Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Файлы: 1 файл

shpory_po_filosofii.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

Трудно переоценить важность и такой функции науки, как прогностическая. Причины тому очевидны. Современное состояние взаимоотношений природы и общества, повышенная конфликтность геополитических, национальных и прочих отношений, напряжённость демографической ситуации - эти и многие другие глобальные проблемы таят в себе угрозу самому существованию человечества. За возникновение этих проблем наука несёт немалую ответственность. Мировоззренческая функция науки задана самой её сущностью. Под мировоззрением обычно понимают систему общих взглядов на мир и место человека в нём. Именно наука составляет информационную основу, а также определяет сам способ построения общей картины мира, обеспечивает ему системность и глубину.

Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) её функции как социальной силы, связанной с тем. что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

В период становления науки как особого социального института, ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере культурного мировоззрения, где в течении долгого времени шла борьба между геологией и наукой. Переворотом Коперника наука впервые сформулировала понятие культурного мировоззрения. Это стало началом проникновения научного знания и мышления в структуре деятельности человека и общества. Обнаружились и первые признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику.

Позже наука стала решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения вселенной, возникновения жизни и происхождения человека.

Без становления этих культурно- мировоззренческих позиций научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с возникновением и укреплением культурно- мировоззренческих функций науки, занятия наукой постепенно становятся самостоятельной сферой человеческой деятельности. 

39. Специфика и взаимосвязь  религии, морали и искусства.

Общественное сознание (ОС) это процесс отражения и осмысления обществом бытия. Когда имеют в виду ОС, то отвлекаясь от всего индивидуального личного, принимают взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом, или для конкретной группы, класса. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание; общественная психология и идеология; мораль и религия; искусство, наука, философия. Общее: религия мораль и искусство – формы общественного сознания.

Моральное сознание – составляют взгляды общества на те или иные поступки людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и не справедливости. Мораль связана с правосознанием, но моральные нормы отличаются от правовых. Правосознание оценивает поступки людей исходя из закона поддерживаемого государственным принуждением. Мораль же опирается на внутренние убеждения и охраняется общественным мнением. Мораль содержит нравственные убеждения, чувства, привычки, образующие в совокупности нравственное сознание личности.

Эстетическое сознание, Искусство – форма ОС, в котором определяется эстетическое отражение человеком общественной жизни и природы в художественных образах и картинках. Основные категории эстетического С – прекрасное - безобразное, трагическое – комическое.

Религиозное С – представляет собой фантастическое, иллюзорное отражение в сознании человека тех внешних сил которые господствуют над нами в повседневной жизни, отражение в котором земные силы принимают форму неземных.

Различия: религия – особый социальный институт со связями и ритуальной практикой организации людей; мораль и искусство – это не институт, в них отсутствует ритуальная практика.

Сравнение:

  1. по сфере отражения:

Р – сверхъестественное, бог;

М – нравственные чувства и нормы, ценности, этические идеалы (Добро, Зло), которые могут быть и атеистичны;

И – мир в индивидуальном преломлении в форме художественных образов;

  1. по субъекту отражения:

Р – отдельное лицо или общество;

М – отдельное лицо или общество;

И – индивидуальный характер;

  1. по области отражения:

Р – система мироустройства, определяющая место человека в нем, формы поведения, основанные на вере;

М – система правил поведения людей друг к  другу;

И – индивидуальный переживания граней мира или мира в целом;

  1. по выполняемым ими социальным функциям:

Р – познавательные, воспитательные функции;

М – воспитательные, эстетические функции;

И – познавательные, воспитательные, эстетические функции

Из совокупности признаков формируется целостный критерий выделения отдельных форм общественного сознания. Формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимнопроникают друг в друга, влияют друг на друга. Для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип воздействия его форм. Например, в средние века преобладающей формой общественного сознания была религия, наука была развита слабо, все другие либо подчинялись религии, либо сами выступали в религиозном облачении (мораль, искусство).

 

 

40. Политическое и правовое  сознание. Общество и правовое  государство. Демократия и либерализм  и их философские предпосылки.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей, идей и других духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры, приобретая форму идеального. Сознание имеет аксиологический, ценностный аспект, в котором выражается избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом сознания ценности – философские, научные, религиозные, политические. Понятие сознания охватывает как индивидуальное (личное), так и общественное сознание.

Правосознание является совокупностью взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология – система правовых взглядов, основывающаяся на определенных социальных и научных позициях.

Политическое сознание – понимание общественной целостности частичным образом, направленное на защиту и сохранение национально-государственного образования с учетом интересов господствующих социальных классов или слоев. Оно является моментом целостного общекультурного сознания, оно отражает все практические и духовные особенности наличной социальности. В тоже время данная форма сознания в обществе с политической организацией имеет акцентированное практическое значение, самостоятельность.

Начиная со времен античной Греции к массиву политического сознания присоединяются принципы, выработанные в русской философии. Многие великие философы древности пытались создать универсальные политические системы, которые были бы основаны на универсальных принципах добра, справедливости, гармонии, общественного блага.Все эти принципы являются основой для такой формы государственно-политического устройства общества, как демократия, основанная на признании народа в качестве источника власти. Классическим образцом античной демократии является древнегреческое государство Афины. По своей классовой природе это была рабовладельческая демократия, поскольку плодами ее могли пользоваться только свободные граждане, рабы же были исключены из участия в политической жизни. Демократия часто понимается и просто как свобода. Действительно, демократия являет собой систему идей и принципов свободы. Однако она включает в себя также практические нормы и способы их реализации, которые сформировались в течение долгой и часто мучительной истории. Можно сказать так: демократия — это наполнение идей свободы законным статусом и определенными практическими способами его реализации в жизни общества. Главными характеристиками политических систем демократического общества являются основные принципы конституционного правления, права человека и равенство всех перед законом. «Как в абсолютистских государствах король является законом, так и в свободных странах закон должен быть королем и не должно быть никакого другого». Следовательно, совершенное государство не должно быть недемократическим: нормальная гражданская жизнь общества предполагает политическую свободу, подчиненную нормам права. Политическая свобода состоит в том, чтобы в своих социально значимых поступках быть в зависимости прежде всего от законов.

Демократическая система характеризуется также развитым и влиятельным институтом общественного мнения, наиболее полно выражаемого средствами массовой информации. А плюрализм мнений и убеждений, многопартийность, как правило, способствуют появлению достойных людей и их восхождению на вершину власти. В таком обществе правит большинство и права меньшинства защищены законом и институтами, проводящими законы в жизнь. «Одним словом, свободное государство, т.е. постоянно волнуемое борьбой партий, может сохранять себя только в том случае, если оно способно исправлять свои ошибки благодаря собственным законам». Эти принципы определяют фундаментальные элементы всех современных демократий независимо от исторических, экономических и культурных различий народов. Таким образом, либеральная демократия — это упорядоченная система свободного созидания социальных ценностей. Настоящая либерально-демократическая система предполагает исторический навык, приобретаемый народом в результате большого опыта и борьбы; она предполагает в народе наличие культуры правосознания, законопослушания и свободы; она требует от людей политической силы суждения и живого чувства не только личной, но и социальной ответственности.

В либерально-демократическом обществе власть должна принадлежать тем, кому удастся взять ее в свободном соревновании на выборах: настоящая демократия и подлинный либерализм предполагают сильную власть. Либерализм – социальное и политическое движение с определенной социальной базой, системой политических партий.

Обнаруживается, как минимум три основных подхода в изучении либерализма. Либерализм как идеологическое течение представлено в различные периоды разными социальными силами, но приверженными все же изначальным его канонам; во-вторых, как социально-политическое движение; в-третьих, как совокупность определенных институтов, принципов управления, позволяющих проводить либеральную политику на государственном уровне.

Общество способствует возникновению верований. В состоянии экзальтации человек перестает быть самим собой., захвачен чувствами преображения переноса в мир священных вещей. Индивид становится частью коллективного могущества, испытывая экстраординарные ощущения. Коллективная сила выступает как священная. Итак, общество – машина для изготовления богов. Итак, общество дает основу для теоретического (идея иерархии логических родов и видов при образовании понятий извлекается людьми из факта иерархии в обществе); из общества извлекается идея причинности (силы, порождаемой коллективной жизнью); через общество идеи становятся общими приобретают влияние.

Социальный феномен – то, что для индивида является неотвратимым, то, что имеет воздействие на него (например, воспитание, право, мода). Причина социального феномена лежит в природе самого общества.

Итак, Общество – реальность, отличная от индивидуальных реальностей. Целое не равно сумме своих частей. Индивидуальный факт не может быть причиной социального.

Общее сознание – совокупность общих верований и чувств, свойственных членам общества. Общее сознание имеет собственную жизнь, свои законы. Носителем общего сознания является все человечество. 

41. Категории общественно  экономической формации (ОЭФ), культуры  и цивилизации и их сравнительный анализ.

ОЭФ - это конкретно- исторический тип общ-ва, взятого в его целостности, функционирующий и  развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Вся история человека представляет закономерный процесс развития и смены ОЭФ, смены ступени этой истории и ее поступательного движения. ОЭФ – это не хронологическое, не географическое понятие, а соц – ф-ое. Нельзя сказать первая формация принадл Африки, вторая - Азии и т.д. Неверно считать, что формацию можно определить хронологически, относя каждую из них к определенному веку столетию. Нельзя отождествить ОЭФ с какой либо страной, т.к. это понятие фиксирует в теорет. форме тип общ-ва, но не воспроизводит реальную историю того или иного народа.

Философское понятие культуры и цивилизации Известно, что вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация» ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского  к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей — к феноменам культуры, хотя и то, и другое — дело ума и рук человеческих.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант, чем  существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Так ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это, злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный' вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"