Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Файлы: 1 файл

shpory_po_filosofii.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

Патриархальная теория берёт свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения).

Договорная теория (теория договорного происхождения государства) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека.

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия.

Психологическая теория возникла в середине XIX века. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй.

Органическая теория. Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма. Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

Материалистическая (классовая) теория. Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу.

Сущность государства выражается в его функциях. Все функции государства делятся на внешние и внутренние. Поскольку экономически господствующий класс выступает от имени всего общества, постольку его политическая организация есть и форма организации общества в целом и постольку его деятельность включает два момента: выполнение общих дел и специфические функции, вытекающие из противоположности интересам народа. Поэтому было бы совершенно неправомерно сводить многообразие функций государства лишь к одной — функции подавления, угнетения, эксплуатации, то есть к репрессивной функции. Государство призвано выполнять многие функции, среди которых важнейшая - хозяйственно-экономическая функция. Культурно-воспитательная функция также всегда присуща любому государству. Внешние функции - защита своего государства, установление экономических и культурных связей с другими государствами. Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают обратное влияние на его внутренние функции.  

32. Договорные теории  происхождения и сущности государства. «Естественное право» (Гоббс, Локк, Монтескье) и его основные понятия.

Договорная теория (теория договорного происхождения государства) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н.э. Софистами в Древней Греции. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Естественное право (ЕП) представляет собой первую в истории философии модель возникновения общества и принципов общественного устройства. ЕП исходит из того, что существует система норм взаимоотношений между людьми, которая отличается от системы норм установленных гос-вом. Нормы установленные гос-вом получили название позитивного права. ЕП в соответствии с этой теорией значимо само по себе. Оно предшествует позитивному праву и в случае расхождения с последним, имеет безусловное превосходство. В истории философии были три различные концепции источников естественного права: 1я - возводит естественное право к божественному промыслу, как своему источнику. 2я - рассматривает естественные законы как привычки или даже инстинкты всех одушевленных существ. 3я источником ЕП считает разум человека, перенося, таким образом, источник в человека.

Теоретиками естественного права в 17-ом в. выступают Гоббс и Локк. Они определили основные категории естественного права "естественное состояние", "естественный закон", понятие "природы человека", "разума" и "общественного договора".

“Естественное право” ЕП – состояние людей до образования гос-ва (гражданское общ-во), характеризуется: 1) равными правами всех на все; 2) свободой каждого (это две хар-ки состояния по Гоббсу).

Стремление человека реализовать свое право наталкивается на стремление других людей, в следствии этого – война, которая не может закончится чьей-либо победой. “Война всех против всех”.

Поиск союзников – первое следствие естественного закона (ЕЗ). Заключение договора – добровольное перенесение своих прав на третье лицо. Люди отказываются от естественного состояния на основе разума – собственного правильного рассуждения человека о совершаемых им действиях. Этой способностью обладает каждый, поэтому каждый человек способен действовать в своих интересах. М/б три ситуации при заключении договора: 1) обе стороны выполняют договор; 2) первая сразу, вторая с отсрочкой (соглашение); 3) никто. У Гоббса в естественном состоянии нет оснований чтобы первым выполнять договор. В гос-ве или гражданском общ-ве к выполнению договора принуждают силой.

2-е следствие: не из основного  закона: нужно придерживаться соглашений  чтобы не ухудшить положение  выполнившего договор первым.

3-е следствие: при распределении  прав каждому равное право.

4-е следствие:  Скромность – претендуя на какое-либо право должен признавать право других людей.

5-е следствие: нельзя оскорблять  другого человека словом, делом  – в следствии война.

6-е следствие: наказывая нужно  думать о благе в будущем, а  не о совершенном деянии в прошлом. Нарушение закона – жестокость.

7-е следствие: дарование мира  – прощение провинившихся при  принятии необходимых мер безопасности.

8-е следствие: все люди д/б  предупредительными друг к другу.

Гоббс говорил о необходимости судей, арбитров (беспристрастных, независимых), о справедливом распределении – все вещи надо разделить поровну или пользоваться  по очереди, установленной 1) по жребию – искусственно; 2) естественно – от отца к сыну.

Т.о. ЕЗ-ны – моральные з-ны, которые трудно познать (мешают страсти). Познать ЕЗ – поставить себя на место другого человека (не делать другому человеку того, чего не хочешь для себя).

Гоббс сторонник абсолютной монархии.

Локк – суверен (собрание лиц), сторонник ограниченной монархии. По Локку естественное состояние – состояние естественного равенства и полной свободы, но не своеволия. Предел свободы – такая же свобода другого человека. По Локку естественное состояние было состоянием счастья, процветания, мир.

По Гоббсу люди выходят из естественного состояния, заключая общ-нный договор в силу взаимных опасений, а у Локка общ-нный договор заключается на основании долга взаимной любви. Основной закон у обоих – закон самосохранения. Никто не имеет покинуть свой пост и не имеет право лишить человека свободы (распоряжение по своему усмотрению своими естественными способностями). Гоббс утверждал: каждый имеет право жизнь и тело всеми доступными ему средствами и в выборе их никто не является для человека судьей.

Просвещение – признание значимости законов естественных, каждый по своему характеру – моральные законы обязывают людей всегда и везде перед лицом собственности.

Руссо (республиканец) говорил, что человек по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным. Равенство естественное состояние человеческого общ-ва, главная причина неравенства – возникновение частной собственности. Равенство предполагает строгую умеренность во всем, устранение всяких излишеств, отсутствие злоупотреблений, ограничение размеров имущества знатных и богатых.

 

 

33. Марксистская концепция  государства и ее основные  недостатки. (Маркс, «Критика Готской  программы»)

ГОСУДАРСТВО — политическая форма организации общества, возникшая в результате его раскола на противоположные классы. Являясь основным институтом политической системы, Г. осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. В классово антагонистическом обществе оно выступает орудием экономически господствующего класса и используется им для подавления своих социальных противников. Г.— основное, но не единственное политическое учреждение классового общества. Наряду с ним функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения, к-рые в совокупности составляют политическую систему общества. От др. звеньев этой системы Г. отличают:

  1. наличие органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся па все население;
  2. наличие права - совокупности общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных Г.;
  3. наличие определенной территории, на к-рую распространяется власть, юрисдикция данного Г.
  4. особых отрядов вооружённых людей, защищающих эту власть и подчиняющихся ей (армия, полиция и др.).

Внешней функцией государства является взаимодействие с другими государствами. Внутренней функцией и сущностью государства является защита существующего экономического базиса. Базисом является совокупность п.о., экономический строй и социальная структура. Базис порождает надстройку – систему полных, правовых, философских, этических, религиозных и других взглядов и соответствующих им учреждений и организаций. Надстройка обслуживает базис и защищает его. Изменения в базисе вызывают изменения в надстройке. Однако и надстройка может активно влиять на базис. Базис и надстройка в совокупности составляют общественно-экономическую формацию.

Развитие П.С., изменение отдельных элементов П.О. и элементов надстройки в рамках ОЭФ составляют эволюционный способ развития общества. Смена ОЭФ представляет собой социальную революцию – коренной переворот во всех областях общественной жизни, появление нового способа производства, приход к власти нового общественного класса.

По мнению Маркса государство образуется в результате возрастания социального неравенства, усиления частных собственников, которым необходим аппарат для защиты своих привилегий и для эксплуатации неимущих соплеменников.

Сущность Г. определяется характером производственных отношений, совокупность к-рых составляет экономический базис общества. Г. является политической надстройкой, но обладает относительной самостоятельностью, оказывая значительное воздействие на все сферы общественных отношений, включая и экономику. Г. может способствовать развитию этих отношений или, напротив, тормозить их. История показывает, что по мере усложнения общества роль такого обратного воздействия Г. на породивший его экономический строй возрастает.

"Критика  готской программы" (1875 г., Маркс): разрабатываются основные положения политэкономии социализма, Маркс обращает внимание на наличие переходного периода между капитализмом и социализмом, и этот период не может быть ничем иным, чем диктатурой пролетариата. Коммунистическое общество делится на две стадии: коммунизм и социализм. В условиях социализма должно быть равенство, которое выражалось бы в одинаковом отношении всех работников к средствам производства и в равной оплате за равный труд. При коммунизме, возможно, будет распределение по потребностям. Это будет, когда вместе с всесторонним развитием человека вырастут и производительные силы (другой человеческий материал).

Маркс показал распределение совокупного общественного продукта при коммунизме. Весь продукт принадлежит трудящимся, и весь является необходимым. Все, что удерживается с производителя, возвращается ему как члену общества (отсутствует эксплуатация).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"