Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Файлы: 1 файл

shpory_po_filosofii.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из своего понимания сути культуры, Кант со всей четкостью противопоставил «культуре умения» «культуру воспитания», а чисто внешний, «технический» тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечеству. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм — имеется в виду органическая едино-цельность социума, являющего собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение.

Формационное членение общ-ва придает Ц соц-ую определенность, историческую конкретность. Но Ц понятие более глубокое чем ОЭФ. Формационные различия в Общ-ве, вышедшем из первобытного состояния - это различие внутри Ц. Поэтому, например, понятие буржуазная Ц означает Ц, развивающуюся в буржуазных формах соц. организации., заключающую в себе и противоречие буржуазного общества и его достижения, его вклад в развитие Ц, т.е. черты, приобретающие антицивилизационное измерение челов-го общ-ва  с его кризисами, конфликтами, борьбой классов, так же противоречие двух соц-х систем имеют свой предел- они не должны разрушать цивилизацию , механизмов ее жизнедеятельности.

Ц. - социокультурное образование. Если понятие культура характеризует ч-ка, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, в творчестве, то понятие Ц хар-ет соц. бытие самой культуры. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

Постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, техническое оснащение основных производственных процессов привели к формированию массового общества, в котором культурные ценности перестали быть элитарным достоянием и получили эгалитарный (уравнительный) характер, что обусловило появление массовой культуры, т.е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой с помощью специальной, технически высокооснащенной индустрии. Массовая культура имеет своей исторической целью информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках. 

42. Демографические и  экологические проблемы в современном  обществе, их философские, научные и этико-гуманистические аспекты.

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

  1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен, он может смениться регрессом, застоем или упадком.
  2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые и экономические кризисы, грозящие всеобщим кризисом.
  3. Ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития.
  4. Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.
  5. Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или иного характера, между индустриально развитыми странами и «развивающимися странами», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей.

Важнейшая роль в определении судьбы земной цивилизации принадлежит так называемым «глобальным проблемам». Которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более частных проблем, стоящих перед тем или иным обществом. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран.

Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям. Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы:

  1. интерсоциальные проблемы (проблема войны и мира, социально-экономические проблемы, проблемы преодоления отсталости тех или иных стран);
  2. проблемы системы «человек - общество» (проблемы здравоохранения, народонаселения, образования, культуры, компьютеризации и НТП в целом, развития человека и его будущего);
  3. проблемы системы «природа - общество» (проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды).

Проблема демографии. Если брать общество в целом, демографическую систему, то жизнь следует рассматривать с позиции воспроизводства человеческой жизни, что и составляет предмет демографии.

Быстрый рост населения при ограниченных природных ресурсах, по мнению современных последователей Т. Мальтуса, создает для общества катастрофическую перспективу: уже теперь оно находится в положении человека, носящего ботинки на два размера меньше. Сущность современной демографической ситуации видится ими в «необузданном размножении» человечества. Мрачные перспективы рисуются, например, из расчетов П. Эрлиха. Это, как полагают те же мальтузианцы, может стать оправданием высокой детской смертности, эпидемий, войн как «целительных» средств, смягчающих противоречия между «чрезмерным» ростом населения и ограниченными природными ресурсами.Не исключено, что численность населения, живущего на ограниченной территории, может оказаться столь большой, что приведет к истощению ресурсов. Кроме того, изменения в народонаселении так или иначе оказывают значительное воздействие на состояние экономики, развитие производительных сил общества, на темпы и пропорции всего общественного развития. Проблема народонаселения не сводится только к проблеме общей численности людей на планете. Поскольку общество взаимодействует с природой, постольку вопросы демографии представляют собой часть глобальной экологической проблематики и должны решаться в этом общем контексте.

Проблема экологии Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы. Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания.

В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного отношения к природе. Нельзя забывать: мы живем в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов для промышленности и пропитания  «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпываются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит. Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техника — человек — биосфера. Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе, без которого невозможно ни решение встающих перед ним практических задач, ни тем более совершенствование самого человека как «части», порожденной самой же природой. Человеку по мере его развития всегда было свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и глубокое эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к природе. Нравственное отношение человека к природе обусловлено нравственным отношением к людям. Перед лицом экологической катастрофы трудно не осознать единства природы и общества, их органической связи и ответственности человека перед своей матерью-природой. 

43. Общая характеристика, основные черты и особенности  русской философии. Антропологизм  русской философии. Лосский об  идее конкретного сущего как  главном отличительном признаке  философии в России.

Философия есть уникальный элемент культуры. Философия же определенного народа, развёрнутая в его истории, - ещё и документ, свидетельство не только развития его мысли, но и отражения реальных процессов его существования.

Русская философия - один из ресурсов ретроспективности портрета народа. История русской философии несёт на себе отпечаток национальной культуры, национального характера, психологического склада, особого типа мышления и мировосприятия. Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

В русской философии всегда ведущим, определяющим, наиболее плодотворным в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и познания было религиозное направление. Обязательным элементом любых философских теорий был и нравственный аспект. Иногда он являлся тем стержнем, вокруг которого строилась вся система русского философа.

Проблемное поле русского философа распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: «познания» с основной оппозицией «вера-знание»; «действия» с основной оппозицией «аполитизм-революционизм»; «ценностей» с основной оппозицией «альтруизм-эгоизм».

В каждой из сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал или тип.В сфере познания это идеал рациональности (духовности), задаваемый либо религией, либо наукой. И в этом - специфическая особенность русской философии. Однако будучи органичной частью мировой философии. Она включает в себя её проблематику, выработанную в рамках основных течений новоевропейской философской мысли.

Для русской философии характерно наличие проблем, не теряющих своей актуальности на протяжении всей русской истории и отразившихся в науке и мировоззрении. Таковыми являются: проблемы естественного права, природных источников власти; антропологизм - подход к человеку как высшему произведению природы; рассмотрение космоса как единого организма, обладающего «жизненной силой»; теории общего прогресса; создание моделей идеального социального устройства; разработки диалектического подхода в его идеалистических и материалистических вариантах.

Особенности русской философии:

  1. Глубокое осмысление русской философией кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов (парадигм) философствования. Внутренний критицизм издавна свойственен русской мысли. Со времён Соловьёва философы России искали парадигмы. Кризис западной философии затронул Россию как часть европейской культуры. После революции тема кризиса зазвучала громче. Крушение основ - суть кризиса мировой цивилизации. Русские философы видели приметы кризисного состояния философии.
  2. Борьба русской философии против абстрактности классической мысли, против отвлечённых начал. Русская философия настаивала на первенстве жизненно-патриотического начала по отношению к абстрактно-теоретическому. Утвердить примат жизни, реальной практики по отношению к разуму, теоретическому или практическому.
  3. Фронтальная критика рационализма западной философии Нового времени и предвосхищение русской философией антисциентических, антирационалистических движений европейской мысли. Соловьёв: «Философия должна осмыслить рациональное познание в его органическом единстве с внерациональными формами освоения мира».
  4. Центральная тема в русской религиозно-космологической метафизике - тема изначально и объективно данного единства космоса, природы, человека, бога; единства жизни, истории и познания. Это происходит от философских идей метафизики всеединства и Богочеловечества Соловьёва. Религиозный идеализм высокопрофессиональным философствованием. В России религиозно-идеалистической метафизике противостоял материализм, атеизм. Отступление от бога - причина социальных бед.
  5. Стремление органически объединить гносеологию, новую антологию со смысло-жизненными, этическими, эстетическими измерения бытия и познания. Русская философия хотела быть экзистенциальной, в ней сам познающий был экзистенциален, выражал свой духовный и моральный опыт, целостный, а не разорванный. Русская экзистенциально-персоналистическая мысль проделала путь раньше, чем Запад. Но русская философия в Серебряный век была мало известна.
  6. Новый антропологический поворот был выражен в призыве Бердяева - написать оправдание человека. Внимание концентрировалось на мире личности. Поворот к человеку соединялся в русской философии с критикой западных субъект-индивидуалистических концепций.
  7. Русская мысль ищет иной синтез индивидуального и общественного, чем тот, который предлагался с одной стороны западным индивидуализмом, с другой стороны коммунистическим коллективизмом.
  8. Сложная проблема русского менталитета, русского духа, русской культуры - предмет глубокого исследования, не впадая по большей части в крайности национализма или отрицания самобытности.

Интуитивизм Лосского (1870-1965).

Интуитивизм – направление в русской философии, появившееся в начале XX в. Интуитивизм – гносеологическое учение, базирующееся на принципе непосредственного знания. Представители интуитивизма: Франк и Лосский.  Согласно интуитивизму: человеку доступно прямое постижение истины о мире и вещах, минуя различные второстепенные формы чувственного познания (ощущение, восприятие) и оторванные от живой действительности мыслительные спекуляции рассудка. По Лосскому, непроходимая пропасть между знанием и бытием вырастает всякий раз, когда процесс познания познает не внешний мир, а полученные от него вторичные воздействия в иде ощущений, впечатлений и т.п., что приводит к искусственному удвоению мира, к его расщеплению на предметы и их познавательные количественные ощущения. Интуитивизм отказался от тотждествления субъекта познания как с человеком, так и со взятым в отдельности его сознанием.

По Лосскому, познающий субъект – это некая метафизическая точка, духовно-волевой центр. Благодаря сверхпространственной и сверхвременной природе человеческое "Я" может возвышаться над потоком бытия и обозревать его.  

44. Спор между  славянофилами (Хомяков, Киреевский, Аксаков, Данилевский) и западниками (Чаадаев) об исторической судьбе России.

Русская идея – понятие, объединяющее группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий. О русской идее говорили в начале века, идет речь и сегодня. Основные группы проблем и линий спора:

1. любовь к России, родине  – характер русского, точнее российского  патриотизма.

патриотизм и критика России, российского, русского совместимы ли?; исторические фазы патриотизма; роль патриотизма в национальной идентификации россиян.

2. историческая миссия  России и ее народа.

утверждение о русском народе – миссии; возрождение идеи о России как третьем Риме; различия между миссионизмом и мессианизмом.

3. исторический путь России, его своеобразие и его пересечение с путями др. народов, стран и регионов.

4. специфика национального  характера русского народа (русская  душа).

5. своеобразие российской  национальной культуры (специфика  рос.фф; нац. ценности и общечеловеческие ценности).

6. российская государственность.

специфика решения проблем свободы, права, демократии, реформ и революции; особая социальная роль и ответственность российской интеллигенции.

Три основных подхода к русской идее:

1. славянофилы. ратовали за своеобразие русского пути; противопоставляли русский путь путям исторического движения других народов; говорили об изоляционизме как предпочтительном состоянии России; говорили о миссии русского народа, сопоставимой с миссиями других народов, но русский народ – это народ – мессия, народ – богоносец, т.к. православие есть единственно истинное христианство.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"