Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка
1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.
Критерии прогресса:
При исследовании развития общества можно говорить только об экономическом, научном, техническом, технологическом, социально-структурном, политическом, духовном, культурном, нравственном прогрессе.
Прогресс- направление развития. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и срывов. Прогресс в одной сфере может быть причиной регресса в другой.
Критерии прогресса. Согласия среди ученых здесь нет. Фр. Просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей(Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм так же предложил универсальный критерий прогресса - развитие производственных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития ч-ка. Но состояние экономического базиса не определяет развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Так, критерием прогресса должна быть мера свободы, которую об-во может предоставить для максимального развития личности. Степень прогрессивности- уровень условий для удовлетворения потребностей личности(по степени человечности общественного устройства).
При определении критериев общественного прогресса необходим комплексный подход, поскольку общество состоит из различных подсистем, каждая из которых требует своего специфического критерия. Проблема прогресса сложна и многоаспектна.
Универсальные критерии:
1. Способность человека
2. Увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, инновации.
3. Степень реализации счастья
как основного смысла
Понимание прогресса связано с более общими категориями, такими как изменение, движение развитие. Анализ истории ч-ва показывает, что в общ-ном развитии имеют место восхождение или прогресс, цикличность или повторение, деструктивные процессы, или регресс.
Ярчайшим представителем средневековой Ф-ии явл Августин. Он всецело опирается на священное писание. Августин попытался опираясь на христианскую основу описать совокупность ч-х поступков, желаний и деяний. В значительной мере как раз это и делает его одним из первых историософом.
Кондорсе считается первым из основателей теории исторического прогресса. Движение истории, по его мнению, имеет поступательный характер. Вектор ч-ой истории направлен от низшего несовершенного состояния ко все более совершенным состояниям. Критерий совершенства- степень развития ч-кого разума. Поступательное движение истории связывал с безграничными возможностями человеческого разума как творца истории. Признавал значения хозяйственных и политических факторов в общественном развитии. Немецкое просвещение (Гегель) развило идею о поступательном характере человеческой истории оцениваемой именно как история разума. Позиция Гегеля опирается на постулат «все действительное разумно», иными словами материя с самого начала представляет собой сферу разума, это является другим ракурсом той же самой проблемы, разум историчен. Всемирная история по Гегелю есть прогресс в сознании свободы.
Вико стремился открыть всеобщие исторически бесконечные изменения. Доказывал единство мировой истории, повторяющиеся моменты в ней, цикличность и возвраты. Вико отмечал три типа времени: религиозное, героическое и гражданское.
Бэкон стремился обратить взор нации к земле. Признавал особую ценность всех технических и научных изобретений и усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс. Знание, не приносящее практических плодов – ненужная роскошь.
К. Маркс сравнивал капиталистический
прогресс с идолом, который не желал пить
нектар, иначе, как из черепов убитых. Это
означает, что прогресс отнюдь не является
чем-то светлым, одинаково привлекательным
для всех. Напротив он жесток, ибо прогресс
одной части происходит во многом за счет
эксплуатации, угнетения и подавления
другой его части. Именно развитие творческих
сил человека, как критерий общественного
прогресса имеет в виду Маркс.
37. Понятие и структура общественного сознания. Место общественного сознания в духовной жизни общества.
ОС это процесс отражения и осмысления общ бытия. Когда имеют в виду ОС, от отвлекая от всего индивидуального личного , принимают взгляды, идеи, характерные для данного общ в целом, или для конкретной группы, класса. Принципами ОС являются то, что во первых оно отражает ОО, их совокупности; во-вторых, оно есть продукт дух деятельности всего О и многочисленных поколений; в-третьих оно вывражает тот уровень С который называется Общ осознанностью. Последнее подразумевает понимание сущноси ОО, в которых Ч-к д-ет степени влияния его сознательности, а не стихийной д-ти. Последний признак позволяет говорить, что ОС -это процесс активного, мысленного отражения явлений и сторон О жизни в рез духовной деятельности Ч-ка
О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. - основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни.
Содержания ОС можно дифференцировать по глубине проникновения в действительность т.е по уровню обобщенного отражения О бытия. В этом плане оно представляет соьой диалектическое единство обыденного и теоретического сознания .
Под обыденным С понимают процесс спонтанного духовного отражения действительности в рамках повседневной практической деятельности. В обыд С выделяют 3 компоненты: 1 эмпирические знания обю окружающей человека действительности; 2- Общ или социальная психология; 3- народное творчество. Они соответствуют 3 типам соц отношений. Твоческит преобразующим отношениям к действительности, целостно-идеологическим отношениям ч-ка к окр миру.
При анализе ОС в социальном аспекте в его структуре можно выделить и такие духовные образования, как специализированные и массовое сознание. Так научные представления и идеологические взгляды на первых порах всегда выступают как специализированное сознание и лишь по мере их распространения среди широких слоев населения они приобретают характер массового.
Массовое Созн – это совокупность духовных образований, разделяемых классами, соц группами общества. Оно не сводится лишь к эмоциональной стороне ОС, хотя настроения и соц чувства- это самые распространенные формы проявления МС.
В МС органически сливаются и собственно психологические и идеологические представления и взгляды. Оно не может быть отождествлено ни с обыденным ни с теоретическим сознанием его специфика состоит в том, что в нем проявляются интересы и социальные позиции классов и социальных групп в форме убеждений, установок оценок.
Общ Мнение –отношение классов, различных групп людей к событиям и фактам соц действительности. Исторически сложились опред формы ОС – политическое созн, правосознание, моральное, эстетическое, религиозное, атеистическое.
ПолитС –это системное теоретическое выражение взглядов определенного класса на полит стой общ, формы гос-ва. Полит С – всегда активная сила под его влиянием формируются полит взгляды народа. Полит С людей и их классовое положение в общ не всегда совпадают.
Правосознание- этол совокупность убеждения людей относительно правомерности и неправомерности поступков, прав и обязанностей членов общ, справедливости и несправедливости законов. Как политС так и правоС проявляются по законам надстроечных явлений. С гибелью того или иного класса теряют силу соответствующие его интересам полит взгляды и правосознание.
Моральное С –составляют взгляды общ на те или иные поступки людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и не справедливости. Мораль связана с правосозн но моральные нормы отличаются от правовых. Правосозн оценивает поступки людей исходя из закона поддерживаемоо гос принуждением. Мораль же опирается на внутр убежд и охраняется Общ мнен. Мораль сод нравственные убещдения чувства привычки обр в совокупности нравственное сознание личности.
Эстетическое С, Искусство – форма ОС, в котром определяется эстетическое отражение человеком общ жизни и природы в художественных образах и картинках. Основные категории эстетич С- преккасное- безобразное, трагическое –комическое.
Религиозное С – представляет собой фантастическое, иллюзорное отражение в сознании человвека тех внешних сил которые господствуют над нами в повседневной жизни, отражение в котором земные силы принимают форму неземных.
38. Философия и наука и проблема их взаимодействия. Место науки в сфере культуры в новое время и современность.
Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведённых в целостную систему на основе определённых принципов и процесс их производства.
Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем, она подразделяется на множество отраслей знаний (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Наукой о наиболее общих законах действительности является Ф., которую нельзя, однако, полностью относить к науке.
Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удалённости от практики, науки можно разделить на 2 крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.
Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. знание - это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании. Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе науч. познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций.
В отличие от обыденного познания научное познание характер-тся:
1) систематичностью, а также логической выводимостью одних положений из других;
2) объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги - идеализированные объекты;
3) осознанным контролем над
4) высокими требованиями, предъявляемыми к науке и к языку описания исследуемых объектов; неопределенность, многозначность понятий естественного языка заставляет науку вырабатывать свой специальный язык с четкой фиксацией смысла и значений понятий;
5) строгостью и объективностью открываемых истин, т.е. их независимостью от познающего субъекта, обязательностью, воспроизводимостью и т. д.;
Главные функции науки можно представить в такой послед-ти : познавательная, объяснительная, практически-действенная, прогностическая, мировоззренческая, социальной памяти и др. Ведущей, ключевой функцией науки считается объяснительная. Подлинное назначение науки - объяснять, как устроен мир; почему мы наблюдаем его именно таким, а не другим; что будет если мы предпримем такие-то действия и пр. Но большая (и самая надежная) часть современного здания науки построена гипотетико-дедуктивным методом, при котором все частные утверждения и законы теории логически выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом и пр., которые не выводимы, а, следовательно, не доказуемы в рамках данной теории и могут быть опровергнуты. Суть практически-действенной функции науки заключена в том, что наука не только объясняет, как устроен мир, но и одновременно даёт метод, т. е. систему правил и практических приёмов обращения с ним. Именно общественно-историческая практика выступает главным ориентиром для науки: она есть, во-первых, главный источник научного познания, а во-вторых, - его цель.