-Абсолютизация  борьбы противоположностей в  развитии;

-Абсолютизация  скачков - взрывов и недооценка  постепенных скачков.

Осн. идеи марксизма и их значение:

1) в основу  мировоззрения кладутся не религиозно-мистические  или идеалистические, а выводы  современного естествознания;

2) М.открыто  признал свою связь с интересами  определенного класса пролетариата;

3) как  следствие ставится принципиально  новая задача - не ограничиваться  объяснением мира, а выбрать методологию  его преобразования, в первую  очередь - преобразования общества  на основе сознательной рев. деятельности;

4) отсюда  центр Ф. исследований переносится  из области чистого познания  и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных  рассуждений об общем устройстве  мира на область практики;

5) это  приводит к тому, что материализм  впервые распространяется на  понимание общественной жизни;

6) сами  познание и мышление были поняты  по иному. Мышление как результат  сложной исторической общественно-трудовой  деятельности.

Особенности философии марксизма:

• основной вопрос философии решается материалистически;

• истина как результат совпадения представлений человека и действительности; критерием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-чувствительной деятельности человека;

• диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;

• провозглашается требование тесного союза философии и естествознания.

Марксистская или диалектико -материалистическая философия теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли. Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи –П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.

 

14. Современная неклассическая философия

Философия  экзистенциализма.

 Ведущее  место в иррационалистическо-гуманистическом  направлении западной философии  принадлежит экзистенциальной философии. Ее представители Серен Кьеркегор (1813 — 1855), Мартин Хайдеггер (1889 — 1976), Карл Ясперс (1883 — 1969). В 30-е годы  возникало и распространилось  также французское направление  экзистенциализма, представителями  которого были известные писатели  и философы: Альбер Камю (1913 — 1960), Жан-Поль Сартр (1905 — 1980), Габриэль  Марсель (1889 — 1973), Морис Мерло-Понти (1908 — 1961).

Экзистенциализм — иррационалистическая философия, предметом рассмотрения которой является не объективная реальность, а внутренний мир человека. Основная задача экзистенциализма — определить содержание человеческого существования. Центральными проблемами этой философии являются:

Проблема существования (экзистенции) человека. Экзистенциальная философия утверждает, что не все, чем живет человек, что он переживает, есть настоящее существование. Если человек работает, учится, отдыхает, радуется тому или иному случаю, — это существование внешнее. В таком существовании теряется неповторимая целостность каждого отдельного субъекта, исчезают те первоначальные, внутренние, интимные, якобы независимые от внешнего мира и от других людей переживания, которые составляют существование. Для обозначения сущест­вования в этом понимании и используется термин «экзистенция». Экзистенция выражает глубинную основу, сущность существования, неповторимость, уникальность человека и его судьбы. Если существование представляет человека таким, каков он есть, то экзистенция указывает на возможности, которые таятся в нем. Экзистенция означает способность человека осуществить свой выбор, раскрыть свои возможности, стать собой.

2.  Проблема  бытия человека и бытия мира. Это центральная проблема экзистенциальной  философии. В отличие от классических  философских учений о бытии, которые  рассматривали его как объективный, независимый от сознания мир, экзистенциалисты считают, что философия  будет стоять на позициях жизненного  реализма лишь в том случае, если она поставит в центр  анализа человека, его бытие. Мир  как таковой для человека существует  постольку, поскольку он отталкивается  от своего бытия, сообщает миру  определенное значение и содержание. Человек создает мир таким, каким  желает его видеть, исходя из  собственных переживаний, создает  свою эмоциональную картину мира. Нет смысла говорить о каком-то  особом, объективном, внечеловеческом  мире. В их концепциях объективная  действительность существует как  субъективная действительность, как  продукт переживаний субъекта, как  существование его восприятий, его  сознания.

3.  Проблема  свободы человека. Экзистенциализм  определял свободу как выбор  человеком самого себя: человек  таков, каким он сам себя свободно  выбирает. Свобода трактуется не  как свобода деятельности, а как  свобода выбора, то есть отношение  субъекта к независимому от  него окружению. Он может или  свободно согласиться со своим  положением, или так же свободно  не принимать это положение. Объективная  ситуация не сама по себе  ограничивает нашу свободу, а  лишь в качестве переживания  ее нами как ограничения. Отсюда  вывод: задача человека состоит  не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы прежде всего  изменить свое отношение к  нему

 

Вопрос 15:Особенности русской философия и круг ее проблем.

Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики.

 1. 9-нач.17 вв. Зарождение

Представители: Метрополит Илларион, Владимир Мономах, Кирилл Туровский

Хар-ка:

Зарождение философской проблематики

 Формирование  категориального аппарата

 Неразделенность  философии и теологии

 Отсутствие  целостных концепций

2. к.17 –нач.18вв. Русское просвещение

Представители: Татищев, Радищев, Ломоносов

Хар-ка:

 Социально-политические  воззрения

 Попытка  построить идеальную модель гос-ва

 Интерес  к образованию и науке

 Татищев  и Радищев занимались проблематикой  гос. строя, Ломоносов – науки  и образования.

3. к.18-19 вв. Расцвет русской классической  философии

Хар-ка:

 Историософия  Чаадаева

 Славянофилы  и западники

 Концепция  всеединства Соловьева

 Философия  свободы и творчества Бердяева

Петр Чаадаев (1794-1856) прославился как социальный философ, критиковал самодержавно-крепостнический строй, при создании своей философской с-мы руководствовался идеей единства религии и философии, был приверженцем ряда принципов католицизма, связывая с ним достижения западноевропейской цивилизации. Заслуги католицизма Чаадаев видел в том, что эта религия объединяла народы западноевропейских стран, создавая единство мысли. В соответствии с такой философско-исторической концепции он пытался объяснить причины отсталости России и существования в ней крепостного права. Чаадаев считал, что католицизм исчерпал опыт социального развития человечества, которое дальше должно продолжиться в сфере духа. В связи с этим, определенный позитив Чаадаев видел в православном христианстве.

Западничество как течение русской обществ. жизни оформилось в 40-60-х гг. XIX в. Его основные идеи развивались в кружках ^ Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена — Огарева.

Идеи:

1) критика  феодально-крепостнических порядков  в экономике, политике, культуре;

2) идея  социально-экономического реформирования  по западному образцу

3) отрицание  революционных методов разрешения  социальных проблем; средством социальных  преобразований должно было выступить, прежде всего, просвещение и пропаганда;

4) высокая  оценка преобразований эпохи  Петра I. Перспективный источник  социального развития России  усматривался западниками в использовании  опыта западноевропейских стран.

 Стремясь  построить свою систему философии  истории, они старались определить  роль русского народа среди  других народов Европы. Обсуждение  проблем религии и вопросов  о методах реформ раскололо  прежде идейно единое западничество  на два направления:

 •  либеральное (. Анненков,. Грановский, Кавелин), отстаивавшее догмат о бессмертии  души;

 •  революционно-демократическое (Герцен, Огарев, Белинский), трактовавшее сущность  души с позиций атеизма и  материализма, выдвигавшее идеи  революционной борьбы.

 К  сер. XIX в. под влиянием соц. реформ  либеральное крыло западничества  сходит на нет, революционно-демократическое  выливается в идеологию разночинцев.

Славянофильство — религиозно-фил. течение русской общест. мысли, оформилось в конце 30 - начале 60-х гг. XIX в. Среди главных представителей славянофильства были:

 •  «старшие» славянофилы. Л .С. ^ Хомяков, И. В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин;

 •  «младшие» славянофилы К .С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреевский, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов;

 •  «поздние» славянофилы: Я .Я. Данилевский, Н. Я. Страхов.

Основная идея:

 утверждение  самобытности России, ее обществ, уклада. Своеобразие России виделось  славянофилам в соборности русской  жизни, проявл. в общинном земледелии. Славянофилы отвергали западный  рационализм. Основа российской  жизни, утверждали славянофилы, - это  известная триада:

Православие (соборность, цельность духа);

Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти);

Народность (правосл. община, солидарность и нравственность).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) Соц. идеал Соловьева - «вселенская церковь», объедин. православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполаг. созидание «богочеловечества» - конечной стадии истории. В богочеловеческом организме обретут свое единство вера в Бога и вера в Человека. Осн. пафос «философии всеединства» Соловьева «оправдание добра». Согласно ей, изначально сущ. два мира - «мир зла» (времени) и «мир добра» (вечности). Задача, стоящая перед человеком, — это поиск пути из мира времени в мир вечности. Дух и тело одинаково принадл. миру вечности и миру времени, ибо в них иногда преобладает начало добра, иногда - зла. Мир времени стремится завладеть человеком всецело, заключить его в свой круг, за которым - смерть. Простейшая форма борьбы с миром времени - память. Источник добра Соловьев видел в Боге. Именно любовь к Богу, согласно философу, дает всю полноту восприятия и целостности жизни. С ним он связывал надежды на победу добра над злом. Соловьев указ, на наличие у человека чувства стыда. Это чувство отсутств. у животных. Человек стыдиться, когда животное начало берет над ним верх. Чувство стыда свидет. о нравственной природе человека. Наряду с чувством стыда, человек имеет чувство жалости - ощущение чужого страдания. И, наконец, человеку присуще чувство благоговения перед Высшим, или страх Божий.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) Итогом творческих поисков явилась работа «Философия свободы». Особого внимания в концепции Бердяева заслуживает термин «объективация». Объективация есть утеря свободы духа человеком. Одним из губительнейших явлений жизни Бердяев считал буржуазность, в основе кот. лежит призрачное ощущение жизни и бытия. Главное для буржуя - материальное благо, деньги. Все это отделено от духа, от смысла, от любви. Когда такой человек добивается власти, он часто бывает склонен подавлять других

4. 20 в. Современная русская философия

а) русский космизм:

 •  религиозное (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский): видело в человеке  Божий замысел, обосновывало необходимость  активного участия человечества  в божественном творении;

 •  естественно-научное (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский): рассматривало преобразующую  деятельность человека как космическую (планетарную) силу; В качестве инвариантных  философских идей, представленных  в обоих вариантах космизма, выделяются:

 идея  всеединства;

 идея  незавершенности развития мира  и человека, что оставляет открытым  вопрос о возможности человеческого  участия в эволюции мироздания;

 интерпретация  человечества как органичной  части космоса;

 идея  активности, внутренне присущей  человеку; идея преображения мира  как смысл человеческой деятельности;

 идея  вечности жизни (в богочеловечестве).

б) Советская философия (Ленин, Плеханов)

в) Современная философия методология науки ( Минская, Московская школы)

 

Вопрос 16: Специфика белорусской философии.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

 Белорусская  философская мысль эпохи Возрождения  воплощала в себе основные  черты философии европейского  Ренессанса. ^ К таковым следует  отнести:

1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого  бытия, когда в центре внимания  философов выступала проблема  истор. предназначения человека;

2) идею  абсолютной духовной свободы, сочетавшей  в себе концепцию гносеологического  оптимизма с представлением о  безграничных возможностях человека  в деле практического преобразования  природы, общества на началах  разума;

3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего  принципа интеграции мироздания  и самого человека.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»