Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Файлы: 1 файл

shpory_po_filosofii.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

c+v+m, где: с – означает, что нет частной собственности, нет эксплуатации;

v+m – необходимый продукт;

m – на личное потребление капиталиста, плата налогов, на развитие НТП.

Имеет место также общественная собственность на средства производства.

Маркс критикует реформизм, он доказывает ложность идеи о возможности социальных преобразований путем реформ, только революция может уничтожить частную собственность на средства производства, то есть капитализм. Необходима социальная революция и диктатура пролетариата, чтобы построить социализм. Маркс также раскрывает классовую природу буржуазного класса.

 

 

34. Предмет философской  антропологии и ее основные  проблемы. Категории «человек», «индивид», «индивидуальность». Природа и сущность  человека. Биологическое и социальное  в человеке.

Основная проблема – место человека в мире. В античной, китайской, индийской философии – человек –микрокосмос, часть космоса. Философские категории: свобода и необходимость. Необходимость в виде все-общего закона – логоса. Великий закон необходимости познается и разрешается в деятельности человека.

Аристотель: назначение человека в разумной деятельности. Обратить внима-ние на деятеля, кто он таков, каковы его свойства.

Протагор: человек – мера всех вещей. Внутренний мир человека – отражение законов универсума. Внешний мир – проекция законов человеческой жизни, уст-роенной по образцу античного полиса – в этом и состояла мировоззренческая ос-нова греческого гуманизма. Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы: Отдельное живое существо, особь, отдельный человек - в отличие отколлектива, социальной группы, общества в целом.Индивидуальность - неповторимая своеобразие какого либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную еденичность (Индивида) в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (Темперамента, характера и т.п.).

Человек - есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобоетенного.

Человек кристализует в себе все, что накопленно человечеством в течении веков.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Осознание человека себя как такового всегда опосредованно его отношениями к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индтвидуальность. И вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигаент самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления как субъекта исторического процесса.

Биологическое и социальное в человеке

1. Человек- часть природы и он  характеризуется рядом биологических  признаков

а) Анотомические.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

2. С другой стороны, человек –  социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.

3. На проявление многих биологических  параметров могут влиять и  социальные параметры, например  продолжительность жизни.

5. В ходе дискуссии о соотношении  биологического и социального  в человеке высказывается широкий  спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

Концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими (натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)

Взаимосвязь и специфика понятий человек, индивид, личность.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.

Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При таком подходе мы абстрагируемся как от особенностей действия различных физико-психологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента и т. д.), так и от различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью игнорировать действие этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие отличия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и человека более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития в марксистской философии наряду с понятием "индивид" используется и понятие "личность". Индивид в данном случае рассматривается. как отправной момент для формирования личности. Он — исходное состояние для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность же — итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Каждый индивид, поскольку он является носителем всех биологических, психологических и социальных черт человека, выступает как субъект познавательной и общественно-преобразовательной деятельности. Процесс формирования индивида — это процесс перехода человечества со стадии антропогенеза, когда определяющими в жизнедеятельности человека являлись природно-биологические факторы, на стадию социогенеза, когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений. Исторически человек первоначально существует как стадное животное, племенное существо. По мере развития, включения социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс.

Различие между человеком как индивидом и человеком как личностью определяется мерой реализации ими их человеческой сущности. Личность — это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество человеческой личности — свобода. Для личности обладание свободой является главным, непременным условием ее функционирования и развития. Именно благодаря свободе личности человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать ее в соответствии со своими целями. 

35. Личность и ее внутренний  мир (потребности, интересы, способности, ценности). Человеческая субъективность.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.

Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

Личночть есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет хаактер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с обществеными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Одновременно с формир личности складывается и характер личности - психолог стержень человека. “Только в характере индивидум приобретает свою постоянную определенность” - Гегель.

Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным хаактером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социальнозначимых идеалов.  Если же характер чел разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства нередко приводят к тому, что чел, поставеный перед выбором, е всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравств личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”.

Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого челов проявляется уже на биолог уровне. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. Что же представляет собой личностная уникальность?  В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями Среды в кот она выращивается. Насл особенности, условия Среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует соц психологическую уникальность личности. Но индивидуальность е есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней.

Индивидуальность не есть абсолют. Она изме6няется и одновременно остается неизменной на протяженими жизни человека.

Необходимость и свобода.

“Судьба направляе того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.” Вопрос о отношениях своб и неоходимости  извечен.

Люди обладают знач свободй в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Под личностью понимаем, во-первых человеческий индивид выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности в сфере общественных отношений, во вторых под личностью понимают социальную значимость индивида, его социо-этич и психологический облик. В данном контексте понятие личность, фиксируя меру социального в индивидуальном, употребляется в оценочном смысле. О достойном человеке говорят: “ Это личность” личность  м/б признана великой, выдающейся, и т.д. или же недостойной и т.д.

В процессе социализации человек становится личностью. У него возникает самосознание, или образ собственного я, отличного от других людей и остального мира. Образ я включает в себя сознание тождественности самому себе, социально направленную самооценку и самоуважение. Ценность я выявляется только в отношении её  другими личностям, к обществу. Вне социальных связей бессмысленно говорить о самооценке человека и об оценке его со стороны общества. Невозможна не только самооценка, но и самопознание изолированного индивида. Человек познает себя через отношения с другими людьми. Человек смотрит на другого человека как на зеркало. Таким образом, самопознание и самооценка необходимы. Но они достигаются не столько путём рефлексии и анализа собственных переживаний сколько через общение с другими людьми, через овладение научными знаниями о человеке и окружающем его внешнем мире. 

36. Развитие идеи прогресса  в философии истории (Августин, Кондорсэ, Вико, Гегель, Маркс). Критерии общественного прогресса.

Понятие прогресса акцентирует момент направленности в изменении обьектов и момент временности их бытия. Прогресс – это развитие людей и человечест-ва в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию.

Задействованные трудовые ресурсы и производительность общественного труда обеспечивают совокупный общественный продукт, важнейшую часть общественного богатства. Рост общественного богатства на душу населения определяет экономический прогресс общества. Распределение общественного богатства, зависящее от производственных отношений, в тесной связи с принятыми нормами социальной справедливости определяет социально-структурный прогресс. Рост общественного богатства и производительности труда может быть достигнут интенсификацией  непосредственного труда или совершенствованием средств производства и орудий труда за счет научно-технического и технологического прогресса.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"